search
main
0

Честь дороже жизни. Так издревле воспитывали воинство России

Этот материал может быть использован при изучении в рамках ОБЖ тем, посвященных символам воинской чести, воинскому долгу и воинским коллективам.

Влияние на нравственное воспитание и образование военных оказывала военная печать. Она особенно бурно развивалась на рубеже XIX – XX веков. С 1878 по 1905 г. в России издавалось около и 25 военных газет.

В ратном строю

Ныне все острее чувствуется необходимость обращения к опыту предков для воспитания защитников Отечества. Важнейшее достояние системы воспитания в дореволюционной армии России – выработанный столетиями кодекс нравственности, основанный на нормах воинской чести. Основными факторами ее формирования были деятельность Русской православной церкви, отечественная культура, развитие отечественной военно-научной и, в частности, военно-педагогической мысли, система символов.

На протяжении столетий церковь была духовной наставницей и вдохновительницей воинов, благословляла их на битвы, ободряла малодушных, утешала раненых, возносила молитву о спасении душ убиенных на полях сражений, благотворительствовала сиротам и вдовам. Лики святых и православная символика были на боевых знаменах русских полков во всех сражениях начиная с XIII века.

К началу XX века сложилась структура военного духовенства. Главным духовным лицом в армии был сначала обер-священник, затем – протопресвитер. Он приравнивался к начальнику главного управления и обладал правами генерал-лейтенанта, избирался Святейшим Синодом и утверждался царем. При штабах фронтов и армий были главные священники (обычно – протоиереи, приравненные к правам полковников). Полковые священники приравнивались в правах к капитану, штатный диакон – к поручику, псаломщик – к подпрапорщику. Департаменту военных священников подчинялись 24 военных собора, сотни церквей (437 полковых, 13 крепостных, 32 госпитальных, 17 тюремных и т.д.), ряд лечебных, учебных и прочих богоугодных заведений. Это говорит о серьезной роли церкви в воспитании воинства. Военные священники проповедовали любовь к Отечеству, святость воинских подвигов, недопустимость нарушения присяги, необходимость хранить чистоту души, порицали безнравственность.

Особенно важна была роль священников в сражениях. Они юридически относились к нонкомбатантам (невоюющим), в бою находились на передовом перевязочном пункте, а после него главными обязанностями полкового священника были доклад о героических подвигах воинов, забота об отпевании и погребении погибших, извещение их родственников о гибели и месте захоронения, организация материальной помощи семьям погибших.

Священники подавали и примеры стойкости и мужества. До 1904 г. за военные подвиги были награждены золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте 111 представителей духовенства. Первым получил эту награду за героизм при штурме Измаила священник Полоцкого пехотного полка

Т. Кучинский. Многие были награждены орденами. По неполным данным, за годы Первой мировой войны военным священникам вручены 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте, 283 ордена Святого Владимира, 543 ордена Святой Анны.

Душа общества – офицеры

Большое влияние на формирование воинской чести оказывала отечественная культура. Писатели, художники, композиторы, театральные деятели воспевали любовь к Родине и преклонялись перед ее защитниками, формировали в обществе высокую оценку роли воина, престижа службы.

Многие выдающиеся деятели культуры и науки того времени были офицерами. В их числе писатели И. Головин,

Ф. Достоевский, Л. Толстой,

А. Куприн, Н. Лесков, В. Гаршин, С. Сергеев-Ценский, поэты Г. Державин, А. Фет,

М. Лермонтов, композиторы

Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, И. Мясников, академики Ф. Литке и Ф. Врангель, океанолог С. Макаров, создатели русской стали и булата

П. Аносов, П. Обухов и другие. Эти примеры говорят, что офицерский корпус представлял собой значительный интеллектуальный пласт России. По замечанию А. Герцена, «чтобы слыть светским человеком, надо было прослужить два года в гвардии или хотя бы в кавалерии. Офицеры являлись душой общества, героями праздников, и, говоря правду, это предпочтение имело свои основания».

Жизнь офицерства отражалась в отечественной литературе. При этом ни в одном классическом произведении не было сочувственного отношения к недостойным явлениям офицерского быта. Так, известный русский писатель и публицист В. Короленко в серии очерков «Честь мундира и нравы военной среды» резко осуждал уродливые явления в офицерском корпусе, писал, что «профессиональная нравственность не может стоять в противоречии с началами, которые признаны всем обществом».

Воинская среда жестко оберегала понятия чести. Утративший ее из-за бесчестных поступков становился изгоем, что было страшным наказанием.

Не бродяга, непомнящий родства

Большое влияние на формирование воинской чести оказывало развитие отечественной военно-научной и, в частности, военно-педагогической мысли. В ней соперничали представители двух направлений: западнического и славянофильского, берущего начало от Петра I, П. Румянцева, Г. Потемкина, А. Суворова. К началу XX века они оформились в научные школы – «академическую» и «русскую».

Представители «академической» школы – Г. Леер,

П. Гейсман, Е. Мартынов, А. Незнамов и другие критически относились к национальному военному и военно-педагогическому опыту. Преклоняясь перед западными военными теоретиками, они считали, что ни Петр I, ни П. Румянцев, ни

А. Суворов, ни М. Кутузов не создали классических образцов военного искусства, а развитие русской военной и военно-педагогической мысли представляет собой заимствование западных идей.

Представителями «русской» школы выступали такие военные деятели, как М. Драгомиров, С. Макаров, Д. Милютин, П. Бобровский, А. Мышлаевский, Н. Михневич. Они призывали к глубокому изучению военного прошлого России, считая отечественный опыт важнейшим фактором воспитания и обучения войск. «Русский педагог, – писал А. Острогорский, – не бродяга, не помнящий родства, который в годину умственного голода толкается по чужим землям ради хлеба духовного. У него есть предки и между ними было немало умных, деятельных, отзывчивых на добро и правду…»

Особая роль принадлежит создателю отечественной военной педагогики как науки

М. Драгомирову. Центром всей воспитательной работы он считал воспитание нравственное как стержневое в моральном факторе. По мнению Драгомирова, воспитывать чувство чести можно только на основе строжайшей дисциплины. Причем личная честь должна быть тесно связана с честью воинской части, знамени. Воспитание в этом направлении – завершение нравственной подготовки, «ибо там, где человек любит свою Родину, любит свою часть, там он не задумывается жертвовать собою для их блага».

100(!) военных журналов

Влияние на нравственное воспитание и образование военных оказывала военная печать. Она особенно бурно развивалась на рубеже XIX – XX веков. С 1878 по 1905 г. в России издавалось около 100(!) военных журналов и 25 военных газет.

На рубеже столетий широкое распространение получили военно-научные общества. В 1898 г. было основано Общество ревнителей военных знаний. Его цели – «распространение среди офицеров русской армии военных и общих знаний; разработка военной науки». К 1913 г. оно насчитывало около 40 тысяч человек. В

1897 г. основано Императорское русское военно-историческое общество, усилиями которого сооружены памятники А. Суворову в Рымнике и Измаиле, М. Кутузову в Алуште, М. Барклаю де Толли в Риге.

Вовлекая офицеров в развитие военной науки, распространяя знания, военно-научные общества интеллектуализировали офицерский корпус, способствовали формированию чувств чести, гордости за принадлежность к российскому воинству.

До последней капли крови

Важнейшим фактором формирования воинской чести были ее внешние символы. Основную нагрузку несла военная форма. Понятие «честь мундира» отождествлялось с понятием «воинская честь». Правила ношения формы соблюдались строго. Известно, что поводом для отставки полковника лейб-гвардии Московского полка

Г. Римского-Корсакова послужил в 1821 г. расстегнутый на балу за ужином мундир.

Один из главных символов воинской чести – знамена. В Древней Руси они назывались стягами, устанавливались на месте сбора дружинников. Выражение «поставить стяг» означало изготовиться к бою. В сражениях ими подавали сигналы войскам, около них разгорались самые ожесточенные схватки. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский – геройством.

Значение знамен особенно высоко поднял Петр I, при котором они стали подлинными символами воинской чести и доблести. В 1700 г. впервые были созданы знамена гвардейских полков.

«Устав Воинский» предписывал: «…знамя свое… до последней капли крови оборонять…». Утрата воинской святыни считалась величайшим преступлением и позором. Полк, потерявший знамя, подлежал расформированию, офицеры лишались своих званий.

Знаменосцы-прапорщики назначались из лучших, закаленных в боях, принимали специальную присягу. Название первого офицерского чина – прапорщик – произошло от слова прапор (знамя).

С петровской эпохи стало правилом называть полки по месту формирования или длительной стоянки. Эти названия, освященные подвигами на полях сражений, стали символами чести. Полкам присваивали наименования в память о боевых заслугах. В честь взятия Измаила 189-й полк стал Измаильским. В ознаменование победы на реке Рымник 192-й пехотный полк назван Рымникским.

Воины с гордостью носили мундиры прославленных полков. У каждого из них были свои отличия в форме одежды. В память о сражении под Нарвой Семеновский полк, выдержавший натиск шведов, получил почетное право носить гетры красного цвета в знак того, что воины стояли по колено в крови, но не отступили.

Были у каждого полка и свои традиции, история, а у самых старых – свои музеи. Служба в определенных полках становилась фамильной традицией и честью дворянских родов. Лучшие военачальники признавали боеспособной ту часть, где считали свой полк лучшим, свято хранили его старые предания и недавнюю славу. Армия неодобрительно встретила нововведение Павла I именовать полки по фамилиям их шефов. После его смерти исторические наименования полков восстановили.

Выражением чести служили и награды. В Древней Руси за боевые заслуги награждали шейными гривнами, доспехами, ценными подарками, позже, при Иване Грозном, – золотыми монетами, которые носили на рукаве или на шапке. При Петре I наградные медали приняли современный вид. Впоследствии сложилась стройная система наград.

Видные военачальники стремились награждать отличившихся оперативно и в торжественной обстановке. М. Скобелев, например, любил давать кресты на месте совершения подвига. Суворов проводил награждение в церкви с большой торжественностью, сам вносил в алтарь знаки отличия, окроплял их святой водой. Вызванный становился на колено, Суворов прикалывал награду и благословлял его.

Офицер – кавалер ордена получал право на первоочередное получение следующего чина, награда способствовала упрочению его положения в обществе.

Таким образом, в дореволюционной армии России воинская честь обеспечивалась комплексом социально-педагогических факторов, доказавших свою эффективность на практике. Ряд из них пережили XX век и сохранились до сих пор.

Евгений ИВАНОВ, Владимир ЛАРЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте