search
main
0

Чтобы не заблудиться в современном мире

Что уже удалось сделать для дальнейшего развития гражданского образования, какие задачи стоят перед граждановедами в самое ближайшее время и в перспективе? Об этом рассказывает руководитель Федерального центра гражданского образования, кандидат педагогических наук Татьяна БОЛОТИНА.

– В прошлом году закончилась программа «Европейский год гражданственности через образование», состоялось множество семинаров, конференций, конкурсов, олимпиад, которые стали важными этапами по дальнейшему продвижению гражданского образования в нашей стране. С вашей точки зрения, что особо важным было в прошлом году и в первой половине нынешнего?

– Прежде всего хочу отметить, что Владимир Владимирович Путин напомнил своему Совету при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, что Всероссийская программа гражданского образования очень актуальна сегодня для нашей страны. В ней необходимо сделать какие-то корректировки и передать в Министерство образования и науки РФ, что мы и сделали. Она передана нашему министру, чтобы он на нее откликнулся. Все другие министерства сделали свои заключения и пришли к выводу, что программа должна стать составной частью ФЦП «Образование».

Сейчас идет второе десятилетие Всемирной программы образования в области прав человека (2004-2014 годы). В конце декабря прошел конкурс, организованный Минобрнауки РФ по подготовке учебно-методического комплекса по этому курсу. Учебники уже разосланы в регионы, и с первого сентября он вводится как элективный курс в рамках профильного обучения. Его авторы: Т.Болотина, Е.Певцова, А.Суслов, В.Смирнов, П.Миков. Была разработана концепция по правам человека. Она включает раздел «Что такое права человека, что понимается под обучением правам человека и как это обучение правам человека должно осуществляться в школах с начальных классов и до выпускных. Под эту концепцию разработана программа для учащихся.

Теперь пытаемся с помощью Государственной Думы, Министерства образования и науки РФ, неправительственных организаций провести еще один конкурс – по подготовке учебников для основной школы.

– Если посмотреть на регионы нашей страны, заметно ли дальнейшее развитие гражданского образования, не стоим ли мы на месте?

– Во многих регионах, не ожидая принятия Всероссийской программы по гражданскому образованию, принимают свои, региональные. В октябре прошлого года в Брянске на большой конференции была принята областная. В апреле обсудили и одобрили программу гражданского образования Татарстана. Появилась она и в Пермском крае, там ее назвали «Программа политического и гражданского образования». В Иркутске уже тоже подготовлен такой документ. В Архангельске программа рассматривается Законодательным собранием.

– Это очень хорошо, что в краях, республиках и областях граждановедческой общественности удалось убедить в актуальности гражданского образования своих руководителей…

– Да, эти программы чаще всего принимаются с одобрения губернатора, Законодательного собрания. Когда проходил Год европейской гражданственности, кода мы рассматривали проект президентской программы, началось движение многих энтузиастов гражданского образования, они задались целью создать свои региональные программы.

Почему Владимир Владимирович Путин во второй раз обратился к Панфиловой, снова одобрив ее, потому что все министерства, которым он дал поручение рассмотреть ее, они ее поддержали, кроме нашего.

Господин Свинаренко ответил, что нам такая программа не нужна, у нас есть программа военно-патриотического воспитания.

– Когда в Воронеже создавали Центр гражданского образования, местные власти согласились его открыть только при условии, если в названии будет стоять: патриотического и гражданского образования. Но ведь патриотическое воспитание, так же, как, скажем, нравственное, является составной частью гражданского…

– Да, патриотическое воспитание – это ценность гражданского образования, его составная часть.

– Какие регионы вы смогли бы особо отметить по уровню развития гражданского образования?

– Прежде всего это Пермский край. Хочу отметить, что там в основном инициаторами этой программы являются неправительственные организации, хотя она рассматривается и на более высоком уровне – Законодательным собранием. В Перми есть Центр гражданского образования и обучения правам человека, которым руководит Андрей Суслов. Очень хорошо, что эти общественные организации работают с Департаментом образования, у них нет противостояния. И вот тот факт, что они действуют в одной связке, дает положительные результаты.

В Пермском крае разработаны свои региональные учебники и методические пособия. Для учителей проводятся тренинги, семинары.

Конечно, очень хорошо работает Брянский центр гражданского образования, который возглавляет Николай Коваленко. Раньше в этой области гражданским образованием занимались несколько школ, теперь благодаря Николаю Степановичу охвачена вся область. У центра налажена хорошая связь с Департаментом образования и, разумеется, с институтом повышения квалификации, при котором он и был создан.

Добрые слова следует сказать в адрес Маргариты Сельковой из Архангельска. Она очень многое делает.

Раньше Селькова работала только в педагогическом университете, сейчас еще и в институте повышения квалификации педагогических кадров, при котором действует лаборатория гражданского образования. Она сама входит в общественную палату, где ведет интересную интенсивную деятельность. В Архангельске кроме других важных программ внедряется проект «Активная школа».

А в Красноярском крае занимаются не только гражданским образованием детей, но и, что особенно следует подчеркнуть, взрослым населением тоже. Красноярцы считают, что гражданское образование должно продолжаться на протяжении всей жизни человека. У них объединены общество «Знание», институт повышения квалификации, центры гражданского образования. В Красноярске успешно работают различные фонды, фонд «СИВИТАС», Британский совет. Они помогают развитию гражданского образования как в финансовом отношении, так и в организации секций, семинаров, конференций.

– Сколько центров гражданского образования создано на сегодняшний день в стране?

– Если считать их вместе с лабораториями, то насчитывается около сорока. Недавно мы отправили письма во все институты повышения квалификации педагогических кадров за подписью ректора АПК и ППРО, чтобы они прислали свои отчеты о том, что у них есть по гражданскому образованию и по обучению правам человека, чтобы можно было составить общую картотеку.

– Судя по всему, такой центр нужен и в столице, собираетесь ли вы его открывать?

– Несколько лет назад при кафедре общественных дисциплин Института открытого образования, которую возглавляет Сергей Иванович Козленко, была попытка организовать такой центр. Там начинали работать Андрей Иоффе и Галина Солнцева, но его скоро закрыли. Я считаю, что в Москве нужен такой центр.

Недавно появился проект «Обучение в демократии», по нему работают школы Калининграда, Московской области и Москвы, этот курс ведется с 5-го класса. По мнению учителей, ребятам очень нравятся эти занятия.

Отрадно, что директора многих институтов усовершенствования стали по-другому относиться к этой проблеме. Раньше они не признавали необходимости гражданского образования.

– Есть ли такие территории, где гражданское образование существует только в отдельных школах?

– Местные власти мало внимания уделяют развитию гражданского образования в Карачаево-Черкесии, других регионах Кавказа, не вся Сибирь охвачена. А вот в Магадане и Калининграде оно хорошо распространяется благодаря поддержке неправительственных организаций.

– Я знаю, что в Вологодской области в начале 90-х годов гражданское образование успешно внедрялось. Во многих школах тогда стали вести граждановедение, право, учителя и ученики активно участвовали в конкурсах…

– Да, к сожалению, все так хорошо начиналось и неожиданно свернулось. Хотя в Вологде есть общественная палата, есть активные общественные организации, но гражданское образование сократилось до минимума, вся подготовка к жизни юных граждан сводится к патриотическому воспитанию. Хотя Валентина Александровна Талашова много делает по возрождению гражданского образования, ей удается немногое, потому что местные власти ее не поддерживают.

– С другой стороны, в Калмыкии есть даже несколько центров гражданского образования…

– Да, там есть Центр гражданского образования при Министерстве образования и науки республики, есть такие центры в каждом районе.

В Калмыкии в последние годы быстро развивается гражданское образование. Три года назад там республиканское августовское совещание было полностью посвящено гражданскому образованию. Кстати, недавно в Чите появилась лаборатория гражданского образования при институте повышения квалификации педагогических кадров.

К сожалению, в этом отношении заметно отстает Урал. Видимо, многое зависит от самих людей, от того, кто возглавляет Департамент образования, институты повышения квалификации, есть ли лидеры, которые могут объединить вокруг себя учителей, которые преподают обществоведческие дисциплины. Одно время в Челябинске многое делалось по гражданскому образованию, потом начался спад.

К сожалению, то же самое можно сказать и о Нижнем Новгороде. В начале 90-х годов здесь было немало настоящих энтузиастов-граждановедов. Нижегородцы издавали свои учебники, создавали интересные авторские методические разработки. Зато появились новые адреса в тех регионах, которые раньше оставались в стороне от этого движения. Это Киров. Там при экономическом лицее создан Центр гражданского образования.

Но он пока объединяет только городских учителей.

Не могу не назвать Петрозаводск. В Карелии действуют очень активные неправительственные организации. Одна из них называется «Новое образование». Она проводит большую работу по развитию гражданского образования. С большой группой учителей, среди которых большинство завучей по воспитанию, ведется учеба, рассчитанная на 600 часов.

В Санкт-Петербурге наш центр активно сотрудничает с Наталией Элиасберг. У нее своя специфика. Она объединила правовое образование с нравственным воспитанием. Жаль, что у нее нет более тесного взаимодействия с программой «Живое право», которое ведется в течение нескольких лет, и у нее довольно много интересных наработок – учебников, пособий. В Петербурге вообще осуществляется очень много интересных проектов.

Снизили свою активность калужане. Одно время все силы – лидеры гражданского образования были сосредоточены в Калужском институте повышения квалификации. Тогда всю работу вели П.Симоненко, О.Борисова, А.Аникеев. Теперь они оказались в разных местах, а достаточных приемников не нашлось.

– Депутаты Государственной Думы вам хорошо помогают?

– Да, в основном это Анатолий Ермолин и Олег Смолин. Они помогали в организации конференций, встреч, «круглых столов», связанных с Европейским годом гражданственности. Они в них активно сами участвовали.

Сейчас Совет Европы объявил новую программу – «Учимся демократии, живем в демократии». Эта программа только что стартовала, она рассчитана на два года.

– Только ли в Красноярске работают с взрослым населением?

– Есть такая программа в Перми, создается в Архангельске. В Санкт-Петербурге есть организация, которая называется «Гражданин XXI века», ее возглавляет кандидат политических наук Александр Сунгуров. Он тоже работает со взрослыми. Александр Юрьевич занимается с работниками милиции. У него много программ, и не только в Санкт-Петербурге. Он бывает во многих регионах России.

– Что особенно любопытного вы увидели в других странах?

– Это деятельность школ в своих микрорайонах. Такие школы называют активными. Мне нравится работа управляющих школьных советов в Норвегии, Великобритании. Внедряя наш проект в Калининграде, который называется «Демократическая школа», мы использовали этот опыт, опыт Ирландии. Брали опыт именно этих трех стран. Тогда мы и не знали, что общественно-государственное управление школами, демократическая школа будут включены в национальный проект. Сейчас ни одна школа не может выйти на конкурс, если в ней нет общественно-государственного управления.

– В чем конкретно заключается связь школы с социумом?

– У них работа в социуме включает всю общественность, которая находится вокруг этой школы. В этом случае школа становится центром всех общественных дел, центром жизни всего микрорайона. В деятельности школы участвуют не только представители ее администрации, педагоги, ученики, родители, но и местное сообщество. И директору школы необязательно быть педагогом, он является представителем этого сообщества. Он является проводником идей социума, которые директор реализует в школе. То есть полученный им от сообщества заказ передается школе. Их школьное самоуправление отличается от нашего. У нас учителя, работающие в этом направлении, все делают на энтузиазме. А в этих странах государство выделяет совету деньги, пусть небольшую сумму, всего пять тысяч евро в год, но благодаря такой поддержке легче осуществлять подлинное самоуправление, к тому же появляется и материальная заинтересованность у учителей.

– Какие задачи сегодня стоят перед общественностью, органами образования на местах, решая которые можно будет и дальше развивать гражданское образование?

– Прежде всего нам, конечно, необходимо, чтобы Всероссийская программа гражданского образования была одобрена нашим министерством. И если у нас будет своя общероссийская программа, это поможет заинтересовать и тех, кто до сих пор не понял, что детей к выполнению ими миссии гражданина нужно готовить, что они сами по себе не рождаются.

Некоторые руководители, учителя под гражданским образованием понимают только преподавание таких предметов, как граждановедение, право, обществоведение. Я всегда говорю на конференциях, семинарах, что гражданское образование – это все наше образование, и прежде всего это дисциплины гуманитарного цикла, а также вся организация школы, социализация ее, выход ее на сообщество. Все это и составляет гражданское образование. И именно здесь требуется поддержка государства. В Законе «Об образовании» записано, что основная задача школы – это воспитание гражданина, человека с активной гражданской позицией, способного жить в быстро меняющемся мире.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте