search
main
0

Чтобы учитель работал нормально, его нужно сначала хорошо подготовить, а потом оказывать надежную помощь

Комитет по образованию Государственной Думы РФ провел «круглый стол» «О развитии педагогического образования». В работе «круглого стола» приняли участие вице-спикер Госдумы Светлана Журова, вице-президент РАО Виктор Болотов, начальник Управления профессионального образования Рособразования Петр Анисимов, руководитель профильного комитета ГД РФ Григорий Балыхин, ответственные работники Министерства образования и науки РФ, депутаты Госдумы и региональных законодательных собраний, руководители органов управления образованием субъектов РФ, ректоры вузов России, директора педагогических колледжей. Самой большой была, конечно, делегация Москвы. Перед участниками форума выступили член экспертного совета при Комитете по образованию ГД РФ, директор московского лицея №1502 Владимир Чудов и член экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию ГД РФ, председатель Московского городского совета директоров дошкольных учреждений образования, заведующая ДОУ №113 Нина Гусева.

Нина ГУСЕВА:

– Развитие дошкольного образования и повышение его качества находятся в прямой зависимости от кадровой политики. Всего в учреждениях дошкольного образования Департамента образования занято свыше 40 тысяч педагогических работников, из них 26,3 тысячи воспитателей (65,8% от общего количества). Образовательный уровень педагогических кадров дошкольных учреждений неуклонно повышается:

– в 2007 году количество воспитателей с высшим образованием составило 41,7%, что в 1,5 раза больше, чем в 2003 году;

в 2007 году количество заведующих с высшим образованием составило 93,8% (в 2003 году – 84,6%).

В детских садах работают 48,8% воспитателей, имеющих среднее профессиональное образование. Этот показатель стабилен с 2003 года, что свидетельствует о востребованности педагогических кадров со средним профессиональным образованием в системе дошкольного образования.

Снижается количество воспитателей, имеющих общее среднее образование (2007 год – 2,5%, 2003 год – 3,2%).

Немаловажный показатель в кадровом обеспечении – возрастная структура кадрового состава дошкольных образовательных учреждений. По информации на 1 января 2007 года, в детских садах работали 34% педагогических работников в возрасте до 35 лет, в то же время специалисты пенсионного возраста – 18%.

Анализ деятельности системы дошкольного образования позволил выделить в кадровом вопросе такие ключевые проблемы, как:

– новые формы – консультативный пункт, служба ранней помощи, центры игровой поддержки, инклюзивные группы – требуют подготовки специалистов для работы в таких группах и компетентности педагогических кадров;

– широко пропагандируемый здоровый образ жизни в семье и введение элементов спорта в жизнь детского сада требуют специалистов физического воспитания, между тем до сих пор не решен вопрос о нагрузке и правильном наименовании воспитателя по физкультуре в ДОУ. Видимо, уже архинеобходимо внести изменения в тарифно-квалификационные характеристики по должностям с указанием распределения рабочего времени, и особенно это касается таких должностей, как музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, инструктор ЛФК, медсестра по массажу, медсестра физиотерапии.

И в Москве, и в России в целом процесс перехода на финансово-хозяйственную самостоятельность работы в рамках автономной некоммерческой организации тормозится главным образом потому, что не так-то просто найти или даже подготовить бухгалтера для каждого образовательного учреждения. Специалисты выбирают те места работы. где платят больше, а сфера образования не в состоянии дать бухгалтеру высокую зарплату, да и работать он должен на уровне главного бухгалтера, то есть быть не узкоспециализированным, а иметь широкий профиль, мог бы выполнять все функции системного бухгалтера.

Неоднократно на всех уровнях говорили о том, что для сохранения в дошкольных учреждениях квалифицированных кадров, повышения их заработной платы, поднятия престижа профессии надо решить вопрос о сокращении продолжительности рабочей недели воспитателей с 36 до 30 часов.

В Москве большое количество педагогических вузов, университетов, педколледжей. Но если с городскими педагогическими колледжами и педагогическими вузами все более или менее ясно, то непонятно, куда деваются выпускники остальных учебных заведений?

В школах порой молодежь не может устроиться на работу потому, что 19,7% составляют учителя-пенсионеры, то есть каждый пятый – учитель-пенсионер, а в детские сады молодежь особо и не рвется. Кем же заняты вакансии воспитателей и специалистов в детских садах? Как правило, многие воспитатели из-за низкой зарплаты вынуждены работать в две смены. Много приезжих из других городов. Педвузов и педколледжей в Москве хватает. Многие заведующие вспоминают то время, когда молодые специалисты приходили по направлению в учреждение и должны были отработать три года. Многие не оставались в профессии, ну а многие прирастали к ней душой и работали. Непонятно, почему государство тратит средства на обучение специалистов, востребованных обществом, но никто не отслеживает, куда они потом направляются.

Владимир ЧУДОВ:

– Много организаций в Москве ведут переподготовку учителей, это очень важная работа и ведется она, на мой взгляд, очень неплохо. Но тут, безусловно, есть и свои проблемы. Думаю, что работа этих организаций, в основном вузов, должна учитывать различные категории педагогов. В первую очередь кадровых учителей, которые обязательно, отработав пять лет, должны пройти переподготовку, и более менее они ее проходят. Здесь очень большой недостаток – громадный уровень «теоретизма» этой работы. Зачастую ученые и методисты, которые ведут переподготовку педагогов, пытаются свои теории привести в школу, хотя, наверное, рациональнее было бы послушать учителя, что ему нужно решать вопросы в конкретной ситуации, в конкретной обстановке и как поступать. А ведь ситуации сегодня становятся все сложней и сложней! Мне кажется, должна быть ориентация в процессе переподготовки прежде всего на молодых педагогов, которые приходят в школу после магистратуры или после бакалавриата. И, безусловно, они еще для нас сырой материал, и им еще учиться и учиться. Не хочу кидать камень в адрес педвузов. Но один профессор заметил: «Мы своим выпускникам даем только диплом, а учит их школа!» Наверное, это отчасти правильно. Чрезвычайно важный вопрос переподготовки специалистов, которые не имеют своего начального педагогического образования. В нашем лицее работает достаточно большая группа педагогов вуза (около 40 человек), и чтобы их переподготовить, сориентировать на реальную школу и школьную работу, было затрачено громадное количество труда. В следующем году ЕГЭ станет обязательным, поэтому школы уже трясет. Ясности от федерального уровня пока нет, живого материала, с которым мог бы работать учитель, тоже нет. Закончилась уже первая четверть, а мы все еще не знаем, какие у нас будут выпускные экзамены, как они будут проходить. Известно, что Министерство образования и науки РФ (делает оно что-то или не делает) в народе авторитетно, а виноват всегда и во всем оказывается учитель. Между тем нам нужно поднимать авторитет учителя, который не всегда определяют только деньги.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте