search
Топ 10

Чудеса случаются. Главное – в них верить

Об Ольге ЛАДЫГИНОЙ, учителе английского языка гимназии №5 Камня-на-Оби, победителе конкурса «Классный руководитель Алтая-2007», я была наслышана еще до поездки к ней в гости. Об Ольге Александровне говорили как о потрясающем учителе, необыкновенном человеке. Говорили, что ее опыт работы с детьми просто ошеломляет, что с барнаульскими ребятами на краевом конкурсе она сотворила чудо… Поэтому встречу ждала с нетерпением. Слушала Ольгу Александровну и думала: откуда столько мудрости, терпения, любви, доброты. Невольно сравнивала себя с нею (я тоже педагог и к тому же мы ровесницы): а как бы я поступила? А я смогла бы? К сожалению, сравнение не всегда было в мою пользу…

Учительская династия

Я учитель в четвертом поколении. Мой прадед был преподавателем Уфимского педагогического института, бабушка – учитель литературы и русского языка, дедушка – основатель художественной школы, родители – педагоги-музыканты, брат преподает в Пермском институте искусств. Я с детства знала и обожала работу учителя. Мы жили в общежитии, так я среди детей слыла «главной» учительницей, любимой игрой была игра «в школу». Мечтала с ранних лет быть учителем и иной судьбы себе не представляла. Муж тоже связан с образованием. Много лет работал в детском доме воспитателем, затем в школе учителем английского языка. Сейчас занимается делами молодежи в городской администрации. У нас трое детей. Старший сын – студент Пермского института искусств по классу гитары, дочка учится в педагогическом лицее в Барнауле, младшему сыну 11 лет, увлекается вокалом, наверное, свяжет свою судьбу с музыкой.

Иметь троих детей мечтала с детства. У моей бабушки тоже было трое детей. А бабушка для меня – это идеал. Она удивительный человек. К сожалению, в наше время не стало таких учителей – настоящих русских интеллигентов. Она большое влияние оказала на формирование моего литературного и музыкального вкусов. Свою дочь я назвала Викой в честь бабушки.

Были времена и похуже

Как сейчас живет учитель? Появилась относительная стабильность. Были времена, когда сидели на воде и муке. Когда ложились рано спать, чтобы не думать о голоде. Когда муж жарил лепешки детям и посыпал их сахарком – это была наша единственная еда на протяжении нескольких дней. Не хочу вспоминать чебуреки с картошкой вместо мяса. Муж бросил работу в детском доме, ушел на базар. Было постоянное ожидание: продаст, не продаст? Будут сегодня деньги или нет? Было страшно. Конечно, зарплаты у нас небольшие, но сейчас я знаю, что вовремя получу деньги. Могу купить детям фрукты, сладости, чего раньше мы себе не позволяли. Старший сын вырос в жестких условиях: и печку топил, и за водой ходил. Мы не могли потратить лишнюю копейку – ее просто не было…

Разумеется, если бы сегодня учитель получал достойную зарплату, мне не приходилось бы брать столько часов учебной нагрузки. Больше сил отдавала бы своему предмету, потому что сейчас столько источников, столько возможностей у педагога удивить и порадовать детей, повести за собой. Но сил не хватает, а такие большие нагрузки мы берем не от хорошей жизни. А еще классное руководство, заведование кабинетом, руководство городским методическим объединением учителей иностранных языков…

Первый опыт

Я долго не соглашалась на классное руководство. Это был мой первый опыт. Взяла детей в пятом классе и довела их до одиннадцатого. Мы практически не расставались: в будни до позднего вечера и даже в выходные дни у нас были общие дела. Вспоминаю, как все начиналось. Организовала в школе проведение англо-американских праздников, фестиваля английских сказок. Получилось зрелищно, ярко, весело. Родители шили костюмы, очень помогали муж, ребята. К сожалению, не все коллеги меня поддержали. Обидно было слышать: «Ну, Ладыгина, не знаешь уже как выпендриться». Сначала плакала, а потом привыкла. Я поняла и стала себе и детям говорить: нет людей плохих – есть другие. Они просто не понимают, что работа, общение с детьми доставляют мне удовольствие, радость, в этом вся моя жизнь.

Паника и слезы на конкурсе

На краевом конкурсе «Учитель года» я встретила таких же людей, как сама. В первый день у меня была паника, позвонила мужу: забери, хочу домой! А конкурсантка из Новоалтайска успокаивала: девчонки, да вот увидите, будем расставаться со слезами. И началось… Общение, поддержка, совместные репетиции. Мы были конкурентами, но искренне болели друг за друга.

Все пять дней конкурса нас окружали методисты АКИПКРО – удивительно добрые, неравнодушные, переживавшие за каждого из нас. Я знала, что волнуются за меня родные, коллеги. Муж – мой соратник, помощник, вдохновитель. Я творческий человек, мне на бумагу перенести свои мысли, задумки, идеи нелегко, да еще глаза подводят. Он сидел ночами и набирал на компьютере всю документацию к конкурсу. Поэтому 50% победы – его. И, конечно, моего 11-го «А».

Моя конкурсная презентация была построена на воспоминаниях о том, как мы жили вместе с детьми шесть лет. На экране мелькали сценки, я их комментировала. В завершение в кадре появляются ребята (спасибо Каменскому телевидению за помощь). Я обращаюсь к ним: «Почему вас нет сейчас рядом со мной, как мне вас не хватает! Но ведь чудес не бывает». А мои дети отвечают мне с экрана: «Вы нам всегда говорили, что, если веришь в чудо, оно обязательно случится, поэтому мы идем к вам». На экране они выходят из класса и в тот же момент выбегают ко мне на сцену. У меня ком в горле, еле сдерживаю слезы…

Все получилось!

В рамках краевого конкурса я давала открытый классный час в 11-м классе барнаульской гимназии №22. Предварительная встреча меня смутила: детки другие, вернее, ценности у них другие. Тема классного часа была «Вверх по лестнице жизни». Когда я проводила это мероприятие у себя в городе, ребята не лукавили, не вторили мне, но у нас с ними все совпало. Я выстроила перед ними свою «лестницу жизни». Для меня изначально было ценно: семья, дети, любимая работа. Об этом я мечтала с детства. Чтобы достичь всего, я должна была преодолевать ступени своей «лестницы»: получить образование, встретить человека, полюбить его, жить с ним и детьми в гармонии. Так вот, каменские ребята меня сразу поняли и приняли. После предварительной встречи с ними я была уверена: завтра у нас все получится, все случится. В Барнауле было не так. Дети говорили о карьере, о материальном благополучии. Для меня это стало большой неожиданностью, надо было как-то выкручиваться.

В конце я спросила у ребят, что им дала наша встреча. И когда они заговорили о том, что да, действительно, миром правит доброта, любовь, и карьеру я буду выстраивать для семьи, детей, а не только для себя, когда мальчик сказал, что ему хочется построить дом, посадить дерево… я от счастья прямо кулаки сжала – все получилось, все случилось, вот итог! Нашу встречу с барнаульскими ребятами я заканчивала стихами Леонида Мартынова:

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

В моей душе встреча с ребятами из Барнаульской гимназии оставила свой след. Не знаю, насколько я для них была интересна, насколько наше общение запало им в души. Наверно, что-то они во мне увидели, раз пошли на разговор, отреагировали, поняли мои мысли, приняли часть моих ценностей. Надолго ли? Не знаю…

Победа – не повод останавливаться

Я понимала, что от меня ждут победы и город, и школа, и семья, и мой класс. Победила! Но на этом точку не поставила. С одиннадцатиклассниками мы продолжили социальный проект «Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим». Идею проекта – общение с воспитанниками детского дома – предложили сами ребята. Мы выступали с концертами, устраивали КВНы. Что дают такие встречи? Мои ребята стали ответственнее: их ждут, они должны готовиться, чтобы хорошо выступить. Родители заметили, что дети стали по-другому смотреть на мир. Они по-новому оценили то, что имеют, стали дорожить домашним уютом, комфортом, отношениями с родителями. Они узнали, что многие дети этого лишены. Цели, которые я ставила изначально при разработке проекта, мы осуществили: ребята стали добрее, научились уважать интересы друг друга, принимать других такими, какие они есть.

Записала Елена ИВАНОВСКАЯ

Муж Ольги Александровны, Игорь Викторович, по образованию педагог. В студенческие годы увлекался КВНом. Пятнадцать лет руководил Каменским самодеятельным театром эстрадных миниатюр. Сейчас главный специалист отдела по делам молодежи администрации города Камня-на-Оби:

– С Ольгой мы вместе уже двадцать лет. В течение нашей совместной жизни она мой надежный и незаменимый помощник. Когда я занимался театром, она была моим аккомпаниатором, когда я руководил клубным объединением в гимназии №5, она отыскивала и приводила в коллектив талантливых детей, помогала в организации и проведении всех мероприятий. Когда я начал работать в администрации и у меня появилась возможность реализовывать свои проекты (КВН, юморины, фестивали) в более широком формате, Оля не бросила моих ребят в гимназии. Всегда у нас получалось так, что она оставалась в тени. Поэтому для меня не было вопроса: участвовать ей в конкурсе или нет? Сказал: не просто участвовать, надо побеждать!

Ольга более целеустремленная, активная, чем я. Она говорит про меня: талантливый, но ленивый. А она – талантливая и трудолюбивая. Поставила цель – обязательно ее добьется. Я, например, не верил, что ее ученики смогут сыграть сцены из «Ромео и Джульетты» на английском языке. Ольгины дети смогли. Она все, что задумала, осуществила. И костюмы сделала, и музыку сама подобрала. Она легко находит себя в любом деле.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте