Чешские нейрофизиологи пришли к выводу, что прослушивание произведений Моцарта снижает частоту опасных всплесков активности мозга примерно на треть. А музыка других композиторов подобного эффекта не оказывает.
Пациентам с эпилепсией в клинике университета Масарика в Брно (Чехия) дали послушать «Сонату для двух фортепиано» Моцарта и 94-ю симфонию Гайдна. К своему удивлению, ученые отметили существенную разницу в активности мозга слушателей. Музыка Моцарта снизила эпилептиформную активность мозга на 32%, а симфония Гайдна, напротив, повысила ее на 45%.
Группе нейрофизиологов под руководством профессора Ивана Ректора из университета Масарика удалось провести это исследование благодаря имплантации электродов в нервную ткань пациентов во время хирургического вмешательства. Планировалось, что эти электроды позволят локализовать, а затем и ликвидировать эпилептический очаг. В этом процессе врачи наблюдали также за изменением всей нервной активности, чтобы понять, как именно музыка воздействует на нервную систему. Как сообщает ТАСС, результат показал не только позитивное влияние Моцарта на работу мозга. Ученые выяснили также, что такое действие было связано не с удовольствием от прослушивания мелодии, а с тем, как она влияла на мозговые волны. Опасная активность мозга снизилась именно в височной доле его коры, где расположены слуховые центры, а не в лимбической зоне, которая отвечает за эмоциональное восприятие музыки. Исследуемые пациенты были не из любителей классических композиторов, у них вообще не было конкретных музыкальных предпочтений.
Такие результаты исследования позволяют ученым надеяться на возможность подбора для каждого больного эпилепсией уже существующих музыкальных произведений, которые предотвратят припадки или хотя бы снизят их остроту.
Ученые разных стран давно интересуются влиянием музыки на работу нервной системы. Так, восемь лет назад психологи из Швеции выяснили, что одновременное пение делает пульс поющих синхронным. Два года назад биологам удалось заметить, что прослушивание любимой музыки формирует особые цепочки между центрами слуха и удовольствия. Таких цепочек нет у тех, кто не имеет музыкальных предпочтений.
Комментарии