search
main
0

Чтобы корабль и в бурю устоял

Целью внеклассной работы по граждановедению является вовлечение учащихся в процесс реального осознания общественных явлений. Создается ситуация выбора, возможность социального тренинга на основе трех основных принципов: а) доступность, б) чередование и подбор содержательных блоков, имеющих различную эмоциональную насыщенность и окраску; в) направленность на личность школьника. При этом предоставляется возможность корректировать знания, умения и навыки, вовлекать подростков в практическую деятельность.

Здесь есть возможность подойти к гражданскому воспитанию с позиции реальных фактов, событий из жизни детей, их родителей, жизни города Мурманска, страны.

Игры «Выборы мэра города», «Конституция Российской Федерации – гарант осуществления прав человека, демократии» вовлекают учащихся в творческую, исследовательскую работу. (Изучение литературных источников по темам, материалов газет, журналов, радио, телевидения). Демократию они постигают, моделируя ситуации (интервью, анкеты, тесты, опросы), обретая навыки организатора, лидера, практического опыта поведения в обществе. Игры учат участников брать на себя ответственность, проявлять самостоятельность. Самовыражаться, анализировать свои действия, давать осознанную оценку (другим), поступкам других. Предполагается участие в этом родителей, общественности, учителей, учащихся старших классов.

Задача педагога – создать условия в ходе игры, когда ребята смогут взглянуть на Конституцию не как на догму, а на живой срез с общественной жизни.

Тема «Конституция Российской Федерации – гарант осуществления прав человека, демократии».

Образовательные задачи урока: 1. Закрепить понятие «Конституция Российской Федерации – основной ориентир и инструмент прогрессивного развития политической и правовой культуры».

2. Закрепить понятие о правах человека и их гарантиях.

3. Расширить знания содержания главы 2 Конституции РФ, международных правовых актов о правах человека, правах ребенка. (Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка).

4. Подтвердить положение: «Нет прав без обязанностей, обязанностей без прав», все в государстве (правовом) должно быть подчинено интересам гражданина».

Развивающие задачи:

1. Закрепить умения выделять главное, обобщать, анализировать.

2. Продолжить развитие навыков работы с текстами документов (Конституция РФ, Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка), анализировать материалы печати, делать выводы, высказывать свое отношение к происходящим событиям в обществе, мире. Занимать активную жизненную, гражданскую позицию.

Оборудование. Конституция РФ, Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, материалы периодической печати («Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Полярная правда», «Вечерний Мурманск» и др). Флаг, Герб Российской Федерации.

Вступление. Мы живем в обновленной России. Вы успели почувствовать, что жизнь – это не только развлечения и радости. Случаются трудности, преграды на пути к чему-то. Бедствия стихийные, социальные и беды. А как узнать – хорошо сейчас живется, или плохо? Ответы ребят. В этом им помогает опрос родителей, окружающих, анализ материалов печати, радио, телевидения.

Что такое власть? Власть – это возможность влиять на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, закона, насилия и т.д.

Кому должна служить власть, от кого и чего она должна защищать граждан? Власть должна служить большинству граждан общества. Она должна защищать их от насилия, охраняя, собирая налоги.

Как называется специальная организация власти в обществе? Специальная организация власти в обществе называется государством. Власть, при которой граждане в обществе могут на нее влиять, называется демократической, а само общество гражданским. А если нет, то это может быть власть монархическая, диктаторская.

Что является опорой нашей жизни? Какой основной юридический закон является гарантией демократии в РФ? Конституционный строй можно определить, как организацию общественной и государственной жизни, это способ организации государства, причем государства демократического, правового.

Что же такое демократия? Это народная форма правления. Народ обладает высшей властью. Избранные народом люди организуют демократическое государство.

Какое государство мы считаем правовым? Каковы признаки правового государства? Что же нужно для устройства демократического государства? Государство должно быть построено так, как записано в Конституции. Конституция – основной закон страны. От принятия Конституции всеми членами общества зависит их дальнейшая судьба.

Вопросы членов экспертной группы «журналистов».

Что означает термин «конституция»? – Термин «конституция» произошел от лат. слова «constitutio» – устройство, постановление. – Одна из первых конституций была принята в США в 1784 г.

Кому в России принадлежит первая попытка создать первую Конституцию? Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П.Пестелю и Н.Муравьеву.

Какой документ фактически принято считать первой русской Конституцией? В годы правления царя-реформатора Александра II создан законченный проект конституции, подготовленный комиссией под руководством графа М.Лорис-Меликова. Умный, дальновидный император своей властью намерен был даровать стране выборный парламент, который ограничивал бы его самодержавную власть. Бомба террористов не только оборвала жизнь царя, но резко затормозила правовые преобразования.

17 октября 1905 года Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка. Это фактически – первая русская Конституция, а Дума – первый русский парламент.

Годы принятия первых советских конституций… Четыре советских Конституции – 1918, 1924, 1936 и 1977 гг.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция в истории России.

Конституцию приняли все граждане. Во всяком случае большинство (референдум). Любую Конституцию можно назвать «договором» между гражданами. В какой части Конституции говорится об основной идее договора? В преамбуле «Конституции Российской Федерации».

Какая идея заключена в этой части договора? Идея демократического, правового, федеративного государства с республиканской формой правления.

Итак, в демократическом государстве, Россия, есть демократическая Конституция. Кто же является (гарантом) – источником власти в этом демократическом государстве? Президент.

Вопросы экспертов-политологов

Какие формы народовластия существуют в Российской Федерации? Каким путем они осуществляются?

Непосредственное (прямое) осуществление власти народом – путем референдума и свободных выборов, а также через органы государственной представительной власти и органы местного самоуправления. Ежедневную работу на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации (в краях, областях, городах, деревнях) органы государственной власти.

Какие органы власти от имени народа управляют государством? Назовите главы, ст.Конституции, посвященные организации государственной власти в Российской Федерации.

Государственную власть в нашей стране осуществляют: Президент России – глава государства – Федеральное собрание, состояющее из двух палат (Совета Федерации и Государственной Думы – закон. власть).

– суды (Конституционный суд, Высший суд, Высший арбитражный суд – судебная власть).

Итак, Президент – глава государства. Он – высшее должностное лицо РФ. Он находится над всеми другими органами и организует работу в интересах народа. Может ли стать наш Президент диктатором? Доказательства: ст.82-84-90. Президентская власть выступает как «сдержка» и «противовес» законодательной власти и исполнительной власти (может отменить постановление правительства).

Что является основной функцией президента? Главное в функции президента – согласование деятельности всех органов в проведении основных направлений политики государства.

Предложите конкретные действия, которые мог бы совершить президент, для улучшения ситуации. Конкурс на лучшую Программу кандидата в президенты.

Для устройства демократического государства у нас в России есть – Конституция, – как основной закон страны, президент – глава государства, гарант демократии, прав и свобод человека, гражданина.

Что еще нужно для устройства демократического государства?

В демократическом государстве обязательно есть парламент. В России – это Федеральное Собрание. Оно состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. В Думу депутаты избираются народом.

Вопросы экспертной группы политологов.

1. Как называется парламент в РФ?

2. Из каких двух палат состоит парламент?

3. Каков порядок избрания депутатов в Думу?

Приведите примеры непродуманных решений, принятых парламентом. Какие законы следовало бы принимать обдуманнее, решительнее?

Что бывает, когда парламент принимает необдуманные решения? Митинги, пикеты, массовые демонстрации.

Какие депутаты нам нужны? В правовом государстве существуют три ветви власти. Перечислите.

Вопросы экспертов политологов.

1. Каково назначение судебной власти? Назначение судебной власти – защита прав и свобод граждан, конституционного строя, обеспечение соответствия актов исполнительной и законодательной власти Конституции; соблюдение законности и справедливости при исполнении законов.

2. Кому подчиняется суд?

Демократическое государство заботится о гласности, чтобы народ знал, что происходит в органах государственной власти. Как, каким образом обеспечивается эта гласность?

Институтами гражданского общества являются: печать, радио, телевидение, средства массовой информации и выражение общественного мнения. Они связывают всех членов общества между собой. Свобода средств массовой информации выражается в том, что государственные органы и должностные лица не имеют права скрывать от работников средств массовой информации факты и обстоятельства, если они не составляют военную, государственную, личную и коммерческую тайну. Свобода средств массовой информации состоит в том, что они могут свободно выражать различные мнения.

Многие депутаты Государственной Думы не любят телевидение. Было принято решение запретить некоторым телекомпаниям съемки заседаний. Ваше мнение? Почему депутаты пытаются отгородиться от народа? За какие сведения наступает ответственность СМИ?

Конституция РФ является гарантом демократии, прав и свобод граждан России. А сам гражданин? Должен пассивно лицезреть все происходящее в стране? Ваше мнение?

В демократическом государстве кроме законодательной власти есть еще одна ветвь. Какая?

Вопросы экспертов-политологов.

Какая глава Конституции РФ определяет функции правительства? Каковы сферы деятельности Правительства РФ?

Деятельность правительства охватывает все стороны жизни общества. – Разрабатывает и представляет в Госдуму бюджет и его исполнение. – Управляет Федеральной собственностью. – Разрабатывает и осуществляет программы: экономическую, социальную, вопросы культуры, здравоохранения, образования, внешней политики, обороны, армии.

У правительства большая власть. Она контролируется президентом, парламентом.

Иногда правительство не соглашается с решениями парламента. Депутаты принимают «популистские» законы, на выполнение которых нет денег.

Вмешивается президент. Далее обращение в Конституционный суд.

Задание группам

Выберите из перечня слов те «подпорки» в жизни, которые помогут стать гражданином свободным, обеспеченным.

– Конституция и законы, компьютер, иностранные языки, сильная воля, физическое здоровье, благоразумие, отсутствие вредных привычек, настоящие друзья, семья, знание людей, вторая профессия, общая культура, чувство ответственности.

Валентина ФИЛИПЧЕНКО, учитель школы №48, Мурманск

.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте