Несколько лет я веду занятия по спецкурсу «История русского языка» в школе для одаренных детей «София» при Новгородском региональном центре развития образования. Знания, полученные на этих занятиях, в частности, помогают участникам всероссийских олимпиад по русскому языку, на которых в последние годы большой процент заданий посвящается истории языковых явлений.
Однако эта тема, безусловно, должна подниматься не только в связи с подготовкой к олимпиадам, на занятиях в профильных классах или классах с углубленным изучением языка, но и на уроках в обычной общеобразовательной школе. Изучение истории языка развивает лингвистическую интуицию, помогает осознать закономерности современного русского языка и, как следствие, повышает уровень грамотности учащихся, развивает их устную и письменную речь. У детей возникает интерес к историческому прошлому русского народа, ненавязчиво осуществляется их патриотическое, эстетическое и духовное воспитание.
В современном русском языке представлены значительные пласты старославянских и церковнославянских слов. Прояснение их этимологии и стилистической окраски облегчает детям чтение произведений классической литературы, народного эпоса, воспитывает талантливых читателей.
На одной из олимпиад по русскому языку, проходившей в Великом Новгороде, участникам были предложены такие строки из новгородской былины «Садко». Герой былины, гусляр Садко
Продавал товары новгородские,
Получал барыши великие,
Насыпал в бочки-сороковки красна
Золота, чиста серебра,
Поезжал назад во Новгород,
Поезжал он по синю морю.
На синем море сходилась погода сильная…
Как понять читателю XXI века слова «барыши великие», «бочки-сороковки»? Что означает «погода сильная»? Это олимпиадное задание я предлагаю теперь на своих уроках по русскому языку в общеобразовательных классах.
Разница между преподаванием этой темы в классах с углубленным изучением языка и в общеобразовательных классах – в объеме материала, его сложности и методике преподавания. В обычных классах по этой теме не ведутся опросы, контрольные работы – это должно стать игрой, загадкой. Дети очень любят разгадывать загадки!
Ребята, интересующиеся историей языка, по желанию готовят рефераты. Я предлагаю детям список тем докладов, например: «Что древнее – глаголица или кириллица?», «Русь. Россия. Этимологический анализ слов», «Народные названия месяцев», «Древнерусские названия мер длины и денежных единиц».
На прошлогодней государственной аттестации выпускников 9-го класса по русскому языку предлагалась лингвистическая тема «Зачем нужна пунктуация?». Ее обсуждение мы с ребятами начали с истории пунктуации. Кому не интересно, например, как появилось и что значит слово «запятая»? Оказывается, это страдательное причастие, являющееся формой глагола «запять», то есть задержать; оно имеет однокоренные слова «запонка», «запинаться».
К сожалению, в продаже мало книг для детей, содержащих сведения по истории русского языка. Большинство авторов программ для общеобразовательных школ дают в учебниках скупые сведения по этой теме. Наибольшее внимание истории русского языка уделяет программа под редакцией В.В.Бабайцевой для 5-9-х классов. Я анализирую распространенные программы и дополнительную литературу и по возможности использую на своих уроках сведения по истории русского языка при изучении разных тем, начиная от фонетики и графики, заканчивая частями речи и синтаксисом.
Ирина ВЕЙКОВА, преподаватель русского языка и литературы Первой новгородской университетской гимназии имени академика В.В.Сороки, отличник просвещения, Великий Новгород
Комментарии