– У нас прямо как в твоем любимом «Маленьком принце». Помнишь? «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету!»
Из разговора мамы и сына 7 лет
Обращение к любимым детским книгам в процессе общения с детьми иногда становится чудесным способом пробуждения собственной детской памяти взрослых. Ценность семейного детского чтения осознается большинством нынешних взрослых, поскольку они являются представителями культуры, воспитанной на печатной литературе.
Но все же как будущие и начинающие, так и уже активно действующие довольно молодые родители часто испытывают трудности, связанные с недостатком собственного читательского опыта. Специалисты считают, что проблема в том, что к исполнению родительских ролей сегодня пришло поколение женщин и мужчин, многие из которых миновали в своих семьях чтение как форму организации семейного досуга и как хобби членов семьи.
Большинство родителей стараются как могут следить за чтением своих детей, но при этом мир современной детской книги им знаком слабо, поскольку многим известны некие конкретные списки обязательных для прочтения в детстве и юности книг. Получается своеобразный дуэт, где «первой скрипкой» выступают требования родителей, а не желания и познавательная активность ребенка.
Помочь родителям в том, чтобы привить ребенку интерес к чтению, воспитать начитанного человека с достойным уровнем общей культуры, безусловно, могут педагоги и школьные библиотекари.
Поделимся опытом взаимодействия в таком читательском квинтете (от лат. quintus – «пятый») «ребенок – родитель – педагог – библиотекарь – медиаспециалист» в нашей школе №1570.
Наш проект «Сказки, соединяющие поколения: читаем вслух» объединил учеников, их родителей, учителей начальной школы и музыки, педагога-библиотекаря и специалиста по медиакоммуникациям, потому что наши читательские встречи мы снимаем и оформляем как видеорепортаж. Алгоритм взаимодействия довольно прост и вполне готов к масштабированию. Начинаем с обсуждения с детьми и родителями выбора литературного произведения для чтения вслух. Выбор может быть связан с важной датой, например с днем рождения А.С.Пушкина и Международным днем русского языка. Либо с юбилеем книги или автора, например 65‑летием выхода книги Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» или 80‑летием выхода в свет повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». После определения произведения объявляем в школьном телеграм-канале о приглашении ребят и родителей, желающих попробовать себя в роли чтецов. Подбираем нужное количество книг с соответствующим произведением. Родители и учителя помогают детям в поиске костюмов или элементов костюма, которые создадут соответствующее контексту произведения настроение. Назначаем дату и определяем место проведения чтения вслух выбранного произведения и съемок видеорепортажа.
Накануне празднования дня рождения А.С.Пушкина мы с детьми, их родителями, учителями, педагогом-библиотекарем и медиаспециалистом собрались в актовом зале школы. Так как желающих читать «Сказку о царе Салтане» оказалось намного больше, чем количество ролей в сказке, мы создали временные творческие группы. Единственная проблема, с которой столкнулись, – нехватка исполнителей роли царя Салтана для всех творческих групп, потому что мальчики больший интерес проявили к роли князя Гвидона.
После короткой пояснительной беседы о том, как именно будем читать вслух, приступили к съемкам видеосюжетов.
При подготовке к съемкам и в перерывах, при смене творческих групп чтецов, выполняем с детьми упражнения, способствующие совершенствованию умений чтения вслух. Например, это упражнения, направленные на развитие четкости произношения, на развитие подвижности речевого аппарата: звуковая разминка, упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.
Мы уверены в том, что реализация школьного проекта «Сказки, соединяющие поколения: читаем вслух» является эффективным способом для решения как минимум трех важных задач. Во-первых, развитие навыка грамотной и красивой устной речи, во-вторых, улучшение коммуникации между педагогами и родителями, а в-третьих, конечно, появление у родителей и детей уникальной возможности обсуждать книги.
В завершение статьи хотим отметить, что, по мнению исследователей, чтение вслух, причем не только индивидуальное, но и коллективное, полезно:
– для тренировки артикуляции, так как позволяет проговаривать слова четко и членораздельно;
– для проработки интонаций и обучения спокойным паузам, так как художественный текст передает множество оттенков, а для качественного прочтения следует отыскать способ выражения эмоций;
– для увеличения словарного запаса, так как при чтении книг в лексиконе появляются новые слова, а большой словарный запас помогает лучше выражать свои мысли и создавать желаемый образ;
– для ускорения восприятия текста, концентрации внимания и остроты памяти;
– для развития фантазии и стимулирования уверенности в способности красиво и свободно изъясняться.
Участие в проекте «Сказки, соединяющие поколения: читаем вслух» также позволяет планомерно подготовиться к участию в Международном конкурсе медиапроектов «Страна Читалия», целью которого являются популяризация книги и чтения, повышение мотивации к смысловому досуговому чтению через освоение приемов медиапроектирования путем создания рекламных роликов – буктрейлеров. Подробнее о конкурсе можно прочитать на https://ug.ru/chto-takoe-buktrejler/. В 2023 году ученики школы №1570 представили десять конкурсных работ, девять из которых стали лауреатами, а одна – призером. Мы уверены, что именно участие в проекте «Сказки, соединяющие поколения: читаем вслух» позволило добиться таких результатов.
Ольга МАЧЕХИНА, руководитель методической службы школы №1570, доктор педагогических наук, руководитель международного культурно-образовательного проекта «Страна Читалия»;
Елена МУРУГОВА,методист по начальному образованию школы №1570;
Мария ЕФИМОВА, педагог-библиотекарь, руководитель музея школы №1570;
Александра ЖУРАВЛЕВА, учитель музыки, руководитель кафедры предметов развивающего цикла школы №1570;
Евгения ШАПОШНИКОВА, специалист по медиакоммуникациям школы №1570
Комментарии