search
main
0

Чтобы дети не чурались труда

Помните, с детства нам твердили, что именно труд сделал из обезьяны человека. Эту очень популярную в советские времена цитату почему-то сегодня практически не слышно ни с высоких трибун, ни тем более в школе. Может быть, стало меньше приверженцев теории Дарвина? А может, просто потому, что производительный труд нынче не в почете… В начале 90-х, вскоре после перестройки, программа трудового обучения в школе была сокращена, потом труд вернули в школу под видом «технологии», а теперь грозятся вытеснить его информатикой.

Тем не менее наукой давно доказано благотворное влияние занятий ручным трудом на развитие интеллектуальных способностей человека. Без уроков трудового обучения наши дети не только не получат необходимых в жизни прикладных навыков, но и будут хуже развиваться. Это хорошо понимают в издательстве «Дрофа», где тесно сотрудничают с органами образования, не говоря уже о том, что практически в каждом авторском коллективе, создающем учебник, как правило, есть и ученый, и учитель, и методист. Именно поэтому здесь ведется работа над выпуском линий учебников для общеобразовательной школы «Технология. Технический труд». О них мы беседуем с одним из создателей учебной линии, возглавившим большой авторский коллектив, профессором, доктором педагогических наук, руководителем центра Российской академии образования Владимиром КАЗАКЕВИЧЕМ.

– Владимир Михайлович, насколько я поняла, вопрос возврата трудового обучения в школу – это не просто вопрос полноты среднего образования. От того, как будет решен этот вопрос, зависит в полном смысле слова будущее России.

– Совершенно верно. Современное социальное развитие нашей страны во многом зависит от того, куда пойдет сегодняшняя молодежь. Но, к сожалению, средства массовой информации ориентируют молодых людей отнюдь не на работу в производственной сфере. И в то же время правительство страны сегодня говорит о необходимости развития экономики?.. Понятно, что развивать экономику только за счет добычи и продажи нефти и газа невозможно: чтобы поднимать производство, нужны рабочие кадры, это сейчас одна из основных проблем многих промышленных предприятий. Достаточно сегодня подойти к проходной любого завода. Везде мы увидим объявления: требуются токари, слесари, фрезеровщики. А кого готовит система образования? Юристов, экономистов, финансистов и т.д. То есть вся система социальной ориентации не соответствует настоящим потребностям общества. Мы надеемся, что появление новых учебников «Технология. Технический труд» как-то будет менять эту ситуацию, вернет в школы старое доброе обучение труду. Очень важно, чтобы дети получили хотя бы начальные навыки рабочих профессий и понимали, что можно зарабатывать хорошие деньги, став к станку, верстаку и т.д. Сейчас зарплата хорошего токаря составляет 25-30 тыс. руб. Но проблематично даже набрать учеников: молодежь не идет на завод – не престижно. Раньше в Москве было 35 учебных комбинатов, сейчас – 5-6. В каждой школе были мастерские. Дети приходили каждую неделю на 2-3 часа и работали. Сейчас это редко где сохранилось.

– Нужно ли обязательно всех детей обучать ручному труду? Ведь многие родители заранее знают, что их ребенок не будет работать руками и уж тем более не пойдет работать на завод…

– Вы думаете, что уроки трудового обучения – это изобретение советского времени, когда действительно престиж рабочих профессий был достаточно высок? Ничего подобного. В дореволюционной России в гимназиях в программу обучения входил труд: изготовление изделий. Даже в царской семье детей в обязательном порядке учили ручному труду. Великие княжны занимались вышивкой. Почему? Разве у них была необходимость впоследствии становиться швеями или портнихами? Уже тогда образованные люди прекрасно понимали, что если не дать ребенку навыков труда, он в будущем не разовьется, а по большому счету может и просто оказаться абсолютно беспомощным в жизни. Через мелкую моторику идет развитие интеллектуальное. Мы обосновали это научно. Более того, это один из основных методологических принципов, заложенных в наших учебниках.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о методологической базе ваших учебников.

– Свою концепцию линий учебников мы выстраивали, опираясь на знание сенситивных периодов развития детей. То есть в процессе развития ребенка есть такие возрастные этапы, когда развитие определенных навыков идет особенно хорошо, и если эти навыки своевременно не развивать, то в полной мере они не разовьются больше никогда. То есть на этапе начальной школы с точки зрения технологии идет развитие мелкой моторики пальцев. Если в это время мы не дадим детям развивать мелкую моторику, в будущем они не смогут работать в сферах, где нужно производить мелкие операции пальцами. Для подросткового возраста необходимы упражнения, направленные на развитие координации движений. Почему занятия гимнастикой, фигурным катанием ориентированы на этот возраст? Потому что именно в этом возрасте ребенок может легко освоить ряд упражнений, с которыми он не справится, начни заниматься раньше или позже. Кроме труда и физкультуры, например, координацию движений не развивает в школе ни один предмет.

Наш учебно-методический комплект, который выпускается в издательстве «Дрофа», состоит из учебников для каждого класса (с 5 по 9) и соответствующих методических пособий для учителей.

В своих учебниках мы обязательно учитываем особенности сенситивных периодов развития детей. Так, например, девочки, занимаясь шитьем, осваивают работу на швейной машинке, мальчики занимаются столярным делом. Но в 5-6 классе мы даем им задания на развитие координации. А в более старших классах отрабатываются другие навыки, ребята становятся к станку. Еще раз подчеркну, что эту компоненту развития школьника не обеспечивает ни один школьный учебный предмет, хотя школьная система образования декларирует всеобщее развитие ученика. То есть труд развивает сам по себе, но тем не менее его вытесняют из школы. В московских школах осталось 40% швейных мастерских, и на фоне разговоров о компьютеризации совершенно не слышно ничего о восстановлении мастерских.

– В постсоветское время издавались учебники по технологии. В чем особенность именно ваших учебников?

– Если говорить о содержании, то оно соответствует новому образовательному стандарту. Кроме того, мы в своих учебниках старались сохранить преемственность с учебниками советской школы. Пожалуй, к особенностям нашего издания я бы отнес стиль изложения материала. Мы старались написать учебник тем языком, который использует учитель, уйти от академического изложения материала, которое можно нередко встретить в учебниках по труду. Для этого мы включили в авторский коллектив группу учителей-практиков, которые реально работают в школах Владимира. Мы провели с ними несколько методических совещаний, познакомили с методологией учебников. И с этих позиций и писали учебники, стараясь подавать материал так, как они проводят занятия на уроках технического труда.

– Почему же учителей пришлось искать во Владимире, разве нельзя было обратиться за помощью к москвичам?

– Коммерциализация жизни в Москве, развитие разного рода «бизнеса» нанесло значительный ущерб, а проще говоря, развалило систему трудового обучения. Конечно, в Москве есть замечательные учителя труда. Но нет школ, где бы системно преподавалось трудовое обучение. На опыте одного учителя нельзя сделать учебник. Это получится авторский опыт, повторить который, как правило, бывает невозможно. А «периферию» коммерциализация затронула не так сильно. Во Владимире как в крупном индустриальном центре была сохранена система подготовки рабочих кадров. Поэтому здесь, во Владимире, мы и собрали группу учителей.

Все, о чем написано в наших учебниках, проверено практикой. Это реальный опыт преподавания в школах трудового обучения. Конечно, учебники потребовали серьезной редакторской работы. Но я и мой соредактор – кандидат педагогических наук, зав.кафедрой технологии Владимирского государственного педуниверситета Молева Галина Аркадьевна – пошли на это ради того, чтобы объединить в учебниках все то, что наработано учителями за предшествующие годы.

Во многом мы сохранили традиционную структуру учебника еще и для того, чтобы учителям не пришлось переучиваться. Ведь не секрет, что сегодня среди учителей труда в школе мало профессионалов. Хотя факультет технологии и предпринимательства есть во всех педвузах, и там студенты получают неплохую подготовку, но основная часть выпускников этих факультетов не идет в школы, а становится предпринимателями.

– Сейчас говорят о том, что необходимо укреплять институт семьи, в том числе на уроках труда дети должны получать первичные навыки для ведения домашнего хозяйства. Нашли ли эти идеи свое место в вашем учебнике?

– Должен сказать, что все эти идеи находили свое воплощение и в советских учебниках. Уже то, что программа обучения у девочек и мальчиков разная, как раз связано с различием функций, которые выполняют в обществе мужчина и женщина. При том, что мы не ставили перед собой задачи обучить детей бытовому труду, в учебнике заложено обучение детей необходимым в семейной жизни навыкам. Так, мальчиков учат, как сделать мелкий домашний ремонт, как отремонтировать проводку, сантехнику, дают им необходимые теоретические знания и практические навыки по обработке древесины, металлов, пластмасс, технологиям электротехнических работ. Согласитесь, ведь этим должен владеть любой нормальный человек.

– Будете ли вы дополнять линию учебников какими-нибудь пособиями?

– Мы хотим поддержать наши учебники методически, чтобы помочь учителю, если он не выпускник педвуза. Для этого мы уже сейчас готовим и выпускаем методические рекомендации к каждому учебнику. Кроме того, у детей, особенно в 5-6 классе, мышление образное, им необходимо больше наглядности. Поэтому мы планируем создать систему средств наглядности к урокам технического труда. Также надеемся, что будет и компьютерная версия наших учебников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте