Билингвизм в переводе с латыни означает «двойной язык». Таким образом, билингвизм – это способность владения двумя языками. Билингвизм – распространенное явление в Москве, где коллективы учащихся образовательных учреждений, как правило, многонациональные.
Наша школа не является исключением. Перед учителями стоит непростая задача – научить ребенка-билингва общаться, понимать русский язык. Необходимо использовать такие приемы и методы обучения, которые помогли бы детям в освоении русского языка, дали возможность думать и общаться на неродном для них языке, создали положительный психологический и эмоциональный настрой.
Ограниченность словарного запаса и неумение грамматически правильно оформлять высказывание приводят к трудностям в усвоении двуязычными детьми учебного материала. Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и общаться, интегрироваться в группу сверстников.
Большую часть работы по освоению детьми-билингвами русского языка мы проводим на дополнительных занятиях. И здесь мы придерживаемся основных принципов методики РКИ (русский язык как иностранный), изложенных в УМК «Русский язык от ступени к ступени». Чтобы учитель при подготовке к уроку не тратил много времени на поиск всевозможных дополнительных материалов, нами была составлена программа «От игры к знаниям» (для работы с учениками 1-3‑х классов), содержащая богатый материал, собранный в одном документе. Игровые задания, дидактические, ролевые, подвижные игры, представленные в данной программе, активно используются в работе с детьми-билингвами учителями нашей школы. Представленные материалы учитель может использовать как во внеурочной деятельности, так и на уроках. Программа в основном включает игровые задания, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников. Для детей-билингвов игра – тот вид деятельности, в котором они свободно преодолевают языковой барьер, поглощены игрой, забывают о своем неумении свободно общаться. Одновременно дети приобретают навыки умственного труда и чувство уверенности в себе. Как правило, в классе обучаются ребята с разным уровнем знания русского языка, и коллективная форма работы, участия в игре способствует увеличению речевой деятельности инофонов. Благодаря игровой методике активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности.
Для работы с детьми 4‑го класса написана программа проектно-исследовательской деятельности «Россия – многонациональная страна». В процессе работы над проектами ребята знакомятся с устным творчеством, обычаями, традициями, культурой и бытом народов, многозвучием их песен и красотой танцев. В нашей школе с 2008 года стало традицией проводить праздники дружбы. Обучающиеся выступают в национальных костюмах, исполняют национальные танцы, песни, читают стихи на родном языке. Участие в таких мероприятиях – проявление позитивного отношения к родному языку ребенка. Подготовка к проведению праздников включает такой момент, как изготовление костюмов, декораций, и без помощи взрослых тут не обойтись. Как известно, совместное творчество сближает людей, так и в нашем случае – общие интересы способствуют укреплению семьи, дружбы и взаимопонимания наших обучающихся, в классных коллективах и в целом в школе. Занятия детей-билингвов в кружках – это еще одна форма адаптации, социализации и интеграции двуязычного ребенка. Активные занятия в кружках разной направленности (театральной, спортивной, изобразительной) увеличивают возможности речевой практики.
Много полезных знаний о работе с детьми-билингвами учителя получили на курсах повышения квалификации «Педагогические технологии адресной работы с детьми мигрантов на уровне основного начального образования», организованных Московским центром развития кадрового потенциала. С преподавателем Ольгой Владимировной Синевой у нас и сейчас продолжается плодотворное сотрудничество. Благодаря Ольге Владимировне обучающиеся-билингвы нашей школы имели возможность принять участие в Московском открытом городском конкурсе детского творчества «Билингва» (конкурс эссе). И что радует, второй год ребята не просто принимают участие в данном мероприятии, но и являются победителями и финалистами конкурса. Дети выбирали темы о культуре своего народа, писали о своих земляках-героях. Работы представлялись на двух языках – родном и русском.
Главной причиной отставания и дезадаптации детей-билингвов в классе можно считать слабое владение русским языком. Опыт работы показывает, что занятия с детьми-билингвами дают свои положительные результаты. Дети лучше усваивают учебный материал, у них появляется интерес к учебе. Снижается чувство тревожности, формируется психологическая комфортность, появляется чувство уверенности, повышается самооценка.
Румия КУЗИНА, Зульфия ХАМИДУЛЛИНА, учителя начальных классов школы №429 «Соколиная гора»
Комментарии