search
main
0

Что общего между Моцартом и Майклом Джексоном? Страсть к музыке

Екатерина Абдрашитова любит стихи Петра Синявского: «Дарите музыку друг другу! Пусть каждый день и каждый час, подобно радостному чуду, она звучит в сердцах у нас». Лауреат конкурса «Учитель года России-2009» говорит, что искусство возникло раньше наук. Издревле человек стремился к прекрасному, воплощая свои мысли и эмоции в произведениях искусства. Но только музыка способна передать самые разнообразные и тонкие чувства, подарить душе крылья, которые уносят в мир гармонии и понимания.

Если мы дружим с музыкой с детства,

Если мы с детства любим ее,

Жить нам на свете станет чудесней.

Музыка с детства дарит нам волшебство свое!

Но современное поколение, по мнению Абдрашитовой, стало часто воспринимать классическое наследие как нечто абстрактное, оторванное от реальной жизни. Екатерине Евгеньевне кажется, что поиск новых путей приобщения к музыкальному искусству станет путеводной нитью к современному музыкальному образованию.

Анализируя свой опыт преподавания и опыт многочисленных коллег, она выделяет такие противоречия, которые характерны для общего музыкального образования. Результаты опросов среди школьников, которые попались на глаза преподавателю небесных гармоний Ново-Горкинской школы Лежневского района Ивановской области, показывают, что музыку признают самым значительным для себя видом искусства 75 процентов школьников, тогда как интерес к уроку музыки в школе проявляют не более 20 процентов. Современный образовательный процесс предполагает активное использование инновационных педагогических технологий при обучении, а учебный предмет «Музыка» чаще всего придерживается традиционных подходов в музыкальном образовании. Учителя музыки в школе не обладают специализированными знаниями в области музыкально-компьютерных технологий, а специалисты-звукоинженеры чаще всего не имеют педагогического образования для работы с детьми.

Как разрешить данные противоречия? Абдрашитова уверена, что это будет возможно, если уроки музыки станут современными, интересными и в результате будут служить средством интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Одно из основных средств решения данной проблемы Екатерине Евгеньевне видится в применении инструментов нового поколения и музыкально-компьютерных технологий в образовательном процессе. У нее на уроках используется клавишный синтезатор – компьютер со звуковой картой, объединяющий передовые технологии генерирования звука с цифровой электроникой. Интерес школьников к данному инструменту огромен, ведь популярная молодежная музыка – это электронная или компьютерная музыка, и диджеи создают музыку, не имея музыкального образования, а являясь компьютерными составителями, но это творчество молодых, к которому следует относиться с уважением и принимать. А раз это массовая культура, то синтезатор и компьютерная музыка должны быть на уроке музыки в школе.

Синтезатор, по опыту Абдрашитовой, обладает массой достоинств. В нем есть многотембровость, а это не менее 100 голосов в любой модели (клавишные, струнные, духовые). Он создает спецэффекты. Автоаккомпанемент позволяет достичь того, что у одного музыканта под рукой целый ансамбль или оркестр. При этом инструмент такой маленький! Его портативность удобна для концертных выступлений, где дети играют на синтезаторе или исполняют песни под минусовые фонограммы, создаваемые при помощи этого инструмента и компьютера.

В этом случае компьютер превращается в звукозаписывающую студию. И мало того что запись получается качественная, ее можно потом при прослушивании проанализировать. К записанному материалу могут быть применены различные обработки звука, например удаление шумов, эха. В своей работе Абдрашитова использует аудиоредактор Sound Forge 8.0, который представляет звук графически как видимую осциллограмму, представляющую интерес для организации исследовательской деятельности на уроке. Ее также удобно резать и склеивать с точностью до миллисекунды, что позволяет соединять фрагменты в музыкальный коллаж, необходимый на уроке. Учительница из Новых Горок создает компьютерную фонотеку, восхищаясь тем, что в этом гигантском объеме цифровой музыки возможен молниеносный поиск нужной мелодии. Вместе с детьми Екатерина Евгеньевна использует программу «Финале», позволяющую набирать нотный текст и оформлять его в виде брошюр, альбомов. Не обходят они вниманием и информационные ресурсы, черпают темы для бесед, читая в Интернете музыкальные новости, общаются и обмениваются опытом на форумах, а на уроках применяют режим телеконференции и ходят на виртуальные экскурсии.

Абдрашитова опирается на реальный, личностный опыт ребенка. Что он знает? Что ему интересно? Он думает, это компьютерная музыка? Педагог считает: не беда! Заинтересовав новыми и современными технологиями, можно привести ребенка в богатейший мир классической музыки, который займет в его душе достойное место.

Все время ищет что-то новое. Они вместе с учениками музицируют на синтезаторе, ведь чтобы играть на нем, не нужно владеть такой виртуозной техникой, как на пианино. А фактически упражнение выглядит как новый вид творчества. Дети подбирают спецэффекты для усиления выразительных и изобразительных возможностей музыки. Или аранжируют знакомую песню в новом стиле. И даже сочиняют.

В арсенале у Абдрашитовой и проектная деятельность с использованием музыкальных компьютерных программ. Например, классическая музыка в рингтонах. Подобрать в Интернете или в других источниках классическую музыкальную характеристику одноклассников, соответствующую характеру, с помощью аудиоредактора превратить в рингтон для мобильного телефона. Так ненавязчиво происходит знакомство с классической музыкой, анализ ее выразительных свойств, проецирование их на реальную ситуацию, и, конечно, ребенок приобретает практику работы в компьютерной программе. Такая деятельность помогает развитию универсальных учебных умений – анализировать, классифицировать, моделировать.

Екатерина Евгеньевна стремится, чтобы на ее уроках происходило проживание процесса создания музыкального произведения вместе с композитором. При помощи синтезатора она с учениками насколько возможно близко приближается к оригинальному звучанию, задуманному композитором. Так появляется возможность побывать в XVII веке, когда звучал клавесин, или попасть в католический собор времен Иоганна Себастьяна Баха. Это помогает созданию более яркого образа в сознании ребенка и приобретает большую силу художественного воздействия. Дмитрий Кабалевский сказал: «Запомнить в музыке можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано».

Использование новых технологий предполагает более активный выход за рамки урока. В условиях села особенно ярко проявляется сотрудничество с социумом, что демонстрирует практическую направленность уроков. Например, концертные выступления в центре временного пребывания. Дети наглядно видят силу искусства и эмоционального воздействия, когда люди пожилого возраста искренне радуются и говорят о том, как им необходима музыка и что она им дала. Воспитательный эффект более глубокий и действенный.

– Один из разделов образовательной инициативы «Наша новая школа», – говорит Екатерина Абдрашитова, – посвящен развитию учительского потенциала. В нем говорится о необходимости владения современной техникой, новыми технологиями, которая была бы направлена на улучшение качества образовательного процесса. Чтобы овладеть высоким уровнем профессиональной компетенции, необходимо активнее заниматься самообразованием. Осознав необходимость развивать методическую и профессиональную грамотность, я повышала свою квалификацию, распространяла и обобщала опыт, который прошел апробацию и получил положительные отзывы коллег, и в ходе обсуждения появились новые идеи.

Урок музыки – урок развивающий, творческий, его не оценить результатами ЕГЭ. Но возникновение потребности в общении с музыкой – вот результат, к которому необходимо стремиться.

Итак, по мнению Абдрашитовой, в современном детском музыкальном образовании завоевывает передовые позиции электронное и компьютерное творчество, которое можно рассматривать как средство адаптации к реалиям нашего времени, как черту современного музыкального образования, как образовательную технологию будущего. Современный учитель музыки должен использовать новые музыкально-компьютерные технологии в своей деятельности, так как главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Но применяя новые технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не подменить его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Увлеченный новой методикой, мудрый учитель использует только те ее открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка.

И тогда даже Гайдн может оказаться таким современным, что детям захочется запеть его песню, дошедшую из далекого XVIII века.

Лора ЗУЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

с. Новые Горки, Лежневский район, Ивановская область

«Сейчас я вам спою»

Создать музыкальное произведение можно и на уроке

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте