Государство должно учителям 6,5 трлн. рублей. Бастуют 10000 школ. На январском морозе протестуют 400000 голодных учителей
Зарплату нельзя платить два раза в год!
Как бы это дико ни звучало, но в минувшем году многие педагоги получили зарплату лишь два раза. Первый – в дни президентских выборов, второй – в результате ноябрьской всероссийской акции протеста всех профсоюзов бюджетной сферы. В те дни бюджетники, окончательно осознав, что власть вспоминает о людях только когда ее саму прижмет, вышли на улицы по всей России и выбили бюджетные триллионы на зарплату. Однако хватило далеко не всем, плюс начали накапливаться новые долги. Механизм нормальной ежемесячной выплаты зарплаты так и не заработал, и реальность получать деньги лишь пару раз в год обозначилась с новой силой. Да и на “предвыборные” выплаты в этом году рассчитывать особенно не приходится. Поэтому учителя решили действовать незамедлительно. В каникулы бастовать смысла не было, но как только они закончились, 400.000 учителей обьявили забастовку и начали серию акций протеста.
В Москве центром событий стал уже печально известный Белый дом. Под его стенами, заботливо обнесенными высоким чугунным забором, и собрались представители учительства более чем двадцати областей России. Интересно, что на этот раз власть обратила на учителей значительно больше внимания. Если в ноябре к пикету лишь на пару минут подьехал В.Черномырдин, возращавшийся от больного президента, то на сей раз делегацию представителей от регионов и профсоюзных деятелей пригласили внутрь и приняли первый вице-премьер В.Илюшин и министр образования В.Кинелев. Следующим шагом властей стало заслушивание В.Кинелева на заседании Правительства России и в Госдуме РФ.
Забастовка превращается в бессрочную
Кабинет председателя ЦК профсоюза работников образования и науки Владимира Яковлева не смог вместить всех журналистов, пришедших на пресс-конференцию, посвященную забастовке работников образования.
Внимание прессы было приятной неожиданностью для организаторов забастовки – ведь раньше российские СМИ во всех подробностях описывали стачку горняков, а о протестах учителей упоминали лишь “короткой строкой”.
Проходившая в середине января забастовка – далеко не первая подобная акция. Правда, по своему размаху эта превосходит все предыдущие – 67 территорий, примерно 10 тысяч учебных заведений, более 400 тысяч человек. Официально акция протеста должна была продолжаться от одного до пяти дней. Однако примерно в 180 школах России принято решение сделать эту забастовку бессрочной.
Глядя на действия профсоюза, невольно возникают два вопроса, которые многими могут быть расценены как почти риторические. Во-первых, помогут ли очередные акции протеста вернуть учителям их деньги? Во-вторых, откуда взять средства на возвращение долгов образованию, которые сегодня составляют около 7 трлн. рублей?
Насчет эффективности забастовки Владимир Яковлев на встрече с журналистами высказывался достаточно оптимистично. По его словам, после каждой массовой акции протеста во многих регионах начинали возвращать долги. При этом он заявил, что “правительство устранилось от решения вопросов финансирования образования”.
Что касается второго вопроса, то профсоюзы сразу же оговариваются: искать деньги – не наша забота, этим должно заниматься правительство.
Но все равно “рецепты” поиска финансов у профсоюзов имеются. По их мнению, самое главное – навести порядок в выделении финансов, деньги должны доставаться тем, кому они предназначены. По данным профсоюзов, во многих регионах есть средства для возвращения долгов учителям, однако местные власти по различным причинам не хотят этого делать.
Среди способов нахождения дополнительных денег профсоюзы называют введение госмонополии на торговлю табачными изделиями и сахаром, перечисление в бюджетную сферу доходов от алкогольной монополии.
Кроме этого, профсоюзы призывают обратиться к крупным банкам России с предложением выделить правительству льготный кредит на 1-2 года для погашения задолженности по зарплате работникам бюджетной сферы.
Григорий ТАРАСЕВИЧ
Докладом сыт не будешь
Часом унижения назвал встречу с пикетчиками Белого дома первый вице-премьер правительства Виктор илюшин.
Он пообещал, что вопрос о погашении долгов учителям будет рассмотрен на ближайшем заседании президиума правительства – в четверг 16 января. Однако акценты были несколько смещены.
Заседание было посвящено в целом выполнению Федеральной программы развития образования. Доклад министра Владимира Кинелева был признан весьма интересным и содержательным, и решено направить его в регионы – дабы и там ознакомились.
Несмотря на финансовые трудности, система сохранена, полным ходом идет реформа гуманитарного образования, создается новое поколение учебников. Причем – заметьте! – на оную реформу государством не было выделено ни рубля.
Да неужто этим гордиться надо? Так и хочется сказать, что не благодаря, а вопреки политике правительства школа еще держится на плаву.
Задолженность по зарплате учителям составляет 7 трлн. рублей. Соображения Министерства финансов по поводу ликвидации долгов высказал на заседании первый замминистра финансов Андрей Петров: общеобразовательные школы финансируются из бюджетов субьектов РФ. Регионы сами себе хозяева, пусть, мол, и разбираются.
Однако первый вице-премьер Алексей Большаков заметил, что бюджет у нас в стране консолидированный и ответственность общая. Минфину, Минэкономики, Минтруду при участии Минобразования поручено внести в месячный срок предложения по реструктуризации и погашению задолженности бюджетов субьектов РФ.
А кроме того, в первом квартале 1997 года пройдут выборочные проверки в субьектах РФ по целевому использованию средств, выделенных из федерального бюджета на зарплату. В дальнейшем предполагается выработать механизм постоянного контроля за выплатами.
Итак, есть надежда, что игра в пинг-понг между регионами и центром наконец прекратится. Но исчезнут ли проблемы?
Давайте проследим, как образовался нынешний огромный долг. 24 августа 1995 года постановлением правительства были введены новая ЕТС и новые тарифные коэффициенты, которые обеспечивали повышение заработной платы работникам социальной сферы – и в том числе учителям – в 1,34 раза. Однако ни в федеральном бюджете 1995-го, ни в бюджете 1996 года необходимые для повышения средства не были заложены. Не учитывались они и при расчете с регионами. Поэтому долг постоянно увеличивался на разницу между старой и новой ЕТС – около 1,2 трлн. рублей в месяц. В апреле-июне 1996 года регионам в виде ссуд и трансфертов было выделено 5,5 трлн. рублей. И вот к концу года снова – огромный долг.
Дабы вам, дорогие учителя, жизнь медом не казалась, приводим живой диалог членов правительства:
В.Кинелев: – Заложен ли в бюджет хотя бы 1997 года переход на новую ЕТС?
А.Петров: – К сожалению, нет.
“Мы встали на преступный путь обмана, – подытожил Виктор Илюшин. – И этим самым закладываем такой социальный взрыв, какой нам и не снился!” Однако ответственность за “террористический акт” исполнительная власть возлагает на законодательную. Это депутаты виноваты! Почему не голосовали против бюджета?
Наталья БУНЯКИНА
В борьбе обретешь ты право свое
В России продолжается избирательный марафон. Особое место в нем занимают вопросы образования, финансирования средней и высшей школы, детских садов, дошкольных и школьных учреждений.
Остры и проблемы учительского корпуса, который в большинстве не только не получил обещанного повышения заработной платы, но с трудом отстаивает свои права получать вовремя уже заработанные деньги. В среднем жалованье преподавателя – 538 тыс.руб., это только 55% от средней зарплаты работников промышленности.
Катализатором осознания этих проблем стала проходившая более чем в 70 регионах Всероссийская забастовка учителей, обьявленная ЦК профсоюза работников образования и науки, в которой приняли участие около 400 тыс.человек. Бастовало более 10 тысяч российских школ.
Но тут же возникает этический вопрос: имеют ли право преподаватели лишать более 3 млн. учащихся права на образование? А если нет, то какими средствами отстаивать им свои права? Пока действия учителей оцениваются обществом неоднозначно, наталкиваясь на старое “табу”: дескать, школа, учитель, дети, родители (получается, практически все население России) – “вне политики”.
Культура отстаивания права на оплату своего труда пока не соотносится с общим уровнем нормативно-правовой и политической культуры. Это ощущается особенно остро в контексте общей, не слишком высокой образовательной культуры нации.
Как правило, наиболее массовые акции имели место там, где местная власть так ничем и не смогла помочь работникам образования. Там, где неплатежи по зарплатам превышают три-четыре месяца (а в некоторых регионах – даже 6-8). Там, где сам народ отказал бывшим главам регионов в доверии, выбрав на их место новых: в Ленинградской, Владимирской, Рязанской, Брянской, Псковской областях, в Хакасии и т.д. Наоборот: там, где работники образования получают своевременную помощь + местные надбавки (как, например, в Москве или Казани), забастовки не состоялись – учителя выразили лишь “корпоративную солидарность” со своими коллегами.
Учителя, требующие от властей заботы о своих интересах, по существу не имеют правовых каналов для их отстаивания: не каждый доберется до Москвы и примет участие в пикетах и митингах, отстаивая свои интересы у Белого дома. Далеко не всегда приносят пользу и акции протеста у зданий местных администраций. Практически остаются безответными обращения к депутатам (как федеральных, так и местных органов). Вот и получается: “учитель в законе” фактически остается в “зоне правового беспредела”.
В органах представительной власти РФ практически не осталось депутатов от учительского корпуса. В подавляющем большинстве местных органов власти учителя также составляют ничтожную долю.
Как крупный успех учительского корпуса можно расценить, скажем, итоги выборов в законодательное собрание Ивановской области. Среди избранных депутатов оказались сразу 6 директоров школ и 2 вузовских работника, которые в совокупности смогли опередить представителей других специальностей (среди которых 6 представителей колхозов, 4 главных бухгалтера, 1 директор частного магазина, 1 юрист и т.д.). Это подтверждает определенный кредит доверия, выдаваемый населением к “учителям во власти”.
Сотрудничество может развиваться и по-другому. Так, например, в ставшем символом “красного пояса” Тамбове, где в акциях протеста всегда большое участие принимали учителя, реформаторским силам при активнейшей поддержке преподавателей удалось провести в мэры города “умелого хозяйственника” В.Коваля. В Ульяновской области на посту губернатора многие хотели видеть ректора УГУ Ю.Полянскова, который пользовался большим авторитетом не только у городских, но и у сельских жителей. Лишь в последний момент он “передал” свои голоса губернатору Ю.Горячеву, которого активно поддерживала интеллигенция. С него теперь и спрос.
Вслед за губернаторскими и местными депутатскими кампаниями учителя намерены принять участие в довыборах на места, освободившиеся в Госдуме.
Денис КОНДРАТЬЕВ, эксперт Центра стратегического анализа и прогноза (специально для “УГ”)
До полного расчета…
“Поддерживаем всероссийскую забастовку учителей. Выражаем недоверие Ельцину, Черномырдину, губернатору области Аяцкову, главе местной администрации Харламову. Коллектив школы N2 Петровска Саратовской области”.
Подобных телеграмм в редакции “УГ” – не один десяток. Конечно, не каждый решился на столь резкие требования, но заявить о своей солидарности смогли все.
Наверное, нет ничего удивительного в том, что большинство “весточек” из-за Урала: чем дальше от Москвы, тем тяжелее. “Надоело работать бесплатно. Начинаем бессрочную забастовку до полного расчета… Бастуют все школы Петровск-Забайкальского района Читинской области”. О своей полной поддержке стачечного комитета заявили учителя Корякского округа, Архангельской, Оренбургской, Челябинской и Свердловской областей, Алтая.
Самыми активными поклонниками эпистолярного жанра оказались педагоги Хабаровского края. Самыми красноречивыми – калининградцы: “…Считаем, что невыполнение этих требований приведет Правительство России к политическому банкротству”. Самыми лаконичными – преподаватели Кировской области: “Правительство – в отставку!” Самыми оптимистичными – учителя Йошкар-Олы: “Благодарны отраслевому профсоюзу за последовательную, кропотливую, настойчивую, высокопрофессиональную работу по отстаиванию наших интересов… Результаты не всегда утешают, но есть организация, которая реально помогает, учит, подсказывает”. Далее следуют пожелания здоровья, мужества, единства и сплоченности.
Свое возмущение бездействием правительства выразил и профсоюз работников образования печально знаменитого города Буденновска.
Анна НИКОЛАЕВА
Комментарии