Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Сельская школа

Чему бы жизнь нас ни учила…

Село стоит... учителями!
Учительская газета, №43 от 19 января 2021. Читать номер
Автор:

Татьяна Михайловна РАЗНОГЛАЗОВА работает учителем истории и обществознания в школе села Натальино Навашинского района Нижегородской области. Сама она здесь родилась и выросла, сюда вернулась после окончания педагогического университета. Не потому что не нашла себе работу в городе, а потому что не было и нет для нее места краше.

Места, где расположилось Натальино, и впрямь заповедные. Настоящая глубинка России – лесная, луговая, с чистыми озерами, прозрачными лесными реками, грибами да ягодами, с бездонным небом и яркими звездами, неповторимыми закатами, которые мы, горожане, видим только на полотнах известных мастеров. Ну куда уедешь от такой красоты? Где еще найдешь такую?

Татьяна Михайловна признается, что никогда не думала о смене места жительства. Даже в самые тяжелые моменты (а они бывали, как у каждого из нас) у нее даже мысли не появлялось о том, чтобы все бросить и найти для себя что-то лучше.

– Но другие уезжают же! И ничего, живут, хотя и тоскуют, наверное, по своей малой родине… – провоцирую я Татьяну Михайловну.

– Да, уезжают, – с грустью соглашается она. – Мне очень больно, что почти все наши ребята, самые лучшие, самые умные и трудолюбивые, уезжают и организуют свою жизнь в других краях. Но я не имею права осуждать: для молодежи работы нет, нет перспектив. Ребята едут в Нижний, в Москву, во Владимир, хотят реализоваться, зарабатывать, чтобы увидеть мир. Я понимаю их. Мои сыновья тоже уехали…

Татьяна Михайловна тоже с детства мечтала о путешествиях. Всегда любила узнавать новое, жадно впитывала впечатления. И учиться очень любила. Высшее образование было в Натальине редкостью. В семье Татьяны Михайловны работников умственного труда не было. Поэтому родители не сразу отпустили ее в большой город, боялись, Таня была невысокой, хрупкой. Помогла учительница физкультуры. Пришла к родителям, стала их убеждать, что у девочки есть и способности, и желание, и значит, нужно ее поддержать, а не останавливать. Убедила.

Пока училась в университете, пешком исходила весь Нижний Новгород, изучила все его старинные улочки и могла бы подробно рассказать о каждой достопримечательности. Позже узнала и всем сердцем полюбила Петербург. Но пока сыновья росли, город на Неве оставался манящей мечтой. Возможность появилась только теперь, когда дети стали жить самостоятельно и когда Татьяна Михайловна начала получать пенсию по выслуге лет. В последние три года Татьяна Михайловна старается попасть в Питер при любой возможности. Но ее мечта – увидеть своими глазами Грецию и Египет, о которых много лет рассказывает ученикам на своих уроках, – пока так и остается несбыточной. Денег на дальние поездки в сельской школе не заработаешь. Даже если ты, как Татьяна Михайловна, учитель высшей категории, победитель нацпроекта и лауреат многочисленных конкурсов. Количество часов ограниченно, репетиторства нет, хотя сельские педагоги много занимаются с учениками дополнительно и в рамках элективных курсов, и потому что просто не могут не помочь.

– Дети часто выбирают на ОГЭ и ЕГЭ историю и обществознание, – делится Татьяна Михайловна. – Даже очень слабые. Им кажется, что если предмет гуманитарный, то подготовиться к нему легко в отличие от физики с математикой. И конечно, приходится с ними очень много работать, чтобы был результат.

Ни для кого не секрет, что в сельской школе теперь учатся дети с очень разными способностями. Рядом с умными и талантливыми сидят дети, читающие с трудом, неспособные сделать вывод, увидеть и сформулировать главную мысль. Но таких тоже нужно готовить к экзаменам. И учителя готовят. И дети экзамены сдают. Пусть результаты их невысоки на фоне общерегиональной статистики, но учителя знают, что для них и такой балл – покоренный Эверест.

Свою страсть к путешествиям и любовь к истории Татьяне Михайловне все-таки удается успешно совмещать и реализовывать. Уже несколько лет она ведет школьный туристско-краеведческий кружок, ходит с детьми в походы по ближним заповедным местам, организует для любознательных небольшие археологические экспедиции, возит учеников в ближайшие города Владимир, Суздаль, Нижний Новгород, Муром. Ведет широкую просветительскую (или, как сейчас говорят, культуртрегерскую) деятельность, даже несмотря на большие трудности с организацией транспорта. Потому что не может иначе. Потому что видит, как мало доступно сельским детям и как их досуг ограничен гаджетами. Потому что хочет, чтобы они, так же как и она сама в детстве и юности, узнали и полюбили родной край.

Надо сказать, что у Татьяны Михайловны это получается. Она и сама черпает в этом и силы, и радость, и вдохновение. Ученики заражаются ее интересом, их кругозор с каждым походом и поездкой становится шире. Развиваются и интеллект, и воображение. Татьяна Михайловна знает много интересных фактов, рассказывает с воодушевлением. А рассказать есть о чем. Село Натальино старинное, овеяно легендами, с ним связаны имена достойнейших людей России. Одна из них – графиня Уварова, послужившая Льву Толстому прообразом Кити Щербацкой в романе «Анна Каренина». Ее биографию знают все ученики Натальинской школы. Для многих из них она является примером самоотверженного служения культуре. Прасковья Сергеевна Уварова родилась в семье знатных князей Щербатовых в 1840 году, получила прекрасное домашнее образование. Ее учителями был профессор Федор Буслаев, композитор Антон Рубинштейн, художник Алексей Саврасов. В неполных 19 лет Прасковья Щербатова вышла замуж за Алексея Уварова, сына президента Петербургской академии наук графа Сергея Уварова. Прекрасное образование открывало ему карьеру дипломата, но он отказался от нее и посвятил свою жизнь изучению древностей Руси. Во время археологических раскопок и путешествий по России Уваров-младший собрал богатую коллекцию русских древностей. В 1884 году он скончался, оставив все свои ценности жене, которая все годы совместной жизни была его ближайшим другом и сподвижником по Московскому археологическому обществу. Расположенное недалеко от Натальина село Карачарово, родовое имение Уваровых на берегу Оки, стало хранилищем всех артефактов, собранных супругами Уваровыми. Многие из них послужили науке и просвещению. Когда-нибудь семейству Уваровых будет посвящена одна из экспозиций школьного музея, о создании которого мечтает Татьяна Михайловна (и он непременно будет создан, ведь число экспонатов растет от экспедиции к экспедиции!).

Именно с непосредственным участием Уваровых земство открыло в округе 5 сельских школ. В их числе была и Натальинская. Годом ее рождения считается 1902‑й. Здание было деревянным, небольшим. В 60‑е годы население Натальина и округи значительно выросло, и потребовалось строительство нового, более просторного здания. Оно тоже было деревянным, хотя и двухэтажным, и прослужило вплоть до 2017 года.

О необходимости строительства новой, современной школы жители и педагоги говорили с конца прошлого века, но первый камень в основание фундамента был положен лишь 28 ноября 2016 года. Строительство шло быстро, так как финансировалось на 90 процентов из средств областного бюджета, и уже 1 сентября 2017 года дети и учителя вошли в новые, прекрасно оборудованные классы. Татьяна Михайловна рассказывает об этом дне с теплотой и гордостью:

– Многие не могли сдержать слез радости. Реальность, которую мы увидели, превзошла самые смелые ожидания, самые радужные мечты. О такой школе сегодня остается мечтать даже городским детям. В плане оснащения у нас есть все. Просторно, уютно, красиво! И только бы работать, только бы учиться. Но, увы, педагогов не хватает.
Молодежь не едет в село, поэтому не все вакансии у нас закрыты. Приглашаем совместителей, ищем, чем привлечь специалистов. Не хватает педагогов не только в школе, но и в сфере дополнительного образования. А хочется, чтобы дети получали разностороннюю подготовку. Возим детей в Навашинский ФОК, в районный Дом культуры, хотя дорога к Натальину не самая хорошая и не самая близкая. И в бассейн возим, и на каток, и на спектакли. Так хочется, чтобы они не чувствовали себя отброшенными на обочину жизни.

Не чувствуют, растут свободными, видят, что мир открыт. И потому, окончив школу, уезжают, чтобы… не вернуться. Увы, не все в силах педагогов. Не могут они обеспечить выпускников работой, как бы ни хотели. Поэтому в школе, рассчитанной на 150 детей, сегодня учатся только сто. Не все живут в Натальине, есть подвоз на школьном автобусе.

– В городе, знаю, начальные классы переполнены, а у нас недостаток именно в них. Я говорю своим городским знакомым: «Переезжайте к нам, учите детей у нас. Не пожалеете!» – Татьяна Михайловна говорит это так убежденно и искренне, что я ей верю. Не сомневаюсь, что детям там учиться лучше, и была б моя воля, переехала бы в Натальино вместе со своей внучкой-второклассницей, которая учится в старой-престарой школе, в переполненном классе у усталой и редко улыбающейся учительницы, которая вынуждена вести две ставки – в первую и вторую смены. Она даже тетрадки не успевает проверять, не то что поговорить с детьми по душам или сводить их в поход или на экскурсию. А здешние педагоги успевают. И главное – делают это с радостью, а не с усталой обреченностью.

Спрашиваю Татьяну Михайловну, не было ли у нее разочарования в профессии, не чувствовала ли она выгорания за 26 лет учительского стажа.

– Как не было? Был, конечно же, и у меня профессиональный кризис. Случился он уже в зрелом возрасте, когда, казалось бы, я всему научилась и многого достигла, лет через 12 после начала работы. Вдруг стало мне все в себе не нравиться. Свои же уроки, свой же стиль преподавания начали раздражать. Появилось ощущение, что делаю не то, не так. Подумывала об уходе всерьез. Но как-то неожиданно пришло решение, своего рода озарение, давшее мне второе дыхание в профессии. Я поняла, что мне нужен выход. Выход в самом прямом смысле, потому что я засиделась на одном месте. И мы стали с детьми ездить, смотреть, узнавать новое. Свежие впечатления окрашивали жизнь в яркие краски. Все обрело смысл, появилась цель, а вместе с ней пришла энергия.

Да, это правда. Татьяне Михайловне не дашь ее возраст. Она выглядит значительно моложе своих сверстниц. Стройная, подвижная, полная сил, легкая на подъем, она умеет удивлять и заражать своими мечтами. Я уверена, что впереди у нее еще много открытий и свершений. И еще я верю, что у школы, где работают такие учителя, и у села, в котором такие учителя живут, есть не только славное прошлое, но и красивое будущее!

Вера КОСТРОВА


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt