Цели. Знать историю создания символов.
Уметь различать изображение символов Российской Федерации.
Уметь объяснить смысл символов Российской Федерации.
Оборудование: на стене герб и флаг Российского государства, а также изображение гербов и флагов различных государств; на доске – изображение гербов и флагов команд-участниц. У учителя – 20 конвертов с письмами “телезрителей”; “черный ящик” с серпом и геометрической фигурой “треугольник”, полосками ткани белого, красного и синего цветов; на столах учащихся игровые кубики; лицевой счет команды; индивидуальные лицевые счета; а также музыкальный фрагмент для начала игровых раундов.
Ход урока
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы станем участниками игры “Что? Где? Когда?”. У вас было большое домашнее задание, вы придумали и нарисовали герб и флаг команды, придумали вопросы для игры в 5-м “Б” классе. Самостоятельно многое узнали об истории наших символов, используя дополнительную литературу. Эти знания будут очень вам нужны для ответов на вопросы во время игры. Но прежде давайте познакомимся с командами. Капитаны команд, представьте название, герб и флаг команды, объясните значение изображенных на них символов.
Капитаны по очереди выходят к доске и, комментируя изображение гербов и флагов своих команд, объясняют символы, изображенные на них.
Учитель: А как вы думаете, для него они нужны?
Ученики:
– Чтобы отличать одну команду от другой.
– Чтобы больше узнать о команде.
Учитель: А что общего у этих гербов и флагов с Государственным гербом и флагом России?
Ученики: То, что они представляют страну и команду.
Учитель: Конечно, эти государственные символы так же много значат для каждого человека, как ваши гербы и флаги для вашей команды. Даже больше, ведь в них – славная история нашей Родины, нашего народа. И чтобы больше узнать об этой истории, мы проводим сегодня нашу игру “Что? Где? Когда?”.
Условия игры несколько изменены по сравнению с той, что вы привыкли видеть по телевидению. В адрес команд пришло по пять писем “телезрителей”. Команды по очереди бросают “кубик” и отвечают на тот вопрос, номер которого выпадает на игровом кубике. Цифра 6 на кубике – призовая. Если она выпадает, команда получает приз – дополнительно 5 очков. В случае правильного ответа на вопрос команда получает 5 баллов, в случае если она ответить не может, – штраф 5 баллов (они уходят “телезрителю”). В этом случае следующая команда может попытаться ответить на этот вопрос и получить дополнительные очки.
Вопросы к первой команде.
1) Перед вами изображение иконы (Державная), что это за икона и что общего у нее с Российским гербом?
Ответ: Символы царской власти – держава и скипетр в руках младенца.
2) Были ли на Гербе России когда-либо надписи?
Ответ: Да – “С нами Бог”, “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”.
3) Как выглядит герб Волгограда? (Узнайте из предложенных).
4) В этом здании (показывается изображение Большого театра) впервые исполнили Государственный гимн России. Что это за здание и как назывался текст гимна?
Ответ: “Боже, Царя храни”, слова Жуковского В.А., музыка Львова А.Ф.
5) “Черный ящик”. В нем – изображение геометрической фигуры, которая имеет непосредственное отношение к первым флагам (стягам) древнерусских дружин. Какая это фигура?
Ответ: Треугольник.
Вопросы ко второй команде.
1) Когда на Гербе России в лапах орла появились символы императорской власти? Что это за символы?
Ответ: В XVII веке, скипетр и держава.
2) Сколько корон венчало Государственный герб России к началу 1917 г.?
Ответ: Три.
3) “Черный ящик”. Здесь лежит предмет, который был изображен на Гербе Советской России. Сегодня это редкий предмет, хотя некоторым людям он по-прежнему приносит пользу.
Ответ: Серп.
4) Что изображалось на первых древнерусских флагах (стягах)?
Ответ: Лики Иисуса Христа и Богородицы.
5) Какой был первый (неофициальный) Гимн России?
Ответ: Марш-полонез “Гром победы, раздавайся”, слова Державина Г.Р., музыка О.Козловского.
Вопросы к третьей команде.
1) Когда был упразднен Герб Российской империи?
Ответ: В 1917 году.
2) Что означало 3 короны над головой орла в изображении Российского герба?
Ответ: Три короны знаменуют три великих царства – Казанское, Сибирское, Астраханское, завоеванных при Иване Грозном.
3) Когда исполнялся гимн в царской России?
Ответ: На парадах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах в войсках, при встрече императора и т.д.
4) Чем отличались флаги республик Советского Союза друг от друга?
Ответ: Сначала маленькими изображениями гербов республик, а затем полосками разных цветов вдоль древка.
5) Что собой представляет Андреевский флаг? Почему он так называется?
Ответ: Полотнище белого цвета, перекрещенное косым голубым крестом. По церковному преданию, на таком кресте был распят апостол Андрей (Первозванный).
Вопросы к четвертой команде.
1) Сколько государственных гербов России существовало в XIX веке одновременно?
Ответ: Три – большой, средний, малый.
2) На Гербе России изображен всадник, кто он?
Ответ: Георгий-Победоносец.
3) Какой гимн исполнялся в День Победы над фашистской Германией 9 мая 1945 года?
Ответ: “Союз нерушимый республик свободных”, слова С.В.Михалкова, музыка А.Александрова.
4) “Черный ящик”. Здесь лежит ткань таких цветов, которые стали символами для славянских народов.
Ответ: Белая, синяя, красная.
5) Когда в России впервые появился флаг, которым мы пользуемся и сегодня?
Ответ: В XVII веке, при Петре Первом.
В зависимости от времени команды по очереди отвечают на 4 или 5 вопросов.
Учитель: Давайте подведем итоги в лицевых счетах команд.
Командиры сообщают результаты, учитель пишет итоговые баллы (как и промежуточные) на доске – под эмблемами команд.
Награждение победителей, занесение на индивидуальные лицевые счета баллов по итогам работы в группах (4 или 5 – решает командир).
Учитель: И еще одно задание, которое мы выполним все вместе. На доске появилось много новых гербов, найдите среди них Герб Российской Федерации.
Итог. Сегодня вы хорошо поработали, и я поздравляю не только призеров с победой, но и всех участников игры. Нам стали ближе и понятнее наши государственные символы, мы узнали их историю, научились узнавать и описывать их. Я думаю, что мы всегда будем их беречь и гордиться ими.
Домашнее задание.
Сочинение N 4, стр. 127, учебник “Граждановедение” (“Пусть в Государственном гимне России говорится о…”).
Татьяна БЕРСЕНЕВА,
учитель граждановедения
Волгоград
Комментарии