1 декабря 2021 года в Москве стартовал проект «Осмысленное чтение», направленный на развитие критического мышления и читательской грамотности обучающихся 5‑7‑х классов. Учителя нашей школы приняли участие в проекте, который востребован всем профессиональным сообществом. Умения и навыки, полученные на занятиях, необходимы для успешной реализации ребенка в будущем, как в профессиональной деятельности, так и вне ее.
Умение читать вдумчиво, быстро и осознанно – важный фактор для формирования успешной личности. Именно поэтому учителя нашей школы не могут стоять в стороне, понимая, что современные реалии обязывают нас по-новому выстраивать образовательный процесс.
Основные задачи проекта: научить детей работать с различными видами текстов, сформировать способность удерживать внимание на содержании, развивать навыки устной и письменной речи, формировать умение работать с внетекстовыми элементами, навыки проведения диалога и дискуссии.
Проект «Осмысленное чтение» состоит из пяти образовательных модулей, которые построены от простого к сложному:
- «Читаем в любой обстановке».
- «Управляем скоростью чтения».
- «Эффективно работаем с разными текстами».
- «Управляем вниманием».
- «Превращаем текст в инфографику».
Подробное описание всех модулей можно найти на сайте Городского методического центра, а я расскажу о том, что в данном проекте заинтересовало учителей и детей, с чем понравилось работать.
Во-первых, это формирование навыка чтения в шуме, мы использовали «жужжащее чтение» на переменках и старались уловить главную мысль текста, понять, о чем он. Ведь современному человеку приходится читать в транспорте, изучать тестовые материалы в любом жизненном пространстве. Во-вторых, интересно было работать с проблемными и оценочными вопросами («Что бы произошло, если…», «Что будет дальше…», «Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы больше узнать о…», «Как вы относитесь к…», «Согласны ли вы с…», «Что было бы лучше: …»). Например, во время работы с текстом о Байкале, размышляли о том, что бы произошло, если бы озеро Байкал не внесли в перечень ЮНЕСКО в 1996 году.
Во-третьих, эта работа с дополнительными заданиями вызвала огромный интерес, ведь ребятам необходимо было самостоятельно заполнить схему «Фишбоун», используя полученную информацию из текста с помощью проблемных вопросов. Данный прием направлен именно на развитие критического мышления обучающихся. В голову «рыбы» мы закладывали вопрос, например: «Как помочь растениям?» Далее читали текст и находили причинно-следственные связи и на верхние косточки нашей «рыбы» нанизывали причины (основание, повод, предлог), на нижние – факты из текста, подтверждающие наличие сформулированных причин, а дальше подбирались к «хвосту», то есть ответу на наш проблемный вопрос. И вместе приходим к выводу, что помочь растениям можно с помощью разных способов.
Хочется отметить работу над удержанием внимания, когда возникают отвлекающий фактор и перерыв в работе с текстом. Особенно непросто это давалось пятиклассникам. Чтобы ответить на поставленный вопрос, ученики должны прочитать три текста (один большой, который прерывался двумя текстами небольшого объема на ту же тему, но только в одном из них можно найти подтверждение ответа). Но самое интересное заключалось в том, что на некоторые вопросы не было ответов ни в одном из трех текстов, а это значит, что нужно было самим найти дополнительную информацию, поломать голову и использовать материалы Интернета, учебников или жизненный опыт.
Проект «Осмысленное чтение» важен для детей. Навык осмысленного чтения нужен не только на уроках литературы, но и на других предметах. Особенно это важно при чтении научных текстов, условий задач, исторических документов, поэтому все учителя-предметники с интересом наблюдают за развитием проекта в нашей школе.
Ольга ЧЕСТНЫХ, учитель русского языка и литературы школы №508
Комментарии