Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Событие недели

Что вызывает стресс у российских учителей?

Учительская газета, №13 от 31 марта 2020. Читать номер
Автор:

В общей сложности 18% российских педагогов в той или иной степени подвержены стрессу на работе. При этом каждый десятый российский учитель сообщает о высоком уровне стресса. Об этом свидетельствуют данные второй части отчета по результатам Международного исследования учительского корпуса TALIS-2018, обнародованные на минувшей неделе Организацией экономического сотрудничества и развития. Участниками TALIS-2018 стали 48 стран. В том числе в выборку исследования вошли более 4000 учителей из 230 школ 14 субъектов РФ и директора этих школ. Основными факторами стресса для учителей, как в России, так и в других странах, являются меняющиеся требования органов власти в сфере образования, административная нагрузка, чувство ответственности за образовательные результаты школьников. Мы решили получить отклики конкретных учителей – наших читателей. Испытывают ли они стресс на работе, и если да, то с чем он связан?

Алексей БУТУСОВ, участник Всероссийского конкурса «Учитель года»-2016, учитель русского языка и литературы Красноткацкой средней школы, Ярославская область:

– Наверное, стресс – это естественная реакция человека. Это лишь доказательство того, что учитель еще не совсем робот, а способен на чувства, переживания, живой отклик на происходящие события. Мне помогают избежать стресса несколько хороших приемов. Первый из них – взгляд со стороны. Допустим, на тебя взвалили много работы. Что-то не ладится в учебном процессе. Родитель что-то сказал не с той интонацией. Но ведь солнце продолжает светить, зеленая трава пробивается сквозь землю, скоро запоют соловьи. А раз так, что переживать?

Хороший помощник в борьбе со стрессом – юмор, самоирония. Ну и, конечно, творчество. Сложная педагогическая ситуация может стать сюжетом увлекательного рассказа.

Ольга ЛЯШЕНКО, учитель литературы лицея №10, Пермь:

– Я не могу справиться с тем количеством информации, которая ежедневно поступает на рабочую почту от административной команды: приглашения на олимпиады и конкурсы, запросы отчетов, объявления о текущей работе… Порой в этом потоке писем упускаешь что-то действительно важное. Я люблю свою профессию. Но подготовка к урокам, проверка тетрадей, сочинений занимают много моего так называемого нерабочего времени. Я мало уделяю внимания по будням своему маленькому сыну, и чувство вины перед родным ребенком тоже давит на меня. Учитель постоянно в центре внимания. И общество всегда знает, как учитель должен и не должен одеваться, где должен и не должен бывать, что должен и что не должен демонстрировать на личной странице в социальных сетях. Порой хочется спрятаться от всех, но разве это возможно?

Олег РЕНЕВ, учитель математики санкт-петербургского губернаторского физико-математического лицея №30:

– Даже после 15 лет стажа я сильно волнуюсь, когда мне предстоит войти в новый класс к незнакомым детям и начать первый урок. Иногда возникают не то чтобы конфликтные ситуации, но некоторые нетиповые взаимодействия с учениками, родителями, коллегами, которые требуют нестандартных решений. Все способы саморазвития, конкурсы, выступления и другие инициативы предполагают выход из зоны комфорта. Бывает, что не все успеваешь вовремя и волнуешься, что с каким-то делом кого-то подводишь.

Иван ГРИБКОВ, учитель истории и обществознания школы №1621, Москва:

– Сфера образования в меняющемся мире, на мой взгляд, не может быть свободна от стресса. Особенно в таком мегаполисе, как Москва. И особенно в ситуации работы с выпускными классами, как у меня, которая объективно связана с подготовкой к ЕГЭ.

Наибольший стресс вызывают ситуации, которые в современном мире могут и должны быть переданы в аутсорсинг, а не решаться самим учителем. Отсутствие полноценной психологической службы, логопедов и дефектологов, недостаток методистов – все это требует решения несвойственных учителю задач.

Сейчас стресс, безусловно, вызывают переход на дистанционный формат взаимодействия с учениками и попытка совместить его с архаичными методами контроля и планирования расписания. Это проблема не только сегодняшней экстремальной ситуации, а общей неразработанности системы перевода детей (особенно старшеклассников) на индивидуальные траектории.

Вместе с тем не могу сказать, что уровень стресса в моей работе высокий. Возможно, это связано с моим разнообразным жизненным и профессиональным опытом или с общей атмосферой в образовательных организациях, где мне довелось работать.

Дарья М., учитель начальных классов, Великий Новгород:

– Стресс испытываю постоянно, потому что не могу наладить дисциплину в своем классе. Этому не учили в педагогическом вузе. Нас готовили так, как будто перед нами будут сидеть молчащие роботы, готовые реагировать на команды, а не живые дети. Я пришла в школу в этом году. Каждый день несколько уроков подряд борюсь с шумом в классе. Это очень тяжело. Я бы уволилась, но в нашем городе мало работы. Мне кажется, в школе выживают только учителя-флегматики, которые на все реагируют спокойно, или, напротив, холерики, те сами могут накричать на детей. А я меланхолик, робкий и глубоко переживающий неудачи человек. Профессия педагога не для меня. Жаль, я поздно это поняла.

Марина НЕНАХОВА, учитель истории и обществознания школы №2 г. Поворино, Воронежская область:

– Я отношусь к той категории педагогов, которые не подвержены стрессу, во всяком случае мне так кажется. В школе я работаю 15‑й год и не могу сказать, что за это время было что-то такое, что вывело меня из себя или повергло в депрессию. Наверное, весь стресс пришелся на первый год работы, когда я только осваивалась, а потом все стало на свои места. Это не значит, что в школе не возникает каких-либо проблем или споров, но все это я называю рабочими ситуациями. Мы решаем их вместе с учениками, родителями, коллегами. Выход есть всегда, главное – идти друг другу на уступки, уметь договариваться.

Рецепт стрессоустойчивости у каждого свой. Один из них – отделять работу от личной жизни. Для педагога это трудно, мы все равно несем свою работу домой. Но надо стараться делать это пореже. А мой главный способ расслабиться – почитать хорошую книгу. Я очень люблю читать и в последнее время это увлечение распространяю на своих учеников. Мы со старшеклассниками организовали литературный кружок и теперь занимаемся раз в неделю после уроков. Читаем и обсуждаем книги – детям очень нравится!

Наталья М., учитель русского языка и литературы, классный руководитель, Петрозаводск, Карелия:

– Честно говоря, стресс только от плохой организации деятельности, нежелания школьных руководителей заниматься работой. А именно трудными детьми, неадекватными родителями. Сплошное самоустранение. Все за счет учителей. Бесконечные планерки по полтора-два часа ни о чем с перечитыванием планов работы, вручение каких-то сертификатов. И самое неприятное – сплошная «липа» в отчетах. Двойки ученикам ставить запрещают, на учет ставить запрещают…

Вероника ГАЛЧЕНКО, учитель начальных классов, Санкт-Петербург:

– Я работаю в школе четвертый год, но для меня стрессом всякий раз становится проведение родительских собраний. Хотя я к ним готовлюсь, что-то вечно идет не по плану. Есть родители, которые могут начать задавать вопросы конкретно по своему ребенку, и, если я мягко говорю о том, что мы можем это обсудить в индивидуальном порядке, возмущаются. Иногда родители дискутируют между собой, и мне трудно вернуть их внимание.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt