search
main
0

Что общего между хомячком и гидроэлектростанцией? 75 блестящих идей участников конкурса «Учитель года России-2011»

«Откровенный разговор» – мероприятие, призванное разъяснить педагогам, не попавшим в число пятнадцати победителей первого тура, какие они сделали проколы во время испытаний и чем порадовали, – проходит, естественно, после объявления пресловутой «пятнашки». В 2011 году разговор состоялся до церемонии награждения, когда все участники были еще равны. Это позволило межпредметным жюри говорить не о каждом в отдельности, старательно избегая критики, а сразу обо всем увиденном и всю правду.

К мнению членов жюри первой группы конкурсантов стоит прислушаться.Роза Халадова, учитель химии из Чеченской Республики, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010»: «Кто-то начинал спокойно и затем брал темп, а кто-то, наоборот, начинал хорошо, а потом замедлялся».Людмила Левина, главный редактор журнала «Химия в школе»: «Урок – это самое важное испытание на конкурсе. Но вместе с тем необходимо, чтобы тематика, проблематика «Учебного занятия» и «Методического объединения» были созвучны. Краеугольная проблема урока – попасть в тему. А самое выигрышное – умение импровизировать. Услышать детей, уцепиться за их ответы и «вывернуть» тему. Приятно, когда вы красиво работаете с интерактивной доской. Мы ведь все видим, смотрим, что вы пишете… Мы болели за каждого из вас. А наши вопросы были уточняющие».Наталья Тихонова, учитель года Воронежской области-2001, главный методист ОМО Воронежского ИПКиПРО: «Урок – единство содержания и формы, важно, что учитель сообщает и зачем. Подумайте, прежде чем делить детей на группы и давать им работу минут на 20, а что будет делать в это время жюри? Работа в группах должна быть обязательным звеном, без которого не обойтись. Искусство украшать урок – это искусство сокращать».Что увидели члены жюри в рамках первого тура? То же, что зрители интернет-трансляций, но живьем, что, несомненно, ценно для восприятия. Вместе с ними увидела множество изюминок и ваша корреспондент. Конечно, не все, ведь интересных находок на конкурсе было 75, по числу участников.Во время выступления учителя истории из Вологодской области Марины Никоарэ, подняв глаза от блокнота, я увидела следующий слайд презентации:«Ребенку сегодня:- неинтересно (нет мотивации);- нереально запомнить (большой объем, слабая работа памяти);- непонятно (поверхностное восприятие, отсутствие глубины понимания);- не нужно (нет применения в жизни);- не получится (нет уверенности в себе)».Эта грустная ситуация – лучший стимул и для изучения, отбора существующих методик и технологий, и для создания собственных приемов.Физик из Кемеровской области Сергей Иванов продемонстрировал, насколько значимо умение учителя формулировать вопросы. Небанальный, продуманный вопрос вызывает интерес к теме, заставляет задуматься, что каждый урок значим, и, конечно, ведет ученика к столь важной сегодня самостоятельной добыче знаний. Вот несколько примеров:«Что общего между расплескиванием воды из ведер на коромысле и любовью?Что общего между хомячком и гидроэлектростанцией?Что общего между душем, форточкой и драконом?»Оксана Табуньщикова, преподаватель-организатор ОБЖ из Тамбова, не забыла, что по конкурсным правилам на «Методическом объединении» она должна изложить свой опыт, сформированный во взаимодействии с коллегами, родителями учеников, общественными организациями и т. п. Это не значит, что только педагог заимствует идеи, она ими и делится. У Оксаны Викторовны есть собственный сайт http://ok-tabunshikova.ucoz.ru, который она создала для участия в региональном конкурсе. Однако он стал ежедневно необходимым рабочим инструментом обмена опытом. В сентябре количество посещений за день доходило до 1000 человек.Свой урок музыки Татьяна Одинцова из Псковской области посвятила колокольному звону. А начала общение с шестиклассниками 4-го тульского лицея неожиданно: «Вы за электронный звонок или за традиционный школьный колокольчик?» Ребята ответили: «Электронный – неинтересно, электронный – неживой, электронный может невовремя сработать…» Учительница обрадовалась: «Я не сомневалась, что вы выберете живой звук». И после того как дети ознакомились с темой и попробовали сыграть на колоколах мелодию, Татьяна Георгиевна поблагодарила их: «Вы сохранили школьный колокольчик, спасибо от всех школ. Я министрам всем передам!»Учитель начальных классов из Республики Дагестан Аида Якубова общается с ребятами в каком-то особом, своем стиле. Начинает урок русского языка для третьеклашек ласково: «Возьмите друг друга за руки, передайте тепло друг другу. Какие вы все красивые!» Не экономит на слове «умница» и вместе с тем замечает невнимательных, с разумной строгостью направляя урок по заранее намеченному руслу. Выполняя упражнение (а тема – «Правописание корневых орфограмм»), мальчик поднимает руку и дипломатично спрашивает: «А что делать, если кто-то не понимает какого-то слова?» Аида Алаудиновна улыбается: «Думать!» И добавляет: «Сейчас разберемся вместе».Биолог из Омской области Игорь Еву предложил старшеклассникам стать редакторами современных учебников по биологии, вернее глав, посвященных клеточной теории. Ребята получили на отдельных листочках основные положения этой теории от разных авторов и из разных учебников. Их задача была выбрать приемлемые, по их мнению, варианты, расположить в логической последовательности и составить целостную картину по теме. Мнения тульских десятиклассников наверняка будут интересны авторам учебников, а опубликовать их берется «Учительская газета».Недетская мудрость учеников всех возрастов поразила практически всех участников конкурса «Учитель года России-2011». Приходя общаться с конкурсантами, многие старшеклассники выбирали тему «Успешный человек. Кто он?» и рассказывали, какую карьеру они мечтают построить – дизайнера, программиста, хореографа… А вот для общения с историком из Подмосковья Татьяной Бухаловкиной десятиклассники взяли тему «Волшебство бывает не только в сказке». И вот такой разговор получился, когда учительница спросила: «Мы сами делаем чудеса? Элементарная помощь в наших силах, было бы желание…» Девочка: «А его нет. Люди перестали верить в чудо». Мальчик: «Мешает чувство того, что взамен ничего не получишь». Откровенно, показательно, стоит взять на заметку. И еще одно наблюдение: оказывается, к магии ребята относятся скептически. «В результате можно отделиться от мира, а ведь человек – существо социальное». Это не Татьяна Бухаловкина сказала, это сказали ребята.Разговор «Всегда ли правы взрослые?», который вел историк из Республики Башкортостан Евгений Ромадов с девятиклассниками, вдруг открыл настоящие детские проблемы. Юноша убежден, что взрослые всегда неправы. Более того: он уверен, что необходимо отстаивать свою позицию, даже если ты неправ. «Если будешь их слушаться, будешь сидеть у них на шее, станешь маменькиным сынком». Позже он даже возмутился: «Поймите, родители и мы – два совершенно разных поколения!» А девушка просто спокойно сказала: «Я со своими родителями часто спорю. Они ругают, кричат, а потом я оказываюсь права».Ларисе Тутовой, учителю истории из Ростовской области, достались замечательные родители второклассников. Отвечая на вопросы конкурсантки, они дали массу полезных советов. Например, как правильно организовать выходные. Нужно сделать уроки в пятницу и полностью освободить субботу и воскресенье для общения, походов на концерты, поездок в лес, катания на коньках… В будни некогда даже поговорить с сыном и дочкой? Постарайтесь выделить полчаса для прогулки перед сном – с ребенком побудете и пользу здоровью принесете. Хотя бы просто почитайте малышу перед сном. У одной из мам дочка читать, конечно, умеет, но с удовольствием слушает познавательные истории, например про динозавров.Учитель ингушского языка и литературы, русского языка и литературы из Республики Ингушетия Айшат Картоева показала, что такое настоящий задушевный разговор с родителями. «Всегда ли мы понимаем наших детей?» – такую тему выбрали мамы одиннадцатиклассников. Конкурсантка расположила их к себе тем, что внимательно выслушала каждую историю, каждую проблему, иногда комментируя сказанное или задавая вопросы: «Нужно слушать и слышать. Но иногда надо настоять»; «Ограничения и запреты обсуждаются в семье?»; «Кристине повезло с мамой. А крики, угрозы применяете?». Совет опытного педагога о том, как важны тихие семейные вечера с детьми, когда можно спокойно поговорить с сыном или дочкой, послушать музыку, обнять ребенка, запомнятся тульским родителям. Права Айшат Алиевна: «На это надо время находить».фото автора, Тула

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте