search
main
0

Читаем Ушинского

Профсоюз проводит всероссийскую акцию в честь великого педагога

19 февраля (3 марта по новому стилю) исполнится 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. Отдавая дань великому педагогу и наставнику, Общероссийский Профсоюз образования проводит с февраля по май 2023 года Всероссийскую акцию «Читаем Ушин­ского».

Константин Ушинский родился в Туле. Среднее образование получил в Новгород-Северской гимназии, затем обучался на юридическом факультете Московского университета. Блестящие способности позволили ему уже через год после окончания университета получить назначение на должность исполняющего обязанности профессора камеральных наук (общественно-юридических дисциплин) в Ярославском лицее.

В связи с тем, что в те времена царское правительство настороженно относилось к преподаванию общественных дисциплин, Ушинский был вынужден в конце 1849 года оставить свою работу в лицее.

И только в 1854 году для него открылась возможность поступить на педагогическую работу, сначала преподавателем, а затем инспектором классов в Гатчинский сиротский институт. Это был период, когда интересы воспитания подрастающих поколений увлекли Ушинского, и его педагогический талант с большим блеском стал развиваться как в теоретическом, так и практическом плане.

В 1859 году Ушинскому была поручена реорганизация Смольного института в Петербурге. Вместе с опубликованием целого ряда педагогических статей Ушинский готовит учебник для начальных классов школы и в 1861 году выпускает имевшую большой успех книгу «Детский мир».

В последующие годы он всецело отдается созданию книг для детей и учителей, заслужив в педагогическом сообществе славу «друга русского дитяти» и «учителя русских учителей». Эта высокая оценка подтверждена временем, так как написанные Ушинским работы действительно оказались непревзойденными произведениями русской педагогической литературы.

Да, Ушинский развивал свои педагогические идеи в сложные времена царской России, но оценивая его как основоположника педагогической науки и как теоретика начальной русской школы, мы исходим из того прогрессивного, что составляло основу дальнейшего развития педагогической мысли.

Прогрессивными моментами в педагогическом мировоззрении К.Д.Ушинского были постановка и разработка им двух основополагающих педагогических проблем – проблемы воспитания и проблемы обучения.

Дело в том, что уже в начале своей педагогической деятельности Ушинский столкнулся с поразившим его своей педагогической нецелесообразностью фактом – учителя преподавали те или иные предметы, но дело воспитания их совершенно не касалось.

Ушинский отмечал, что «воспитать гораздо труднее, чем учить». Ведь учитель-воспитатель влияет на подопечных не только тем, что дает им определенные знания, но и своим поведением, образом жизни.

Сущность работы педагога-наставника сводится к тому, что он является руководителем и организатором жизни детей, учителем, развивающим их разум и формирующим их мировоззрение в процессе обучения.

«Можно сказать с уверенностью, – пишет Ушинский, – что если воспитатель даст своему воспитаннику истинный, не теоретический только, но и практический, т. е. проникнутый чувствованиями и желаниями, взгляд на человека, то положит незыблемую основу нравственного воспитания».

Прогрессивная для своего времени теория воспитания, разработанная Ушинским, разумеется, не могла найти надлежащего отзвука.

Принципиальные подходы к решению проблемы воспитания оставались теоретическими пожеланиями до 1917 года. И только в советское время были оценены те требования к воспитательной работе, которые в середине XIX века были выдвинуты Ушинским. Однако в начале 90‑х годов, уже в условиях современной России, вопросы о единстве воспитания и обучения были подвергнуты сомнению.

Вот почему Общероссийский Профсоюз образования считает важным обратиться сегодня к педагогическому наследию К.Д.Ушин­с­ко­го, идеи которого представляются особо актуальными в условиях XXI века.

Владимир ЮДИН, секретарь по внутрисоюзной работе и профсоюзному движению аппарата Общероссийского Профсоюза образования, доктор педагогических наук, профессор

 

Порядок проведения Всероссийской акции Общероссийского Профсоюза образования «Читаем Ушинского»

 

  1. Общие положения

1.1. Всероссийская акция Общероссийского Профсоюза образования «Читаем Ушинского» (далее – Акция) приурочена к Году педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д.Ушинского.

1.2. Акция входит в план мероприятий Года педагога и наставника и проводится Общероссийским Профсоюзом образования при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

1.3. Участниками Акции могут стать педагоги и обучающиеся образовательных организаций общего и дополнительного образования, в том числе психолого-педагогических классов, студенты и обучающиеся педагогических вузов и колледжей, общественные организации, педагогические и творческие объединения, средства массовой информации, а также частные лица (родители обучающихся) (далее – Участники), поддерживающие цели и задачи данной Акции.

 

  1. Цель Акции

2.1. Акция призвана способствовать привлечению большего числа Участников к вдумчивому и творческому осмыслению педагогического наследия классиков российской педагогики.

 

  1. Задачи Акции

3.1. Побуждение Участников к знакомству с творчеством К.Д.Ушинского, прочтению основных произведений для дальнейшего осмысления и практического применения их в образовании и воспитании.

3.2. Создание широкого общественного движения по сохранению традиций и уважительного отношения к русской педагогической науке.

 

  1. Условия и порядок проведения Акции

4.1. Акция проходит в два этапа.

4.1.1. Первый этап. Подготовка к Акции.

1 февраля 2023 года. Информационный старт.

Организатор Акции объявляет о старте Акции, проводит информационную кампанию, рассылает в региональные (межрегиональные), территориальные и первичные организации профсоюза информационное письмо с рекомендациями по проведению Акции; а также публикует их на сайте и в социальных сетях.

1 февраля – 1 марта 2023 года. Создание контента.

В соответствии с требованиями к видеоролику (приложение 1 к Порядку) Участники записывают видео продолжительностью до 90 секунд с цитатами или фрагментами из основных произведений К.Д.Ушинского («Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Детский мир» и др.).

4.1.2. Второй этап. Проведение Акции.

3 марта – 3 апреля 2023 года.

Участники в течение месяца, начиная с 3 марта 2023 года (день рождения К.Д.Ушинского), выкладывают в социальные сети видео с хештегом #читаемушинского, в которых озвучиваются фрагменты или цитаты из произведений К.Д.Ушинского.

4.2. Организатор осуществляет информационное сопровождение подготовительного и основного этапов Акции, отслеживает количество и качество публикаций от региональных (межрегиональных) организаций профсоюза; определяет (по количеству лайков) лидеров Акции и рекомендует их кандидатуры для награждения и/или поощрения.

 

 Приложение 1

к Порядку проведения Всероссийской акции «Читаем Ушинского»

Требования к видеоролику

  1. Видеоролик может быть снят (создан) любыми доступными средствами и, кроме динамического видеоряда, может содержать статический видеоряд (фотографии, рисунки).
  2. Минимальное разрешение видеоролика – 480×360 для 4:3, 480×272 для 16:9, не ниже 240 px (пикселей). Ориентация – горизонтальная.
  3. Продолжительность записи видеоролика – не более 90 секунд.
  4. Окончательный вариант смонтированного видеоролика сохраняется в формате МP4.
  5. При монтаже по возможности следует использовать символику Акции (логотип и/или видеозаставку).
  6. В финальных титрах приветствуется указание региона (города, района), образовательной организации и ФИО автора (авторов) видеоролика.
  7. Использование специальных программ и инструментов при съемке и монтаже видеоролика самостоятельно решается Участником Акции.

Логотип и видеозаставка Акции: https://disk.yandex.ru/i/4C-0Cbowmob33w

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте