Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Что в имени тебе моем?.. О роли личности в истории и популяризации науки

Учительская газета, №14 от 7 апреля 2015. Читать номер
Автор:

Каждый уважающий себя химик знает, что такое аппарат Киппа. Однако лишь немногие могут ответить на вопрос, а кто такой, собственно, этот Кипп, откуда родом, когда родился, чем занимался, чем еще известен помимо своего аппарата. То есть для большинства из нас, даже учителей, это имя не более чем довесок, непонятная приставка. Но если бы дело ограничилось только Киппом!

Мы очень часто произносим те или иные имена исключительно в стандартных словосочетаниях, которые вроде бы всем прекрасно известны, причем еще со школы. Однако далеко не всегда можем хоть что-нибудь сказать о личности человека, чье имя вошло в историю в контексте этого словосочетания. Каждому в детстве делали манту, но кто может сказать хоть что-нибудь о французском медике Шарле Манту? Любой из нас знает, что означает буковка «С» на термометре, но лишь единицы вспомнят, чем еще был знаменит шведский астроном Андреас Цельсий. Словосочетание «бикфордов шнур» знакомо очень многим как минимум из художественных произведений, однако вряд ли кто вспомнит, что изобретателя этого шнура звали Уильям Бикфорд, он был английским промышленником, торговцем кожей. И так далее, и тому подобное: шрифт Брайля, коктейль Молотова, бертолетова соль, шкала Рихтера, счетчик Гейгера, лошадь Пржевальского…Вы спросите: а зачем нам надо это знать? И зачем ученикам все это нужно? Но как раз здесь собака и зарыта. Речь идет ни много ни мало о популяризации науки, о мотивации школьников и студентов к овладению новыми знаниями через персонификацию исторического наследия. Представить ученого или изобретателя в роли обычного человека, показать, каким образом он стал великим, что ему при этом мешало и что помогало – значит дать учащимся шанс почувствовать: каждый из них также способен стать знаменитым. Ведь можно оставить свое имя в истории, нацарапав его на колонне Парфенона, но куда более благородно сделать так, чтобы твоим именем назвали то или иное явление, правило, гипотезу. Помните, как в той песне: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена».Конечно, можно просто изложить детям, что такое закон Архимеда, в чем его физический смысл, привести ряд формул. Но ведь можно зайти, так сказать, с другой стороны. То есть рассказать, как Гиерон, царь сиракузский, подозревая своего ювелира в обмане при изготовлении золотой короны, поручил своему родственнику Архимеду открыть обман и доказать, что в корону примешано серебра больше, чем следовало. А попутно поведать и о других изобретениях великого грека, о его долгой и бурной жизни.Впрочем, хорошие учителя именно так и поступают. Вопрос, почему в других случаях они этого не делают. Наверное, просто потому, что не уделяют этому моменту должного внимания. Или просто сами не владеют подобной информацией. Но как раз это поправимо. Важнее другое – найти место и время, чтобы оживить науку, показав, что за каждым именем стоит личность.Вспомните, как это было в фильме «Доживем до понедельника», снятом по одноименной повести Георгия Полонского:«Что ж это был за человек – лейтенант Шмидт Петр Петрович? Русский интеллигент. Умница. Артистическая натура – он и пел, и превосходно играл на виолончели, и рисовал… Что не мешало ему быть храбрым офицером, профессиональным моряком. А какой оратор!.. Завораживали матросов его речи. Но главный его талант – это дар ощущать чужое страдание острее, чем собственное. Именно из такого теста делались праведники на Руси… И поэты. И бунтари. Знаете, сорок минут провел он однажды в поезде с женщиной и влюбился без памяти навек – то ли в нее, то ли в образ, который сам выдумал. Красиво влюбился! Сорок минут, а потом были только письма, сотни писем… Читайте их, они опубликованы, и вы не посмеете, вернее, не захочется вам с высокомерной скукой рассуждать об ошибках этого человека!»Порой, чтобы заинтересовать человека чем-либо, достаточно какой-либо яркой детали, факта, образа. Мы все знаем, что одни люди хорошо воспринимают информацию на слух, другим обязательно нужны картинки, третьим необходимы схемы, графики и таблицы, только тогда они способны прочно усвоить материал. Так почему бы не предположить, что сам интерес к предмету также может возникнуть на основе разных подходов? Кому-то химия нравится из-за эффектных реакций, а кто-то зауважал ее, прочтя о подвигах великих химиков, создававших эту науку. «Я хочу быть биологом, потому что люблю цветы и кошек» – одна установка. «Я хочу быть похожим на Вавилова, Павлова, Дарвина» – другая. Но кто сказал, что одно хуже или лучше другого? Это просто две разные мотивации, которые нужно уметь использовать.А для этого в свою очередь нужно обладать желанием найти информацию о людях, имена которых мы произносим всуе, – эффект Доплера, закон Моргана, парадокс Ферми, отек Квинке, мазь Вишневского, люстра Чижевского, тест Люшера, спираль Бруно.Взять хотя бы уже упомянутого Киппа. Попробуйте «забить» это слово в интернет-поисковик, и выяснится, что сведений об этом человеке очень и очень мало. Но это не значит, что их нет вовсе! Стоит поискать получше, и выяснится следующее.Петер Якоб Кипп (1808-1864) получил образование фармацевта, владел аптекой в голландском городе Утрехте, занимался продажами химического оборудования и реактивов, переводил с немецкого книги по органической химии. Кипп постоянно стремился повышать уровень образования и квалификацию своих сотрудников, использовать последние достижения науки, поэтому его дела стремительно шли в гору. В 1844 году ему доверили весьма ответственное дело – проводить анализ питьевой воды, продуктов питания и масла для уличных фонарей. Как раз в этот период Кипп пришел к выводу, что имевшиеся у него приборы для данных целей не вполне подходят. В частности, газы тогда получали с помощью так называемого аппарата Марша, разработанного химиком Королевского британского арсенала Джеймсом Маршем. Изучив его и некоторые другие разработки (в частности, огниво Деберейнера – прототип современной зажигалки, созданный немецким химиком Иоганном Вольфгангом Деберейнером), Кипп разработал аппарат собственной конструкции, принципиальная схема которого не изменилась до сих пор. Любопытно, что основанное Петером Якобом Киппом в начале позапрошлого века предприятие по производству химического оборудования действует и по сей день. На логотипе «Kipp & Zonen» явно угадываются контуры того самого знаменитого аппарата.В дополнение к сказанному можно добавить, что у нас в стране также был создан аналог этого устройства, известный под названием «прибор Кирюшкина». Но кто из вас знает, кто такой Дмитрий Максимович Кирюшкин?Разумеется, все это изложено вкратце. А ведь при желании можно изложить и подробно, кому интересно, тот прочтет с удовольствием. Особенно если сопроводить текст рисунками, гравюрами, фотографиями и т. д. Очень желательно наличие портрета человека и точной даты его рождения и смерти – вдруг окажется, что, например, Август Фердинанд Мебиус, о существовании которого вы знали лишь из словосочетания «лента Мебиуса», не просто очень похож на какого-нибудь вашего родича, но еще и родился в один день с вами, 17 ноября?Может также выясниться, что известный всему миру персонаж самым тесным образом связан с городом, в котором вы проживаете. Скажем, Владимир Модестович Брадис (с таблицами Брадиса мы все когда-то работали) учился в Псковской гимназии (Псков, улица Калинина, 5), откуда был исключен за распространение нелегальной литературы. А выдающийся советский хирург-ортопед Гавриил Абрамович Илизаров (вспомните аппарат Илизарова) учился в Крымском государственном медицинском университете имени С.И.Георгиевского (Симферополь, бульвар Ленина, 5/7). Чем не повод для гордости?Педагоги со стажем помнят словосочетание «парта Эрисмана». А внешний вид этого изделия знаком даже современным детям. Но кто такой Эрисман?Начнем с того, что его настоящее имя – Фридрих Гульдрейх, родился 12 ноября 1842 года в Швейцарии. Окончил медфак Цюрихского университета, увлекся революционно-демократическими идеями русских студенток, которые проходили обучение в Швейцарии, и вслед за ними решил переехать в Россию под именем Федора Федоровича Эрисмана. Работал в Петербурге окулистом, проводил многочисленные исследования зрения у школьников, выявлял закономерности влияния школьных условий на развитие зрения детей. И в результате предложил особую школьную парту, которая названа его именем. Фактически Эрисман – основатель научной школы гигиены в нашей стране. При этом он неоднократно подчеркивал преимущество русской общественной санитарии и общественных традиций русских врачей по сравнению с врачами других стран.Что еще? Как минимум то, что Эрисман основал первую в России постоянно действующую Московскую санитарную станцию, прообраз современного Роспотребнадзора. В 1896 году за защиту студентов, арестованных во время студенческих волнений, Эрисман был уволен из университета и уехал в Цюрих, где вскоре скончался.«Для нас, знавших Эрисмана со времени его приезда в Россию, всего более поражало в нем то, что он из швейцарца превратился в русского, искренно любил Россию и отдал все лучшие годы своей жизни на служение ей» – так написал о нем великий русский ученый Илья Михайлович Сеченов….Итак, мораль проста: всякий раз, когда вам встретится то или иное словосочетание, в котором присутствует имя того или иного ученого, помните, что путь к сердцу (а значит, и мозгу) ваших учеников вполне может пролегать через эту историческую персону, ее жизнь и удивительные приключения. И это ни в коем случае нельзя считать лишней информацией, недостойной изучения, потому что, как писал еще Александр Сергеевич Пушкин, «следовать за мыслями великого ученого есть наука самая занимательная».Каким образом этот подход может быть реализован? Попробуйте дать задание ученикам, попросить их найти нужную информацию и подготовить сообщение на тему «Имя и открытие». Поверьте, каждому найдется своя тема по вкусу из любой области науки: сегнетова соль – химия, закон Долло – биология, телескоп Максутова – астрономия, камера Вильсона – физика, закон Бэра – география, коды Хаффмана – математика, бритва Оккама – философия, принцип Парето – социология, двигатель Ванкеля – техника, финт Месхи – спорт, тест Роршаха – психология, планка Пикаттини – военное дело, кривая Безье – информатика и т. д. Поиск информации о любой из упомянутых персон даже в Интернете, где «все есть», далеко не такое простое дело, поверьте.От редакцииВозможно, вы уже применяете этот подход в своей практике, но в ином варианте. Приглашаем вас рассказать об этом, поделиться опытом. Лучшие материалы будут опубликованы на страницах «УГ» и сайте www.ug.ru


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту