search
main
0

Чтоб не пропасть поодиночке Проблемы социальных болезней

Программный комитет, образованный несколькими депутатами Госдумы РФ, накануне своих летних каникул провел “круглый стол”. Он был посвящен рассмотрению остро стоящей и злободневной темы о правонарушениях, наркомании и иных отклонениях среди несовершеннолетних. В обсуждении приняли участие представители трех ведомств, занимающиеся в нашей стране этой проблемой: правоохранительные органы, образование и медицина. Волна преступлений и заболеваний не только не снижается, а, напротив, возрастает.
Обратимся к статистике
“По состоянию на 1.01.2001г. количество только официально зарегистрированных больных наркоманией составило более 269 тыс. человек. В незаконное потребление наркотиков и психоактивных средств вовлечены не менее 2,5 млн. россиян, или 1,7%. Наркомания быстрыми темпами распространяется в детско-молодежной среде. Возраст “первой пробы” за период с 1991 по 2001 год снизился на 6 лет – с 17,6 до 11,3 лет. Информированность подростков и молодежи о наркотических средствах поразительна. Она высока даже у той части молодежи, которая никогда не пробовала наркотики. В ходе опросов молодежь и подростки называют более 100 наименований, которые они знают лично, либо слышали о них.
В составе несовершеннолетних и молодежи в возрасте 12-22 года, проживающих в областных, республиканских, краевых и в мегаполисах, выделяют четыре типологические группы: не потребляющие наркотики (6,1 млн. чел.) – 55,2%; пробовали наркотики 1-3 раза (2,5 млн. чел.) – 22,6%; потребляют, но еще не являются наркозависимыми (1,6 млн. чел.) – 14,3%; потребляют наркотики и являются наркозависимыми (0,9 млн. чел.) – 7,9%.
Доля попробовавших наркотики: среди учащихся школ – 16,6%; учащихся ПТУ – 24,4%; студентов техникумов – 25,4%; студентов вузов – 30,6%.
Активный “спутник наркомании” – инфекция. Наибольшее число ВИЧ-инфекций зарегистрировано в Московской области (выявлено 15679 случаев), в Москве (14267), в Свердловской области (12200), в Санкт-Петербурге (11976), в Самарской области (11006). В целом пораженность населения по Российской Федерации ВИЧ-инфекцией достигла к ноябрю 2001 г. 111,8 человека на 100000 населения против 0,6 – в январе 1996 г.
Масштабы наркопреступности ежегодно расширяются. За истекшее десятилетие количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось в 15 раз. Среди преступников, причастных к незаконному обороту наркотиков, преобладают подростки и молодежь”.
Наркомания в РФ молода. Средний возраст российского наркомана – 15 лет. Почему она у нас возникла и так быстро распространяется? Чем объяснить тенденцию к постоянному росту числа отклоняющихся (девиантных) форм поведения в среде учащейся молодежи?

Причины социальных отклонений

На этот счет высказываются разные мнения. По одному: наркомания – это зеркало системного кризиса и результат массового обнищания населения страны. Такое мнение наиболее распространено. Но в таком случае, как объяснить распространение наркомании на Западе? У них не отмечается никакого системного кризиса, и в то же время даже в таких стабильных и богатых странах, как, например, в Швеции – на родине современного “реального социализма” – уровень преступности достигает 17 тысяч преступлений в расчете на 100 тысяч человек населения (в 10 раз больше, чем в России). Следовательно, причина не только в бедности. Можно услышать и такое мнение: высокий уровень преступности – это неизбежная плата за демократизацию. Олег Смолин в своей реплике охарактеризовал ситуацию так: “Для России характерна негативная конвергенция – мы объединили проблемы богатых и бедных стран. Бедность и богатство рождают одни и те же социальные последствия”.
Академик Российской академии образования, доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Колесов подчеркивает, что “Наркомания – одна из глобальных проблем человечества. Она не знает ни географических, ни политических границ. Ей неведомы и возрастные границы – в огне наркомании “сгорает” все больше детей, начиная с 6-7-летнего возраста”. Он обращает внимание на то, что три силы в обществе, противостоящие сейчас наркомании, – медицина, правоохранительные органы и школа (в союзе с семьей) – имеют различные возможности. Так, к медикам потребитель наркотиков попадает лишь в период обострения болезненного пристрастия. Но среди потребителей велика по численности категория злостных наркоманов, которые не обращаются к медикам и не проявляют желания вылечиться. Они охотно делятся своим наркотическим “опытом” с окружающими. Этим они опасны в плане вовлечения в наркоманию все новых жертв, в первую очередь из числа детей и молодежи. В сферу внимания правоохранительных органов индивид попадает только в случае совершенного преступления. Само же проявление наркотика поначалу не имеет проявлений, которые бы дали основания для применения юридических мер воздействия. Кроме того, подчеркивает академик, наркомания – в высшей мере скрытое явление, незаметно проникающее в повседневную жизнь, которую контролировать в демократическом обществе практически невозможно и не следует.
Представитель правоохранительных органов, доктор юридических наук, профессор Московского института МВД РФ С. Максимов отмечает, что длительное время его ведомство регламентировалось ведомственными нормативными актами, которые касались группы наиболее опасных и традиционных преступлений (убийство, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, мошенничество, грабеж, разбой). Правоохранительные органы были ориентированы на деятельность, связанную с определенным ограничением прав и свобод человека. Современная практика реализации мер уголовной ответственности (прежде всего исполнения наказания в виде лишения свободы), как и прежде, является, по мнению ученого-юриста, в большей степени средством культивирования преступности и в меньшей степени – инструментом ограничения ее распространенности. Увеличение карательных функций государства может лишь привести к увеличению видимой части преступности. Одновременно многие исследования по латентности преступности показывают, что в действительности существует явление криминальной гиперлатентности, когда незарегистрированная часть преступности в тысячи, а иногда и десятки тысяч раз может превышать ее зарегистрированную часть.
Отечественные и зарубежные исследователи криминогенной обстановки отмечают, что борьба с социальными отклонениями в обществе требует значительных финансовых средств. Даже очень богатые государства не могут себе позволить таких трат.
В выступлениях собравшихся содержались не только факты социальных отклонений, но и анализ причин и опыт практической работы в этой области. Так, ученые-медики из Астраханской государственной медицинской академии указывают три группы факторов девиантного поведения: биологические, социальные и психические. К биологическим относят: наследственность, т.е. передачу предрасположенности к болезням патологической зависимости – наркомании, токсикомании, алкоголизму. Социальные факторы делят на макро- и микросоциальные. В первые включают политику государства по отношению к социально опасным болезням, обеспечение юридических нормативов, формирование через СМИ отношения к здоровому образу жизни и к употреблению психоактивных средств, прежде всего никотина, алкоголя, в том числе пива, к проявлению актов насилия, сексуальной распущенности. Микросоциум представлен прежде всего семьей с ее традициями, количеством времени, уделяемого воспитанию детей, его стилем, учетом особенностей характера семьи, отношению их к употреблению психоактивных средств. Психологические факторы опираются на наличие или отсутствие отклонений в сфере психики, индивидуальные особенности характера, способность противостоять стрессовым факторам без использования этих средств.
В любой болезни половина лечения – это правильный диагноз. Мне представляется наиболее правильным следующий диагноз: наркомания – это лишь один из симптомов недуга, старого, как мир, – одиночества и неприкаянности. Такие состояния не подвластны ни медицине, ни правоохранительным органам. Из тройки названных академиком Колесовым сил остается образование. Здесь имеется в виду не только система передачи знаний о вреде наркотиков, алкоголя, табака, но и воспитание, формирующее привлекательность здорового образа жизни. В годы перестройки под предлогом деполитизации из школы “ушли” функцию воспитания. Ее полностью подменили процессом социализации.
Воспитание отдано на откуп семье, СМИ, религии, молодежной среде, моде. Справедливости ради следует сказать, что осознание особого места общеобразовательных учреждений в ряду перечисленных источников воспитания в последние годы к власти возвращается. Ну, в самом деле, вряд ли властные структуры могут полагаться на наш шоу-бизнес в вопросе патриотического воспитания подрастающего поколения или на криминальную среду в формировании добропорядочных граждан. Изменить обстановку пытаются с помощью принятого Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В соответствии с ним созданы федеральные центры, такие, как “Дети – инвалиды”, “Развитие социального обслуживания семьи и детей”, “Дети-сироты”, “Дети Севера”, “Дети семей беженцев”, “Дети Чернобыля”, “Безопасное материнство”, “Развитие всероссийских детских центров “Орленок” и “Океан”. Их деятельность направлена на улучшение положения детей и предупреждение социальных отклонений в их среде. Каждый из центров предполагает создать крупные социальные объекты и реализовать программы глубокой гармонизации, представляющие собой альтернативу воспитательной колонии, неблагополучной семьи, специальному учебному заведению среднего профессионального или общего образования.
Но пока накопившиеся социальные проблемы государство пытается решать в режиме чрезвычайщины.

Основная мера борьбы с болезнью – профилактика

Истина: “Болезнь лучше предупредить, чем лечить” известна давно и даже тем, кто незнаком с Монтескье. Но именно французскому философу права и истории Шарлю Монтескье (1689-1755) принадлежит авторство формулировки идеи приоритета профилактики преступлений перед иными мерами борьбы с ними.
Что вкладывается в понятие профилактики? Заместитель министра здравоохранения РФ О. Шарапова в своем выступлении остановилась на профилактической работе наркологических учреждений. Они ведут профилактические наблюдения детей и подростков, у которых установлен диагноз наркомании, без сформировавшейся клинической картины зависимости. Совместно с органами исполнительной власти РФ, которые активизировали свою деятельность по противодействию незаконному обороту наркотиков, наркологам удалось стабилизировать показатели медицинской статистики, но продолжается рост раннего алкоголизма, токсикомании и злоупотребления алкоголем. Представленная картина обусловлена, по мнению замминистра здравоохранения, разностью подходов к решению проблемы на государственном уровне. Если меры по противодействию потребления наркотиков имеют достаточно четкую стратегию и систему межведомственной координации, то по отношению к алкоголю и токсикоманическим средствам мы еще очень далеки от реальной и эффективной политики. По мнению руководителя здравоохранения, “деятельность по пресечению потребления ПАВ должна опираться в большей степени на выверенные и исторически преемственные для нашей страны подходы”.

Правоохранительные органы считают, что “под профилактикой (предупреждением) преступлений обычно понимается система мер по выявлению, описанию, оценке, анализу и прогнозу криминогенных факторов (причин и условий преступления), их устранению, ослаблению или нейтрализации (т.е. компенсации вредного воздействия). Система профилактики преступлений всегда существовала и существует в любом государстве как некая объективная реальность, как социальная функция даже вопреки желанию власти. Вместе с тем профилактика является одной из приоритетных функций государства. В узком смысле система профилактики преступлений включает целенаправленно упорядоченную деятельность”. И в этом смысле современное состояние системы профилактики преступлений в России, по оценке профессора Максимова, является критическим. Но и восстанавливать сегодня в прежнем виде профилактику преступлений, по его мнению, нецелесообразно. Вместе с тем он считает: наличие управляемой системы профилактики преступлений социальной неизбежностью.
Уже упоминавшийся Монтескье в своем основном труде “О духе законов” отказался от формалистического мышления о праве и попытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов исходя из их природных и исторических условий в духе теории среды.
В духе его теории предстает состояние подрастающего поколения в Чечне. Особая боль прозвучала во вступительном слове заместителя председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству Асламбека Аслаханова. Нарастающая преступность – это, по его выражению, результат растлевающей жизни. Он отмечает, что многие годы общественность безмолвно наблюдает за положением детей в Чечне. Президент Ассоциации работников правоохранительных органов РФ свидетельствует, что обстановка в Чеченской республике формирует агрессивные настроения, чреватые для всей страны, поэтому проблемы региона должны решаться на федеральном уровне. Да, с этим нельзя не согласиться. Но вокруг столько фальши и откровенной лжи, деформирующих межличностные отношения, что в вопросах воспитания педагоги тоже потеряли ориентиры, в основе которых должны находиться нравственные ценности. Сейчас среда формирует у подрастающего поколения такие социальные ценности, как личный успех, благополучие, умение “делать деньги”. Можно ли обрести их, сохранив лучшие человеческие качества? Рост численности молодежи и снижение ее возраста среди наркоманов свидетельствуют о том, что и школа как сеятель доброго, светлого, вечного не удовлетворяет огромную потребность детей в доброте, ласке, внимании. Ей и самой пора перестроиться и инициативно идти навстречу реалиям, расставаясь с традиционным мышлением, ждать, когда “наверху” разработают концепцию современной воспитательной системы.

Граждановедение – барьер для негативных социальных отклонений
По мнению академика Дмитрия Колесова, “школа – основное звено системы профилактики наркомании”. В ней такую инициативу взяли на себя российские граждановеды. До сих пор дело гражданского образования в России – это забота неправительственных организаций. И именно они, а не государство могут поставить себе в заслугу то, что США берет за аналог российскую федеральную программу граждановедения. Вынося проблему на “круглый стол” в Государственную Думу, российские граждановеды, присоединяются к обеспокоенности широкой общественности состоянием гражданского сознания. Разрозненными усилиями отдельных ведомств и энтузиастов не решить проблему, отражающую системный кризис.
Они предложили Концепцию федеральной образовательно-воспитательной программы профилактики правонарушений, наркомании и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних (далее – Документ). Опираясь на десятилетний (послеперестроечный) опыт преподавания различных курсов граждановедения во многих субъектах Российской Федерации, авторский коллектив дополнил его новым учебным пособием “Наш выбор: без наркотиков”. Они получили положительный местный и региональный опыт профилактики правонарушений в 5 субъектах РФ. За “круглым столом” выступили специалисты из различных регионов Российской Федерации: Санкт-Петербурга, Астрахани, Брянска, Карелии, Кирова, Нового Уренгоя, Ростова-на-Дону, Тамбова, Тольятти, Ярославля. Они рассказывали о результатах практической работы, связанных с профилактикой правонарушений, наркомании, пьянства. Учительство представило свой опыт профилактики средствами воспитания гражданского правового сознания, используя учебное пособие “Наш выбор: без наркотиков”. Отмечалось, что новое учебное пособие позволяет решать на уроке не только образовательные, но и воспитательные цели.
От имени разработчиков Документ представил “круглому столу” руководитель коллектива – директор научно-внедренческого центра (НВЦ) “Гражданин”, кандидат педагогических наук Яков Соколов. В составе авторского коллектива: Дмитрий Колесов, академик Российской академии образования; С. Максимов, доктор юридических наук, член экспертных советов Комитета Государственной Думы по безопасности и Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией, эксперт Комиссии Европейского Союза; А. Мусаев, кандидат юридических наук, академик Международной академии педагогического образования, Владимир Фортунатов, доктор исторических наук.
Какие задачи ставят перед собой разработчики?
Их шесть: 1. Развитие психологического иммунитета учащихся к совершению правонарушений, потреблению психоактивных веществ, пьянству, курению. 2. Развитие устойчивых мотивов к ведению активного здорового образа жизни. 3. Нейтрализация распространенных в подростковой среде представлений о престижности ложных ценностей, стимулирующих совершение правонарушений, потребление наркотиков и алкоголя, курение. 4. Разрушение устойчиво действующих среди молодежи “мифов”, провоцирующих социальные отклонения в поведении подростков. 5. Повышение престижа здорового образа жизни как условия обеспечения счастливой жизни будущей демократической России. 6. Влияние на формирование у растущего гражданина личностно значимых жизненных целей и перспектив.
Авторы предложили использовать разработанный ими Документ в качестве программы первичной педагогической профилактики среди всех учащихся подросткового возраста. Для ее успешной разработки и реализации в школах РФ наличествует много организационно-педагогических условий, в частности:
идея введения Федеральной образовательной программы тесно коррелирует с провозглашенными государством задачами борьбы с безнадзорностью и беспризорностью детей (Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 13 января 2001 г.);
программа может способствовать достижению важнейшей политической цели – сохранению и упрочению единого образовательного пространства Российской Федерации;
в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации сложился многолетний опыт преподавания различных вариантов граждановедческих курсов, что позволяет предельно оптимизировать методическую подготовку учителей за счет уже созданных методических центров в субъектах РФ;
в текущем – 2001/2002 учебном году в 5 субъектах Российской Федерации впервые начата работа по подготовке студентов к преподаванию “Граждановедения”;
в России накоплен 8-летний опыт реализации аналогичной профилактической подпрограммы (профилактика правонарушений школьников), которая успешно реализована в 19 субъектах РФ на региональном материале и продолжает действовать как компонент федерального курса “Граждановедение”.
Имеющийся задел не исчерпывает целей Программы – создать в учебных заведениях реальные предпосылки прямого действия, объективно препятствующие распространению в подростковой среде негативных социальных отклонений и способствующих снижению уровня криминализации и наркотизации такой среды. Если подходить к оценке Программы структурно, то пока функционируют только образовательный и воспитательный блоки профилактики, связанные с уроком. По подсчетам самих разработчиков, полному комплекту Документа недостает приблизительно 10 наименований учебно-методического обеспечения Программы, в частности таких блоков, которые обеспечивают: работу школы по профилактике во внеклассное и внешкольное время; взаимодействие школы и семьи, школы с государственными и общественными организациями, школы и учреждений дополнительного образования; нет пособий для подготовки и переподготовки учителей к профилактической работе по предлагаемой программе.
Довести Документ до полной комплектности планируется поэтапно в ходе развертывания работ по ее внедрению. Завершение работ в полном объеме Программы предполагается к апрелю-маю 2003 года. Не исключается сотрудничество с субъектами Федерации при условии, что целостность Программы будет обеспечиваться федеральным центром. Авторский коллектив отдает себе отчет и в том, что опора на энтузиазм или исполнительность имеет свои границы. Они специально выделяют термин “объективно”, имея в виду, что для выполнения намеченной Программы необходимы реально существующие организационно-финансовые возможности, чтобы обеспечить профилактический эффект.
Результаты обсуждения за “круглым столом” с учетом отклика от большинства субъектов РФ, одобривших подход к решению социальных болезней среди несовершеннолетних средствами школьного образования, позволили сформулировать рекомендации всем заинтересованным представителям:
парламенту – заслушать тему “Законодательное обеспечение педагогической профилактики социальных отклонений среди несовершеннолетних” в первой половине 2003 г. и провести “круглый стол” по этой проблеме, касающейся непосредственно Чеченской республики;
правительству – включить рассмотренную Программу в вышеперечисленные целевые программы; федеральным министерствам: образования, внутренних дел, здравоохранения, Генеральной прокуратуре РФ, Комитету РФ по спорту и физической культуре усовершенствовать механизм совместных действий в сфере профилактики правонарушений, наркомании и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних;
авторам рассмотренной Концепции выполнить научное и учебно-методическое обеспечение разработки и реализации;
главам администраций субъектов РФ, органам управления образованием в субъектах РФ обеспечить начиная с 2002/2003 учебного года поэтапное внедрение в практику школ Федеральной образовательно-воспитательной программы профилактики правонарушений, наркомании, пьянства, курения, СПИДа среди учащихся общеобразовательных и профессиональных средних учебных заведений; а также содействовать участию специалистов профильных научных и методических центров субъектов РФ в доработке региональных компонентов рассмотренного документа.
Лейтмотив состоявшегося обсуждения можно было бы выразить строкой известной песни Б. Окуджавы “Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке”.

Тамара БЕЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте