search
main
0

Честность против денег

Россыпь неустаревающих характеров в пьесе Островского

Пьесы Александра Островского – россыпь характеров, не устаревающих десятилетиями. Это наша жизнь, наш быт, наши привычки, наше поведение и образ мыслей. «Доходное место» – пьеса, боюсь, вечная для сцен русского театра. Заслуженный деятель искусств России, режиссер Дмитрий Астрахан поставил спектакль на сцене театра «Ленком Марка Захарова».

Герои пьесы смешны в своем безудержном разгуле. Фото Анатолия МОРКОВКИНА

На сцене любимое драматургом Замоскворечье, полное деревянных домиков, мелодий шарманки (к слову, и шарманщик присутствует – Игорь Коняхин), роскошных особняков, разноцветных юбок и шляпок, трактиров, разгула и «лишь только спросить чаю» – на большее средств не хватает. Спектакль вышел на славу, поставлен в эстетике века XIX, но современности от этого не убавилось ни на секунду. И дух Александра Островского передан (а он у нас никуда и не ушел), и яркость и выпуклость образов показана, и работа художника-постановщика (Анастасия Глебова) визуализирует обстановку происходящего. Повествование течет от богато убранных домов и залов до бедных квартир внаем с бельем на веревке да питейных заведений с чиновничьим вертепом, гитарами, стаканами чая и дорогими пирожными (кому и на что хватит). Вечные русские крайности – честность или порок. Не находится ни золотой середины, ни законов, ни правил, ни морали. И как жить, каждый делает свой выбор.

В одном из роскошных домов проживает Аристарх Владимирыч Вышневский (народный артист России Евгений Герасимов) – старик, одряхлевший, но спесь не потерявший. Да и не только спесь – со взяточничеством в России боролись-боролись, но, видимо, никак победить не смогли. Старик Вышневский в этом деле преуспел, да еще как! Вышневский – Герасимов дряхл внешне, но силен внутренне. Все бы у него было хорошо, если бы не два обстоятельства – молодая супруга Анна Павловна (Елена Есенина) не любит и не полюбит даже за деньги. Вторая беда – передать умение и стремление к казнокрадству некому – родной племянник Василий Николаич Жадов (Антон Шагин) ни в какую не желает следовать учению родного дядюшки. Хочет быть честным, и все тут! Всем миром его пытаются убедить. И Аким Акимыч Юсов, старый чиновник (Дмитрий Астрахан), и Онисим Панфилыч Белогубов (Станислав Тикунов) всем своим видом и поведением, граничащим с лизоблюдством, пытается подать пример. А все без толку.

Не спасла Жадова даже женитьба на Полине (Сафия Яруллина): женам нужны средства на платья да на безбедную жизнь. Где же их взять? Работать честно, но бедно – семейного счастья не видать. А тут еще Фелисата Герасимовна Кукушкина (Олеся Железняк) зятя пилит, дочь супротив настраивает, да еще обе в пример Белогубова, мужа Юлиньки, сестры Полины, приводят. Тот молодец, усвоил уроки Вышневского и Юсова, супружнице одно только счастье и радость от обновок. А все же Жадов не сдается, даже когда приходит к дядюшке просить «доходного места». Сколько веревочке ни виться, а взяточники и казнокрады будут наказаны. По крайней мере, так происходит у Александра Островского: Вышневского отдают под суд. Это наша Россия, наша страна с ее вечными и труднорешаемыми проблемами, в которых обвинять можно многих, да вот только решения не находится, но в данном случае не то что «коготок увяз», тут «вся птичка» – коршун Вышневский – пропала.

В «Доходном месте» объяснить и понять можно многое и многих, всех. Сложившуюся за века систему не исправишь за несколько дней, для этого нужны поколения, десятилетия, века. А пока в ней живут и обитают Жадовы, Кукушкины, Юсовы, Вышневские. Как не понять Фелисату Герасимовну Кукушкину – прекрасное исполнение Олеси Железняк?! Дама вдовая, две дочери на выданье, дело за одним – женихов богатых сыскать. Сами-то без приданого! Самое жгучее желание матери – выдать кровиночек замуж, спихнуть с плеч собственной ответственности. Роль эксцентричная, гротесковая, с юмором. Чего только стоят ее костюмы – грубоватые разноцветные платья, базарные. Но такое одеяние совершенно не смущает мамашу, для достижения цели выдать дочерей удачно замуж Кукушкина ни перед чем не остановится. И слезу пустит где надо, и улыбкой приманит, а где и на крик изойдет. Все для настоящего и будущего счастья любимых дочерей. И осуждать ее трудно (у каждого своя колокольня, и они разные), и сочувствовать тяжело, и понять можно. Жить-то нечем.

С системой бороться сложно, вольешься в нее – будешь, как Юсов или Белогубов, иметь все благости бытовой жизни. Правда, проведение досуга не будет столь культурным. Гитара, трактир, попойки – вот на что уходят барыши. Смотреть на эту трактирную оргию и похвальбу чиновников друг перед другом тошно. На зеркало, как говорится, нечего пенять, коли рожи кривы. А рожи-то Дмитрий Астрахан сумел изобразить, вызывают они лишь только отторжение, а может, даже и ненависть. Они глупы, смешны и омерзительны в своем безудержном разгуле.

Однако же что тогда остается? Жить бедно, как Жадов. В каморке с печным отоплением, скудной пищей и одеждой, вечной нуждой и отсутствием всяческих перспектив. Куда уж тут до новой шляпки любимой супруге! Выбору не позавидуешь, точно. Крайности идут рука об руку. И все же есть сила в Жадове! Не хочет он мириться с тем положением, каковое существует вот уже не один десяток лет. Жадов Антона Шагина молод, горяч, романтичен, да! Он идеалист, живущий в системе, полной порока, искоренение которого вряд ли возможно. И тем не менее Жадов – Шагин прекрасен в своих порывах и желаниях. Сочувствовать его идеализму можно, жалеть Жадова можно, сопереживать. Все же он куда лучше, чем свора чиновников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте