Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
«УГ»-регион: Чеченская республика

Черный пояс по физике

Учительская газета, №22 от 28 мая 2019. Читать номер
Автор:

В контексте новейшей истории система образования Чеченской Республики достаточно долгое время решала весьма специфические задачи. И вплоть до недавнего времени нашей главной задачей было восстановление самой системы как в материально-техническом плане, так и с точки зрения управляемости, территориального взаимодействия. Параллельно приходилось решать задачи доступности общего школьного образования, чтобы дети могли учиться, получать аттестаты.

Благодаря деятельности главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, направленной на создание в образовательных учреждениях региона всех необходимых условий для полноценного образовательного процесса, в том числе для профессионального роста и развития педагогов, повышения их квалификации, а также самоотверженной работе наших коллег-учителей на местах нам удалось достичь поставленных целей. За несколько лет было реализовано очень много масштабных проектов, связанных с подготовкой и проведением экзаменов во всех образовательных организациях республики.
Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. Когда мы поняли, что принципиально ничем не хуже своих коллег из других регионов, когда была решена проблема доступности массового школьного образования, появились новые задачи. Почему бы теперь не заняться углубленной подготовкой наших школьников по отдельным предметам, начав работу с одаренными детьми, победителями различных конкурсов и олимпиад?
Этот проект мы сейчас реализуем в тесном сотрудничестве с «Академией Просвещение» (http://academy.prosv.ru/) – структурным подразделением издательства «Просвещение». Изначально мы планировали, не делая ставку на достижение каких-то высоких результатов за короткий период, получить методики работы с одаренными детьми, связанные с поиском талантов, и так далее. В 2018 году по всей республике были разосланы инструктивные письма, предписывающие провести работу по выявлению одаренных детей в городах и селах, включая труднодоступные горные селения. При этом мы понимали: в провинциальной малокомплектной школе мало возможностей организовать полноценную работу с одаренными детьми, да и учителей, способных правильно все это сделать, там вряд ли можно найти. А ведь к таким детям нужен особый подход, свои собственные методики.
Поэтому мы попросили коллег-экспертов из «Академии Просвещение» разработать диагностические оценочные материалы. Затем наши специалисты провели диагностику на предмет выявления одаренности у детей 8‑11‑х классов. Но, подчеркну, это не было тестированием учащихся по предмету, у нас стояла иная задача, поскольку, как известно, одаренные дети далеко не всегда бывают отличниками, а отличники – одаренными. С помощью диагностики мы выявляли умение проводить аналогии, устанавливать взаимосвязи, делать нестандартные предположения и так далее. А затем сосредоточили усилия на подготовке педагогов достаточного уровня квалификации, чтобы от разрозненных усилий отдельных энтузиастов перейти к созданию единой системы, единых подходов и программ. В ассоциациях учителей-предметников нашлось немало людей, изъявивших желание заняться этой работой. С ними мы тоже провели диагностику, выявили людей, склонных именно к этому роду деятельности, то есть тоже имеющих определенного рода одаренности. Правда, мы сразу же сказали им, что работать придется по выходным дням, причем надо будет приезжать из своих школ к нам, в центр, где с ними будут заниматься наши эксперты. Но это не испугало педагогов.
На первых порах учителя просто наблюдали, как взаимодействуют с одаренными ребятами их более опытные коллеги, в том числе приглашенные из других регионов. Но со временем роли поменялись, и теперь занятия ведут уже чеченские учителя, а приезжие специалисты наблюдают за их действиями, а потом проводят анализ и «разбор полетов».
Отдельный момент – методическая составляющая. Все-таки методика работы с одаренными детьми имеет свое отличие, там и мотивация иная, и реакция на успех или неудачу. Точно так же очень важно психологическое сопровождение деятельности учителей и учащихся. И мы уже запланировали на осень серию занятий с учителями, учениками и их родителями, в ходе которых опытные психологи и методисты дадут рекомендации о том, как лучше организовать учебно-воспитательный процесс и индивидуальную деятельность.
Но мы категорически не хотели бы слепо копировать и автоматически заимствовать систему, которая была создана в другом регионе, даже если она себя там отлично зарекомендовала. Мы понимаем, что везде свои особенности, свои проблемы, и если что-то получилось, скажем, в Татарстане или Томской области, вовсе не факт, что это получится в Калининграде или Тыве. Нам нужны люди, которые не просто были бы в теме, владели методиками и технологиями, но и умели грамотно использовать их применительно к конкретной школе, району, субъекту РФ.
Мы попытались проанализировать и понять, что в нашей республике действительно хорошо развито, в чем мы сильны. И оказалось, что у нас очень хорошие традиции и система организации спортивных достижений. Да, пока у нас только один победитель всероссийских олимпиад школьников – в этом году учащийся 11‑го класса школы №1 села Старые Атаги Вахид Мааев стал лучшим во Всероссийской олимпиаде школьников по немецкому языку. Но у нас огромное количество спортсменов-чемпионов! Поэтому появилась идея все хорошее из спорта (соревновательность, преемственность, ответственность за результат) перенести на систему работы с одаренными детьми.
Как мы это видим? Например, в спорте, чтобы сдать на 1‑й разряд или получить звание КМС, надо сдать такое-то количество нормативов, пройти определенное количество соревнований с таким-то результатом. А ведь можно то же самое спроецировать и на предметную деятельность. Хочешь стать кандидатом в магистры химических наук – покажи такой-то результат. Хочешь стать доктором физических наук – продемонстрируй более высокие достижения. И так далее. Словом, тот, кто добивается определенного результата, получает определенное звание.
Первый год успешной аттестации по предмету – третий разряд по физике, второй год – второй разряд, третий год – первый разряд. Стал победителем и призером олимпиады регионального этапа – получил звание кандидата в магистры физики. Стал призером всероссийской олимпиады – теперь ты магистр математики. И так далее. В общем, черный пояс по биологии и второй дан по химии – это не шутка.
Эту идею у себя в республике мы разработали, исходя из практики успешных достижений в спорте, и хотим внедрить ее повсеместно. А ведь спорт – это конкуренция команд, в том числе территориальных. И этот принцип тоже вполне можно перенести и на другие сферы деятельности.
Как и в спорте, в предмете высоких достижений от человека требуются максимальная сосредоточенность и напряжение человеческих способностей. Но для этого надо создать все необходимые условия. Перво-наперво подготовить команды учителей-тренеров. Затем создать центры работы с одаренными детьми, хотя бы несколько на всю республику. И наконец, активно использовать потенциал учреждений дополнительного образования, музыкальных, художественных и спортивных школ, «Кванториумов», домов творчества. И, я уверен, мы сможем это сделать!

Шахруди БЕЧИЕВ, директор Центра оценки качества образования Чеченской Республики


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt