search
main
0

Читайте по ночам! Или о том, как соответствовать вызовам дня

В Краснодарском крае прошел семинар председателей профсоюзных организаций сотрудников и студентов вузов Южного федерального округа, организованный Центральным комитетом и Ростовским обкомом профсоюза. Более 50 профсоюзных активистов из всех регионов округа, лидеры краевых, республиканских и областных организаций, сотрудники центрального аппарата профсоюза собрались, чтобы определить ориентиры сегодняшней работы по защите социальных и трудовых прав работников и студентов, поделиться опытом и обменяться мнениями. Перманентные реформы, идущие в образовании страны, в избытке «поставляют» темы для обсуждения на подобных форумах.

Поскольку окружной семинар профактива – событие довольно редкое, проблематика встречи была очень широка. За два дня работы участники совещания попытались высветить и обсудить наиболее злободневные вопросы, связанные с трудом и учебой в вузах. С обзором состояния высшей школы в стране и ее реструктуризации выступила начальник отдела профессионального образования ЦК Профсоюза Любовь Полубятко. Глобализация в сфере образования, грядущее вступление страны в ВТО, отметила она, повлечет за собой появление на отечественном рынке образовательных услуг иностранных учебных заведений, которые по вполне российским ценам станут предлагать нашему абитуриенту свои аудитории. Выдержим ли мы этот конкурентный напор? Будут ли соответствовать международным стандартам учебные заведения страны при том, что производственные технологии меняются в среднем каждые 5 лет? В этой связи одной из важнейших задач для профсоюза становится содействие повышению квалификации профессорско-преподавательского состава. И, безусловно, оплаты труда преподавателей, которая не укладывается ни в какие международные нормы. По Южному федеральному округу, например, она в среднем составляет 10185 рублей. Изменение системы управления учебными заведениями, их организационно-правовой формы, внедрение новых моделей и механизмов финансирования, введение менеджмента качества образования, проблема инвестиционной привлекательности высшей школы, мотивация трудоустройства выпускников, кредитование образования, необходимость перехода на болонские стандарты – вот далеко не полный перечень вызовов сегодняшнего дня, требующих адекватной реакции профсоюза. Вузовский профсоюзный работник, отметила Любовь Полубятко, непременно должен вникнуть в эти проблемы и хорошо понимать суть происходящих процессов. Только тогда он сможет эффективно отстаивать право преподавателя на достойный труд и право студента на достойное обучение. «Если чего-то не понимаете, читайте по ночам, – сказала координатор вузовского профактива страны, – иначе как профсоюзные лидеры вы не будете соответствовать требованиям сегодняшнего дня».

К основным направлениям работы профорганизаций вузов сегодня нужно отнести и создание комплексных программ социальной защиты работников и студентов, участие в аттестации рабочих мест, в общественно-профессиональной аккредитации вузов, развитие социального партнерства, стимулирование труда преподавателей в условиях инновационной деятельности, участие в формировании эффективной системы управления собственностью образовательного учреждения.

Также участники семинара поднимали в своих выступлениях такие темы, как роль профсоюзной организации в оценке качества образования и внутривузовском аудите, специфика автономных учреждений, новая система оплаты труда, изменения в отраслевом соглашении, проблемы студенческого профсоюзного движения, информационная работа в профсоюзных организациях и охрана труда.

С презентацией оригинальной разработки, проходящей внедрение в профсоюзе, выступил Василий Александров, председатель профкома Рязанской радиотехнической академии, который уже несколько лет руководит ведомственной лабораторией анализа коллективно-договорных актов в образовании. Его группой разработана отраслевая методика анализа эффективности коллективного договора, основанная на оценке разницы между базовым уровнем социальных и трудовых гарантий, предоставляемых работникам законодательством, и дополнительным пакетом гарантий и льгот, закрепленных в локальном нормативном акте. Анализ коллективных договоров 20 вузов ЮФО по этой методике показал, что в учебных заведениях округа они существенно отличаются по своей эффективности, причем по некоторым показателям разница достигает 10-20 раз.

Поскольку все доклады и сообщения, прозвучавшие на форуме, имеют практическую ценность для профсоюзных работников разных уровней, Ростовский обком решил выпустить сборник всех материалов семинара. Брошюру предполагается распространить по вузам округа через профсоюзные комитеты.

По итогам форума участники выдвинули ряд конкретных предложений:

добиться включения ректоров вузов как работодателей в Трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений как на федеральном, так и на местном уровне;

включать в территориальные отраслевые соглашения отдельный раздел, посвященный социальной защите преподавателей и студентов;

разработать для профсоюзных комитетов рекомендации по работе в условиях перехода вузов в автономные учреждения;

провести всероссийскую профсоюзную конференцию по социальным вопросам;

проводить ежегодные учебные курсы для профактива по темам «Менеджмент в профсоюзе», «Законодательство по организации закупок для государственных и муниципальных нужд», «Участие профсоюзных организаций в грантовых программах» и т. д.;

добиться внесения поправок в законодательство, направленных на удешевление студенческого питания за счет государственных дотаций, а также восстановления в Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» прежней формулировки о санаторно-курортном лечении студентов;

создать координационный совет председателей профорганизаций вузов в рамках ЮФО, а также студенческий координационный совет;

разработать меры, направленные на привлечение и закрепление в высшей школе молодых специалистов.

И, конечно же, все участники форума намерены поддержать действия Центрального комитета профсоюза, который добивается пересмотра порядка февральской индексации зарплат работников высшей школы и их перерасчета до полноценного повышения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте