Начальная школа является фундаментом формирования функционально грамотной личности. Учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способам мыслительной деятельности. Функциональная грамотность представляет собой совокупность компонентов: читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, естественно-научная грамотность. Основополагающей является читательская грамотность, которая заключается в чтении, говорении и слушании. Данные умения формируются в процессе непосредственного восприятия содержания художественного произведения, осознанного анализа и оценивания прочитанного, а также в процессе собственного творчества детей, умении моделировать данную конкретную литературную ситуацию в современных жизненных условиях.
Учебный предмет «Литературное чтение» предусматривает овладение обучающимися навыками грамотного беглого чтения, формирование умения работать с текстом, а также умения найти нужную книгу в библиотеке, подобрать произведение на заданную тему; высказывать свое отношение к прочитанному или услышанному.
Все дети, участвующие в проекте, приходя в школу, умеют читать. Но вид чтения (способ чтения, темп, выразительность), а также понимание текста разнятся. Поэтому с первых дней в классе начинается работа по формированию читательской грамотности. Формирование читательской грамотности – это не статичный и эпизодический процесс, развитие которого осуществляется от случая к случаю по мере необходимости, а систематический и целенаправленный.
Большим подспорьем для учителя в этот период становятся ресурсы библиотеки МЭШ. Например, электронное учебное пособие «Смысловое чтение от А до Я», в котором предлагаются небольшие тексты о животных. К каждому тексту подобраны иллюстрации, фотографии, ви­деофрагменты, интерактивные и тестовые задания. Такой материал позволяет формировать читательскую грамотность, учить работе с различными источниками информации.
После того как дети овладевают навыками письма, вводится работа с читательским дневником, которая позволяет сформировать у младшего школьника навыки работы с текстами художественных произведений, развивать культуру читателя. Читательский дневник помогает описывать ученикам впечатления от произведения, самостоятельно оценивать содержание, язык, структуру произведения. Дети учатся составлять отзывы о прочитанном, рассказы о героях, сочинять синквейны – пятистрочные нерифмованные стихотворения, в которых кратко, но емко излагается суть какой-то проблемы, темы или понятия.
Сочинительство – интересная творческая форма работы с младшими школьниками. Именно сочинительство помогает развить читательский и одновременно познавательный интерес ребенка.
Чтобы направить творчество детей в нужное русло, чтобы они выросли как сочинители и их сочинения обрели смысл и глубину, детям предлагается стать учениками Школы сказки издательства «Настя и Никита», работающей в режиме онлайн. Занятия в школе ведут детские писатели Вера Цаплина и Наталья Соколова. В течение двух месяцев ребята получают задания, выполняя которые становятся авторами собственных литературных произведений, публикуемых на сайте. После окончания работы ученики получают дипломы, подтверждающие авторство. Все сказки объединяются в сборник.
В процессе формирования математической грамотности очень важны практические действия – ученикам предлагается измерять, взвешивать, сравнивать, а потом объяснять свои манипуляции. Особое место отводится работе с информацией. Ученики учатся «читать» разные графические формы предъявления информации, применять информацию для решения учебных задач, использовать информацию для ее преобразования в других формы. Материалы библиотеки МЭШ позволяют организовать эту работу на более высоком уровне, делают ее интересной и значимой для ребят.
Еще одна важная часть функциональной грамотности – финансовая грамотность, которая определяет качество жизни человека в не меньшей степени, чем знание родного языка, математики и других наук. Формирование финансовой грамотности встроено как в процесс обучения математике, так и является целью отдельного курса внеурочной деятельности. На занятиях ученики получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества; начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики. В процессе выполнения практико-ориентированных заданий, экономических игр дети учатся управлять финансами, приучаются к рациональному отношению к ним, а также учатся быть ответственными за свои решения.
В современных условиях в школе появляется возможность вый­ти за пределы окружающего социума, участвуя в различных проектах, которые позволяют заниматься исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий. Такие возможности открывает глобальная школьная лаборатория Globallab – безопасная онлайн-среда, в которой учителя, школьники и их родители принимают участие в совместных исследовательских проектах. Каждый участник проекта проводит небольшое исследование или эксперимент, результат которого загружается в общее хранилище Globallab. На основе результатов, присланных множеством участников проекта, формируется общая картина, которая представляется в виде живых карт, графиков, диаграмм, галерей и другой инфографики. В данной лаборатории создана группа, в которой зарегистрированы ученики класса. Они принимают участие в работе над проектами различной направленности.
Формировать функциональную грамотность обучающихся невозможно без использования образовательной среды Москвы. Очень важно помочь юным москвичам освоить неисчерпаемое образовательное пространство нашего города, научиться ценить, чтить и уважать его. В первые дни учебного года проходит Московский международный форум «Город образования». Наши ученики вместе с родителями не могут остаться в стороне от столь значимого события. Они с удовольствием посещают многочисленные выставочные площадки, где лучшие школы и колледжи Москвы представляют достижения своих учеников.
Неоценимую роль в расширении кругозора детей и формировании ключевых компетенций играет посещение музеев различной направленности. В условиях такого образования ребенок на добровольной основе получает необходимые ему знания, он мотивирован, а значит, занимает активную позицию по отношению к собственному образованию.
Начать работу по ранней профориентации позволяют интерактивные развивающие пространства семейно-досуговых центров «Мастерславль» и «Кидбург». Дети имеют возможность освоить умения и навыки работы в разных сферах профессиональной деятельности, могут ознакомиться с работой служб коммунального хозяйства, городского озеленения, строительства и транспорта.
Кроме этого, ученики включаются в проект «Субботы московского школьника». В частности, в направлении «Форсайт профессионального успеха» ребята приняли участие в познавательно-развлекательной интерактивной музейной программе «Московская школа из прошлого в будущее» и интерактивной площадке STEM для маленьких исследователей «Мы познаем мир!».
Изучать свой город, его историю можно и с использованием виртуального образовательного пространства. И здесь опять на помощь учителю приходит библиотека МЭШ, в которой каждый сценарий урока или электронное учебное пособие позволяет ученикам ознакомиться с культурными, социальными, спортивными и прочими городскими объектами. Используя материалы библиотеки, проводят занятия – виртуальные путешествия по Москве. Такие занятия, игры, квесты организуются в рамках деятельностного подхода с использованием практико-ориентированных и метапредметных заданий, сформулированных таким образом, что выполнить их можно только внутри данного виртуального образовательного пространства.
Целенаправленная работа по формированию функциональной грамотности является взаимообучением всех участников образовательных отношений, что позволяет и школе, и учителю совершенствовать траекторию развития обучающихся.

Светлана ФИЛАТОВА,
учитель начальных классов школы №2089