search
main
0

Четыре в одном флаконе Да не останется обделенным общей биологией ни один выпускник девятиклассник!

Появление нового учебника по общей биологии ≈ событие не такое уж экстраординарное. По большому счету трудно здесь придумать что-либо принципиально новое. Поэтому усовершенствования сводятся в основном к пересказыванию уже известных истин, перестановке глав, добавлению некоторых фактов ≈ данных последних исследований и так далее.

Чем необычнее покажется вам книга, рассчитанная на девятиклассников, но вмещающая в себя основы цитологии, генетики, эволюции и экологии, – “Общая биология. Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений”. (“Просвещение”, 2000). Как сказано в самом ее начале: “…Учебник написан в первую очередь для тех, кто завершает свое образование в 9-м классе и не планирует продолжать обучение в учебных заведениях, связанных с преподаванием биологических дисциплин”.
Преподавателей биологии давно беспокоит тот факт, что более половины учеников уходит из школы после 9-го класса, так никогда и не узнав основ общей биологии. А ведь на самом деле эти знания не менее важны для человека, чем основы анатомии, ботаники, зоологии, поскольку они позволяют выявить и объяснить общие свойства и многообразие живых организмов. Авторы данного учебника решили восполнить этот досадный пробел.
На мой взгляд, попытка объять необъятное, вместить в один год материал двух лет обучения, а по большому счету два отдельных предмета (общую биологию и экологию) – довольно смелое и рискованное дело. Ведь обычно говорят, что, наоборот, в школе слишком мало часов и лет отводится биологии, чтобы дети (даже не самые способные) смогли хотя бы часть этих знаний сохранить на всю жизнь. Разумеется, и в этом случае мы должны чем-то пожертвовать. Так что же нового и необычного можно найти в предлагаемом варианте?
Первое, что сразу бросается в глаза, – обилие иллюстраций. Нужно отметить одну очень важную деталь: рисунки и схемы выполнены весьма качественно и красочно, достаточно просты для запоминания, но вместе с тем содержат массу научной информации. Кстати, это находка, преимущества которой признали лишь недавно: текст дает необходимый минимум знаний, а рисунок не только дублирует, но при желании развивает познавательный интерес ученика, помогает учителю делать отступление в глубь темы ≈ на основе лишь одного рисунка.
Думаю, ни один учитель биологии не останется равнодушным к очень интересным иллюстрациям симбиотической теории Маргулиса (происхождение эукариотических клеток), филогенетических групп организмов, строения пластид, процессов дробления и т.д. Обычно авторы новых пособий стремятся быть ни в чем не похожими на своих предшественников. И в своих учебниках используют только свои рисунки, схемы и таблицы. А ведь старое ≈ далеко не всегда плохое. Поэтому вдвойне приятно отметить, что наряду с новыми рисунками в этой книге можно найти уже прекрасно зарекомендовавшие себя старые добрые иллюстрации ≈ решетка Пеннета, пределы распространения жизни в биосфере, зародышевое сходство позвоночных животных…
Учебник довольно четко структурирован по распределению материала в зависимости от логики изложения. В виде отдельных глав даны такие важные темы, как микроэволюция и макроэволюция. Отдельная глава “Факторы эволюции” дает четкое описание движущих сил эволюции ≈ мутационного процесса, дрейфа генов, изоляции, форм естественного отбора и пр. Наконец-то школьники получили возможность не только узнать, в чем состоит сущность дизруптивного отбора, но и наглядно увидеть его отображение на графике.
Вопросы после каждого параграфа позвoляют не только закрепить пройденный материал, но и развить логическое мышлениe и сообразительность. Каждое новое понятие в тексте выделено курсивом (хотя было бы лучше – полужирным шрифтом). Но об этом следует сказать отдельно.
Дело в том, что в книге приводится очень много терминов и определений не просто из старшей школы, но и фактически из вузовского курса: настии, тропизмы, таксисы, репаративная регенерация, бластодерма, гастрея и т.д. Конечно, с одной стороны, это, безусловно, хорошо ≈ нужно учить школьников языку науки, называть вещи своими именами, а не придумывать для этого специальные “детские” эквиваленты. Но… В самом начале мы уже оговорились, что учебник рассчитан именно на тех, кто через год уходит из школы и в дальнейшем не намерен сталкиваться с биологическими науками. Что кривить душой, мы-то с вами знаем, кто уходит из 9-х классов! А ведь учтите, что к тому же это дети 14 ≈ 15 лет! И заваливать их информацией институтского уровня (эндоплазматический ретикулум, фибриллярный хроматин, сукцессии…) ≈ вряд ли продуктивное занятие. На худой конец, можно было бы в конце параграфов давать список новых понятий, необходимых для запоминания.
В качестве особенностей учебника можно назвать и нестандартную форму расположения текста на странице – в современном стиле, без красных строк. Кому-то это может показаться странным. Но ведь учебник рассчитан на молодое поколение, которому, очевидно, это должно понравиться. Нужно отметить и тот факт, что авторы решили оживить сухие научные термины, дав их этимологию в русской транскрипции – подход не оригинальный, но вполне приемлемый для соответствующего круга читателей.
Как сказал Резерфорд, “все можно сделать лучше, чем сделано”. Конечно, нужно доработать иллюстрации, исправив некоторые огрехи, упростить и адаптировать материал параграфов, возможно, разнообразить вопросы после параграфов.
Тем не менее нужно признать, что данный учебник вполне имеет право на существование, поскольку он нашел свою “экологическую нишу” и в перспективе ≈ своего читателя. Он первый в своем роде. А первым всегда трудно.
Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте