search
main
0

Черная роза – эмблема печали. Ушел из жизни режиссер Сергей Соловьев

Печальное известие стало полной неожиданностью: 13 декабря ушел из жизни известный режиссер, народный артист России Сергей Соловьев. Остановилось сердце человека, знавшего цену поступкам и словам. Создателя культового фильма «Асса», который критики назвали вехой в истории отечественного кинематографа.

Фото: culture.ru

Грустно и больно: не стало российского режиссера Сергея Соловьева, создавшего замечательные картины, каждая из которых получила в свое время целую лавину зрительской любви.

Точная причина смерти пока не сообщается, но многие коллеги по кинематографическому цеху знали, что у Соловьева были серьезные проблемы с сердцем. Их не могло не быть – за долгую творческую жизнь режиссера ему не раз приходилось пропускать через себя боль, гнев, разочарование, которые оставляли глубокие следы.

Детство, отрочество, юность

Будущий режиссер, сценарист, актер, продюсер появился на свет в августе 1944 года. Небольшой карельский городок Кеми, в котором тогда обосновались Соловьевы-старшие, выбрал местом жительства отец, в военные годы руководивший отрядом контрразведки и знавший здесь каждый уголок.

Раннее детство Сергея Соловьева прошло в Пхеньяне, куда отца направили на работу – в качестве советника главы северокорейского государства Ким Ир Сена. По возвращении в страну семейство решило «бросить якорь» в Ленинграде.

Судьбу будущего режиссера определил его величество Случай. Однажды, когда Сергей прогуливался по Невскому проспекту, к нему подошел импозантный мужчина. В ходе беседы выяснилось, что это режиссер-стажер Большого драматического театра Игорь Владимиров, который как раз искал подростка для роли в спектакле «Дали неоглядные». И вскоре 14-летний ленинградский школьник, на зависть одноклассникам и дворовым ребятам, появился на сцене БДТ.

Занятного паренька, самозабвенно отдающегося делу, приметил главный режиссер БДТ Георгий Товстоногов. По его совету Сережа Соловьев после школы надумал поехать в Москву, во ВГИК.

Но так сложилось, что два года, до поступления в институт кинематографии, он работал на ленинградском телевидении, где помогал переносить реквизит, устанавливать оборудование, передвигать мебель. Опыт, как признавался позже, пригодился в жизни – некоторые его герои были буквально «списаны» с людей, окружавших целеустремленного молодого человека.

Взгляните в это лицо

Кинематограф выпускнику мастерской Михаила Ромма покорился с его дебюта – документальной картины «Взгляните в лицо», сценарий которой он написал на втором курсе. Через несколько лет на кинофестивале в Риге фильм получит золотую медаль. О Соловьеве заговорят, как о способном молодом режиссере.

Дебютом выпускника ВГИКа в полнометражном кино стала драма «Егор Булычов и другие», снятая по одноименной пьесе Максима Горького. Вслед за ней на экраны вышел «Станционный смотритель», ставший еще одной экранизацией классического произведения, на этот раз повести Александра Пушкина.

Романтическая трилогия «Сто дней после детства» (1975), «Спасатель» (1980), «Наследница по прямой» (1982), посвященная первой юношеской любви, заставила коллег по кинематографу взглянуть на Сергея Соловьева как на талантливого режиссера, способного создавать по-настоящему интересные фильмы и находить таланты. Главную женскую роль во всех картинах сыграла никому тогда неизвестная 14-летняя московская школьница Татьяна Друбич, а ее партнерами стали Борис Токарев, Игорь Нефедов, Сергей Шакуров, Александр Кайдановский.

У трилогии судьба сложилась удачно. «Сто дней после детства» получит серебряную медаль Берлинского кинофестиваля в номинации «За лучшую режиссуру». «Наследница по прямой» – золотую медаль кинофестиваля детских фильмов в итальянском городе Салерно. «Спасателя» отметят на Венецианском международном кинофестивале, а режиссера Сергея Соловьева наградят Государственной премией СССР и премией Ленинского комсомола.

Перемен требуют наши сердца

Фильмы Сергея Соловьева узнаваемы с первых кадров: режиссер обладал собственным авторским стилем, который невозможно перепутать ни с каким другим. Так было в картине «Чужая белая и рябой», тепло встреченной жюри и зрителями Венецианского кинофестиваля. В 1986 году режиссеру вручили специальный приз за эту работу.

Так было и с криминальной мелодрамой «Асса», вышедшей в 1987 году и буквально взорвавшей кинематограф. Чтобы попасть в кинозал, зрители терпеливо ждали свои счастливые билеты, стоя за ними в длиннющих очередях. Актеры, сыгравшие главные роли, благосклонно раздавали автографы. Сергей Соловьев принимал поздравления и проводил презентации. Это были счастливые дни.

Картина, открывшая зрителям не только музыкантов и певцов, но и актеров – Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя – считается легендой отечественного кинематографа. Приняли ее не все – эстетский почерк режиссера, который всегда в душе был романтиком, кому-то оказался непонятен. Говорили о маргинальных типажах, неизвестно для чего возведенных в культ.

Время все расставило по местам. Для молодежи, распевающей гимн Цоя про перемены, о которых мечтали не только юноши и девушки, картина стала своеобразным компасом. А режиссера назвали камертоном человеческих душ.

Черная роза – эмблема печали

Сергей Соловьев не суетился и не спешил «штамповать» картины. Его «штучный товар» вошел в золотой фонд советского кинематографа. Фильмов немного, их всего 19. Но каждая картина, по словам одного из деятелей искусства прошлого столетия, идет за три.

«Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», «Гений», «Анна Каренина», «Ке-ды» и другие. Мало? Невероятно много! Целая планета героев, благодаря которым хочется жить.

Сергей Соловьев не любил суету и пустословие. Умел сохранить свое лицо и собственное достоинство в любых ситуациях. В последние годы Сергей Александрович руководил режиссерской и актерской мастерскими в альма-матер, родном ВГИКе.

На недавнем кинофестивале российского кино «Окно в Европу», прошедшем в Выборге, встречаясь с молодыми кинематографистами, сказал слова, которые наверняка войдут в историю кино: «Двигать должна мысль. У каждого режиссера должны быть фильмы, насыщенные энергией этой мысли. Надо уметь заставить зрителя думать – в этом и есть большой смысл кинематографа».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте