search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями  Год счастливого детства стартовал в Чувашии
0

Что такое буктрейлер?

В стране Читалии все жители - читатели!

Семейное чтение тонкой нитью
соединяет одну душу с другой,
и тогда рождается родство душ.
Я.Корчак

Уже почти десять лет меня занимают прочитанные где-то слова: «Семейное чтение – своеобразная «охранная грамота» в отношениях родителей и детей». Каким бы напряженным ни был семейный конфликт, уверена, можно набраться смелости и произнести слова примирения, например: «У нас прямо как в твоем любимом «Маленьком принце». Помнишь? «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету!» Раскрыть детскую книжку, перечитать ее, возможно, в сотый раз, потому что когда-то читали вместе и вслух каждый день по пять раз, а потом как-то прошло…

Получается, что обращение к любимым детским книгам – своеобразный инструмент пробуждения собственной детской памяти родителей. Но просто чтение без обсуждения и осмысливания вряд ли можно считать такой «охранной грамотой».

Ценность семейного детского чтения осознается большинством нынешних взрослых, поскольку они являются представителями культуры, возросшей на печатной литературе.

Но все же как будущие и начинающие, так и уже активно действующие довольно молодые родители в возрасте примерно 35 лет часто испытывают трудности, связанные с недостатком собственного читательского опыта. Есть предположение, что проблема в том, что к исполнению родительских ролей сегодня пришло поколение молодых женщин и мужчин, которые миновали в своих семьях чтение как форму организации семейного досуга и как хобби конкретных членов семьи. Их детство и юность пришлись на трудный период перестройки и последовавшего за ней экономического кризиса, когда все силы и время многих родителей уходили на элементарное выживание. Соответственно, они не воспроизводят в собственной семейной практике традицию семейного чтения.

За пореформенные годы произошли размывание традиции семейного чтения, распыление его ресурсов и утрата соответствующих навыков. А ведь существует такое негласное мнение, что читателем становятся у мамы на коленях. Именно здесь чтение для ребенка открывается как счастье и удовольствие, именно в радостном общении мамы с малышом вокруг книги образуется и закрепляется привычка к чтению, которая позже способна оформиться в осознанную потребность.

Конечно, большинство родителей стараются как могут следить за чтением своих детей, но при этом мир современной детской и подростковой книги им знаком слабо, поскольку многим известны некие конкретные списки обязательных для прочтения в детстве и юности книг, а собственные литературные предпочтения детей и подростков нередко вызывают не совсем позитивную реакцию у родителей, а тем более у бабушек и дедушек.

Наш конкурс медиапроектов «Страна Читалия» направлен на решение разнообразных задач, одной из которых является возрождение семейного досугового чтения. Вообще мы взяли за основу идеи конкурса интерес детей и подростков к использованию разных компьютерных гаджетов, в том числе и для чтения самых разных книг, как рекомендованных, так и случайно обнаруженных самостоятельно. Конкурсу медиапроектов, которые представляются в формате буктрейлера, уже семь лет. За это время в нем приняли участие более 4500 человек из 32 субъектов Российской Федерации и 14 зарубежных стран, создано почти 2000 медиапроектов-буктрейлеров по 16 номинациям, среди которых каждый год есть номинация, посвященная актуальному направлению года, объявленному Правительством Российской Федерации. Например, в 2020 году такой номинацией стала «Книги о Великой Победе», в 2021 году – книги Ф.М.Достоевского и посвященные его творчеству, в прошлые годы это были книги о театре, о волонтерстве, а в следующем году появится номинация «Книги о народном искусстве и культурном наследии». Цель конкурса – популяризация книги и чтения, повышение мотивации к смысловому досуговому чтению через освоение приемов медиапроектирования путем создания рекламных роликов – буктрейлеров.

Что такое буктрейлер? Это видео­ролик рекламного характера, рассказывающий в произвольной художественной форме о книге. Включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Существуют разные его жанры: игровые, анимационные, презентационные. Игровой буктрейлер – ролик по книге, в котором участвуют живые актеры, не обязательно профессиональные, которые разыгрывают сцены из книги и т. п. При этом на экране могут появляться титры, объясняющие идею и сюжет. Анимационный – похож на игровой, но с использованием анимации (мультипликация: пластилин, куклы, собственные рисунки и т. п.). Презентационные буктрейлеры сделаны на основе слайдов с цитатами, иллюстрациями, фото книжных разворотов и тематическими рисунками или фотографиями, сопровождающимися голосом или музыкой. Конкурс проводится по пяти возрастным группам, названия которых мы связали с отношением к чтению. «Хочу читать!» – для дошкольников от 3 лет; «Умею читать!» – для учащихся 1-4‑х классов; «Люблю читать» – для учащихся 5-8‑х классов; «Знаю, что читать!» – для учащихся 9-11‑х классов, студентов колледжей и вузов; «Учу читать!» – для учителей, воспитателей и родителей.

Очевидно, что маленькому ребенку создать такой видеопродукт без помощи взрослого довольно сложно. Именно поэтому среди буктрейлеров дошкольников и учеников начальной школы часто можно заметить явное или не очень, но все же креативное присутствие родителей или старших в этой семье детей.

Да и в медиапроектах учеников основной и старшей школы подчас будто бы чувствуется и слышится голос родителей, учителей. И вот это присутствие как раз и является настоящей ценностью. Можно предположить, что, работая над роликом, дети вместе со взрослыми читают и перечитывают выбранную книгу, обсуждают ее содержание, иногда даже спорят по поводу сюжета и поведения героев.

Но вернемся, собственно, к чтению, а вернее, к тому, как, по нашему мнению, родители приходят к пониманию важности совместной с ребенком деятельности по осмыслению прочитанного.

«Брось все и читай!» – эта фраза буквально напутствие для мам и пап, которые не хотят упустить нить добрых отношений со своими детьми. Не могу сказать, что полностью согласна с этим напутствием. Знаю многих родителей, читающих детям вслух с самого раннего возраста. Отмечу все же, что чтение без обсуждения довольно редко, если не сказать никогда, бывает той самой «охранной грамотой» доверительных отношений в семье, о которой упоминалось в начале статьи.

А как же можно осмысливать прочитанное в процессе создания буктрейлера? Например, есть конкурсная номинация «Личности. Герои. Подвиги». Создавая буктрейлер по книге, относящейся к этой номинации, мы знакомимся с примерами поведения великих людей, выделяя те фрагменты текста книги, где рассказывается о событиях из жизни, о поступках, о чертах характера героев. И вот уже эти самые главные, самые нужные, по мнению автора ролика, мысли появляются на экране, да еще и озвучиваются. Их видят и слышат другие люди, и… да, это тот самый момент, когда может появиться мысль: «Интересно! Надо бы почитать!» Идет цепная реакция читательского интереса, ведущего к осмысленному выбору книги, а в дальнейшем и к осмысленному чтению с погружением. Рождение нового читательского опыта, новых смыслов, развитие личности. И все это благодаря маленькому трехминутному ролику.

А, например, обсуждая народные сказки, легенды и притчи, мы формируем отношение к национальным традициям и ценностям. Авторы таких буктрейлеров готовят костюмы и декорации, разыгрывают сценки, и это тоже новый опыт и новое осмысление через творческую деятельность.

Создавая рекламные ролики по книгам о науке, путешествиях и приключениях, дети и взрослые совершенствуют свои представления об окружающем мире, конечно, задают много вопросов, нередко самим себе, сами же ищут на них ответы. Дети иногда обращаются за помощью к родителям, бабушкам и дедушкам. Так она и появляется, эта нить, связывающая поколения…

А изучение произведений отечественной и зарубежной классики в процессе создания рекламных роликов позволяет людям всех возрастов уточнить возможные способы решения жизненных проблем. Ведь они вечные, эти проблемы верности и чести, благородства и коварства, любви и дружбы. Это слова, которыми был озвучен буктрейлер шестилетнего автора, созданный совместно с родителями и педагогами по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Да, конечно, большинство взрослых людей действительно понимают, насколько ценным является совместное чтение вслух. Многие родители стараются найти способы общения с детьми, особенно в непростом подростковом возрасте, когда почти все внимание ориентировано на внешнее сообщество, на его оценку, желательно положительную. Полагаем, именно поэтому конкурс «Страна Читалия» вызывает интерес у все большего количества людей всех возрастов в разных странах мира. И мы очень рады, что конкурс поддерживают и библиотеки, и издательства, и современные писатели, и представители медиа- и киноиндустрии.

Ольга МАЧЕХИНА, руководитель проекта «Международный конкурс медиапроектов «Страна Читалия», кандидат педагогических наук, доцент дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте