Размышляя над тем, как качество образования влияет на качество жизни и наоборот, как качество жизни влияет на качество образования, я задавала сама себе множество вопросов: «Совместимы ли эти понятия? Существует ли между ними закономерность? И какова она?»
Как информатик, имеющий математический склад ума, я решила разобраться в этой проблеме с точки зрения математической логики и философских умозаключений, сформулировав следующую гипотезу: «Получить качественное образование можно тогда и только тогда, когда качество жизни человека находится на достаточно высоком уровне» или по-другому: «Качество образования эквивалентно качеству жизни». Однако чтобы эта гипотеза стала теоремой, ее нужно доказать, опираясь на законы математической логики, статистики и на личный опыт.Для доказательства нужно четко определить понятия: уровень и качество образования, уровень и качество жизни человека, показатели и факторы качества жизни. Под уровнем образования понимается определенный объем знаний, умений и навыков, усвоенных человеком в образовательном учреждении. Качество образования – это способность человека реализовывать данный объем знаний на практике. Уровень жизни человека – это такой уровень материального благополучия, который характеризуется объемами доходов и расходов данного человека. Качество жизни человека – более широкое понятие, чем просто материальная обеспеченность, оно предусматривает участие в оценке не только объективных факторов, например условия жизни, но и субъективных факторов, таких как отношение человека к своей жизни и его моральная удовлетворенность.Таким образом, качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья человека; его социального и семейного статуса; активной общественной жизни; свободы выбора (политическая, религиозная); материального благополучия; гарантии работы и профессионального самоутверждения; уровня образования человека.По законам математической логики, чтобы доказать сформулированную гипотезу, нужно доказать два утверждения: необходимость – если образование качественно, то качественна жизнь; и достаточность – если качественна жизнь, то качественно и образование.Если образование качественно (то есть человек может применить на практике знания, полученные в образовательном учреждении), то показатель качества жизни «уровень образования» достаточно высок.Следовательно, выполнится критерий качества жизни «получение работы и профессиональное самоутверждение», затем человек будет иметь «материальное благополучие», «здоровье», «социальный и семейный статус». После достижения всех этих показателей следуют критерии «общественная жизнь» и «свобода выбора». Таким образом, необходимость доказана.Однако не стоит забывать, что существует статистическая погрешность, все люди индивидуальны, условия их жизни и воспитания отличаются, в связи с чем появляется так называемое исключение из правил. Например, человек с хорошим образованием может не найти работу по профессии или выбранная профессия не приносит достаточного дохода, что в свою очередь повлечет понижение качества его жизни. Или, наоборот, человек без образования находит интересную и прибыльную работу, тем самым повышая качество своей жизни.Если качественна жизнь, то выполняются все ее семь показателей. Каждый из показателей влияет на качество полученного образования: «здоровье человека» влияет на продуктивность обучения; «социальный и семейный статус» родителей ребенка играет важную роль в процессе получения им образования; на качество образования также влияют «свобода выбора», «активная общественная жизнь» как обучающегося, так и его семьи и профессиональное самоутверждение родителей.Конечно же, материальное благополучие – один из самых важных аспектов в жизни человека, и тем более в получении им качественного образования; «уровень образования» человека (знания, полученные в образовательном учреждении) влияет на качество его образования (способность человека реализовать это все на практике). Таким образом, достаточность доказана.Опираясь на статистические данные и индивидуальные особенности людей, можно найти примеры, опровергающие это доказательство. Например, при выполнении всех факторов качества жизни у ребенка может быть просто недостаточно способностей для обучения. Или, наоборот, при достаточно низком качестве жизни у обучающегося могут быть исключительные способности к обучению. Так называемые вундеркинды в силу своего низкого качества жизни не могут продолжать обучение в высших учебных заведениях, так как имеющиеся на данный момент стипендии не могут покрыть всех расходов обучающегося. Однако таких примеров немного и ими можно пренебречь с определенной долей погрешности.Таким образом, можно считать, что теорема доказана. Ее можно перефразировать следующим образом: «Чем выше качество образования, тем выше качество жизни, и наоборот». И это заставляет задуматься.Юлия ТИТОВА, преподаватель информатики и ИКТ КСУ №3
Комментарии