«Год на Марсе равен двум на Земле», «Температура внутри Солнца 15 миллионов градусов» – подобной занимательной информацией о космосе посетителей встречают еще на подступе к Московскому планетарию. Открывшийся в начале июля после затяжной реконструкции планетарий не только расширил свою площадь с 3 до 17 тысяч квадратных метров, но и дополнил свою научно-просветительскую и образовательную миссию развлекательным элементом. Просвещать, играя, вовлекая детей и взрослых в увлекательный эксперимент, – этому служит интерактивная часть планетария – музей «Лунариум». На сегодняшний день это, пожалуй, самый технологически оснащенный интерактивный музей страны. Отсюда наш следующий репортаж, вслед за материалом об «Экспериментаниуме».
– Планетарий как Центр популяризации естественно-научных знаний сочетает в себе и интерактивный подход, и классическую экспозицию, и обсерватории, оснащенные мощными телескопами, такого комплекса больше нет нигде в мире, – заверила нас пресс-секретарь планетария Анастасия Казанцева.
Анастасия помогла нам разобраться в сложной структуре планетария: теперь у него 4 этажа – вернее, уровня, от нулевого до 3-го. По большому счету его можно разделить на две части: «Лунариум» и все остальное – классический Музей Урании, из которого можно попасть в Большой звездный зал и открытый Парк неба на крыше здания, а уже оттуда в две обсерватории с мощнейшими телескопами. Все это существовало и раньше, но в ходе реконструкции подверглось серьезному переоснащению. А вот «Лунариум» – для планетария, открытого в 1929 году, действительно абсолютно новая история.
В этом огромном, двухуровневом царстве современных технологий легко забыть о времени и провести целый день, что и делают москвичи и приезжие целыми семьями. Ну, а как выгонишь отсюда девчонок и уж тем более мальчишек, когда только на первом уровне «Лунариума» нужно исследовать целых четыре отсека (экспозиция оформлена в виде космической станции) – «Высадка на Марс», «Межпланетный вояж», «Рождение галактик», «Путешествие в бесконечность»?
Да и кому не понравится управлять космическими процессами? Например, направить метеорит на поверхность Луны – нажатием кнопки тяжелый шар на пружинке плюхается на песок, оставляя в ней глубокий след-кратер. А на следующем экспонате можно раскрутить планету, чтобы посмотреть, как в зависимости от скорости вращения она сплющивается на полюсах – меньше как Земля, или больше, как Юпитер. А рядом мальчик, глядя на экран, сосредоточенно вращает рычажками, – правит своим звездолетом, который может «долететь» до любой планеты Солнечной системы и даже далекой звезды. Подучить, куда лететь, можно на экспонате, где тебе предлагают определить название созвездия. В случае правильного ответа на мониторе высвечивается очертание звездной фигуры – к примеру, Ориона, и становится понятным, почему древние видели его воином.
– Конечно, сорок лет назад я такого и представить не мог! – делится своими ощущениями наш фотокор Михаил Кузминский, бывший в планетарии еще школьником.
Зато нынешние дети могут попробовать себя в роли громовержца. В большом стеклянном шаре, который наполняет горячий, разряженный воздух, бушуют электрические разряды. И вот что интересно – приложив к шару руку (это абсолютно безопасно, хотя по началу боязно), ты начинаешь притягивать молнии к себе. Красивое зрелище!
А рядом проще простого сотворить своими руками… инопланетянина. Выбираешь условия – недостаток кислорода, высокую температуру – и вот на экране затейливый марсианин. Житель Венеры, очевидно, выглядел бы совсем по-другому.
А экспонат, имитирующий черную дыру?
– Смотри, какую я воронку закрутила! – хвастается малышка старшему брату, усиленно крутя рычажок.
– Я бы вообще все планеты туда затянул, – пренебрежительно бросает тот. – У тебя сил не хватает!
Шарики, парящие в прозрачной колбе, и, правда, вне опасности от жидкости, которая закручивается в воронку.
Еще больше ажиотажа возле огромного сенсорного экрана, который позволяет отбивать атаки метеоритов рукой и даже головой: на движения реагируют тепловые датчики. Мальчишки целой стайкой спасают очередную планету и вопят от радости. Уставшие от нелегкой миссии валятся в подвешенные и как бы парящие кресла звездолета, чья акустическая система попутно расскажет будущим пилотам звездолетов о зарождении жизни на Земле или Большом взрыве. Да, определенно нужно набраться сил перед спуском на нижний ярус «Лунариума»…
А там новые испытания – например, лунной гравитации. Забравшись на платформу и лежа в наклоненном положении, можно подпрыгнуть, как на Луне: пружина взметнет тебя высоко вверх, ведь гравитация на планете-спутнике намного ниже земной.
После этого чувствуешь себя невесомым, подобно облакам. Их, кстати, можно выпустить по соседству. Легким нажатием на круговую платформу с отверстием посередине ребята творят легкие кусочки «ваты».
А вокруг этого экспоната больше представительниц прекрасного пола.
– Мам, смотри, на Юпитере я вешу, как бегемот, – смеется курносая девочка.
Я тоже не устояла перед соблазном взвеситься на космических весах. Оказалось, на Плутоне мои 49 земных кило потянут всего на 3 кг, а на Юпитере целых 133!
– Чем планета массивнее, тем больше вы весите, – пояснил заинтересованным девушкам молодой экскурсовод.
Интересно, а на Юпитере будут в моде диеты? Для сбрасывания веса вполне подойдет необычный велосипед – соединенный с экраном, он доставит вас до нужной точки в космическом пространстве: и о планетах узнаете, и ногами поработаете…
Пройдя «Лунариум» (естественно, мы рассказали лишь о части экспонатов), логично подняться в Большой звездный зал.
– Это наша гордость, у него самый большой купол в Европе: 25 метров в диаметре, площадь 1000 кв.м, – рассказала нам Анастасия Казанцева. – 356 посетителей одновременно могут увидеть около 9 тысяч звезд северного и южного полушария, который показывает «Универсариум М9». Это самый современный проектор в мире, практически такой же установлен в Нью-йоркском планетарии. Он был признан самым лучшим – до открытия нашего.
Новейшее оборудование позволяет воспринимать научно-популярные фильмы, которые здесь показываются, с полнейшим эффектом присутствия. Когда свет погас, и меня объяло огромное небо, усыпанное ярчайшими звездами, на глаза неожиданно выступили слезы потрясения. Я как будто присутствовала при сотворении мира, и видела первозданное небо.
– Человек, который хоть раз был в планетарии, может забыть, на какую тему был фильм, но что там было огромное звездное небо, он никогда не забудет, – подтвердила наши ощущения научный директор планетария Фаина Рублева. – Тем более, что сейчас в городе неба не видно, загазованность и засветка убивают его. Здесь возникает единение с природой и человек может понять свое место во Вселенной, почувствовать его безграничность.
И хотя планетарий способен поразить посетителей самого разного возраста, конечно, первоочередное внимание здесь уделяют школьникам. Для них здесь подготовили программу лекций по школьной программе.
– Да, астрономия, к сожалению, уже не изучается в школе как отдельный предмет, но к счастью, она интегрирована в другие курсы, – говорит Фаина Борисовна. – Так, уже в программе 1-3 классов есть предмет «Окружающий мир», и там дается понятие о Солнечной системе, о ее планетах. Соответственно ребятам этого возраста мы предлагаем лекции «Солнце и его семья». Также мы можем рассказать, почему звезды называются именно так, – в лекции «Миф о звездном небе», есть у нас лекции и о редких природных явлениях – затмениях, кометах, метеоритах, полярных сияниях. В 4-6 классах в курсе природоведения также изучаются «наши» темы, в частности, очень трудная для объяснения «Движение Земли» про движение вокруг своей оси, вокруг солнца, смену времен года, дня и ночи. По опыту прошлых лет я знаю, что школьные учителя ждут эту тему, чтобы привести детей к нам. Затем, в рамках физики нам тоже есть много о чем рассказать и что показать.
Разумеется, здесь предлагают и целые циклы лекций по астрономии – к примеру, для учеников колледжей. А еще планетарий славится астрономическими кружками, ученики которых всегда занимали призовые места в городской олимпиаде по астрономии. Ходить сюда – после серьезного отбора – начинают с 5-6 класса, учатся 4 года. Что и говорить, научная база для занятий астрономией здесь – пожалуй, лучшая в стране, а с этого года к услугам ребят (и астрономов-любителей, конечно, тоже) – две мощных обсерватории.
– Как правило, наши кружковцы и экскурсоводы становятся астрономами, докторами наук, ведущими учеными страны, – улыбается Фаина Рублева. – Например, у нас на астроплощадке работал в студенческие годы Анатолий Черепащук – ныне директор Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ и заместитель председателя Ученого совета планетария. Кстати, 70 процентов членов совета – те, кто так или иначе прошел нашу школу, поэтому они относятся к планетарию, как к родному дому. А возглавляет наш Ученый совет ректор МГУ Виктор Садовничий.
При активном содействии Ученого совета здесь планируют цикл лекций «Трибуна ученого» в Большом звездном зале, где специалисты в своей области будут выступать на разные актуальные научные темы. Задуманы также дебаты, которые дадут публике, интересующейся наукой, возможность поучаствовать в столкновении двух разных точек зрения на один предмет. В Московском планетарии понимают, что и в науке сейчас востребовано именно интерактивное действо.
Фото автора и Михаила Кузминского
Комментарии