В рамках нацпроекта в 21 регионе России пытаются накормить школьника более вкусной и здоровой едой. Программы совершенствования организации питания в образовательных учреждениях каждый из субъектов Федерации разрабатывает сам, исходя из специфики своего месторасположения. Четыре города стали площадками модернизации школьного питания. Опыт муниципальных образований станет примером для областей и страны в целом. У Кемерова, Санкт-Петербурга, Тамбова выстроились оригинальные конструкции реорганизации системы приема пищи детьми. Липецк тоже придумал собственную концепцию, решая данную проблему, ставшую в последнее время столь болезненной для образовательных учреждений.
Первый этап проекта реализовывали благодаря софинансированию. На модернизацию школьных столовых пошли деньги из бюджетов и федерального, и областного, и городского.
В 26 липецких школах провели ремонтные работы в пищеблоках и обеденных залах, в 32 установили технологическое оборудование. С этого года производством еды занялись 10 базовых столовых. До ввода в эксплуатацию того современного комбината питания, о котором мечтают здесь, эта десятка, заботящаяся о животиках липецких учеников, выполняет его функции. Оставшиеся 35 школьных столовых, задействованных в проекте, и 26 не участвующих в нем выполняют роль раздаточных. Таким образом, реализация проекта затронула все образовательные учреждения города, больше сорока тысяч девочек и мальчиков не грызут Cheetos между уроками, а наслаждаются котлетками на пару и кашей с фруктами.
Новое меню формируется с учетом физиологических потребностей растущего организма. На помощь поварам пришли новые технологии приготовления пищи. В школах появился пароконвектомат, в котором можно регенерировать кулинарные полуфабрикаты. Подогревая обеды в таких аппаратах, школьные повара сохраняют по максимуму пищевую ценность продуктов.
Меню составляется с учетом предпочтений детей и мнения их родителей. Сегодня уже разработаны рационы для разновозрастных групп, а на их основе при организации питания будут использоваться отдельные цикличные подборы блюд для тех, кому шесть – одиннадцать лет и двенадцать – восемнадцать. Меню прошло общественную экспертизу городского Совета учащихся и Ассамблеи родительской общественности Липецка. В организации питания также участвуют технологи, врачи-диетологи, специалисты по производственному контролю. Медики проводят мониторинг состояния учеников, участвующих в эксперименте. Анализ данных по группе показателей, отражающих состояние органов пищеварения, выявил снижение заболеваемости школьников за последние 3 года на 4 процента.
В целях обеспечения контроля за технологией, качеством приготовления пищи, соблюдением примерного меню, санитарно-гигиенического режима создана комиссия по осуществлению постоянного контроля и координации питания, в состав которой вошли специалисты департаментов образования, здравоохранения, администрации города, управления Роспотребнадзора по Липецкой области. В школах ежедневно работают бракеражные комиссии, созданы рабочие комиссии, в состав которых входят ученики, педагоги, родители.
Совместно с Ассамблеей родительской общественности провели конференцию «Как сделать модным школьное питание?», дни открытых дверей для родителей и учеников на предприятиях школьного питания, акции «Здоровое питание – здоровые липчане». В школах на классных часах пользуется популярностью интегрированный курс «Выбираем здоровье».
Сайт сопровождения знакомит родителей с составом и набором продуктов. Видеоменю каждого образовательного учреждения рассказывает не только о том, что именно будут есть дети в понедельник или пятницу в школе, но и почему. Чем полезна морковь и сколько белков или углеводов нужно растущему организму.
В огромную белоснежную тарелку, разделенную на три сегмента, школьники накладывают мясо или рыбу в первое отделение, салат – во второе, крупы, выступающие в качестве гарнира, – в третье. Девочки сетуют: «Ах, фруктов еще не помешало бы фигуре!», мальчишки бухтят: «Мяса, больше мяса!» Но стоимость обеда не превышает 43 рублей. Вот на эту сумму в меню включены и овощи, и основное блюдо, и напитки, и кисломолочные изделия. При этом от яств требуется, чтобы они учитывали физиологические потребности детей в биологически ценных веществах, были обогащены витаминами и микроэлементами. А с целью преодоления йододефицита во всех образовательных учреждениях используется только йодированная соль.
Школьные столовые сегодня больше похожи на залы хороших ресторанов. Столики, за которыми приятно сидеть. Удобные стулья. Скатерти и салфетки. Телевизор, по которому можно смотреть мультики или программы о вкусной и полезной пище. Картины на стенах. Серия фотографий «Мир в окне» в 12-й гимназии. Выставка поделок в школе №69. Улыбчивые, чистенькие и такие домашние тетеньки-повара, которым самим приятно находиться среди всех этих навороченных технических приспособлений, способных превратить их стряпню в усладу гурманов. И «официанты» – дежурные по столовой ребята в веселеньких фартуках и колпаках с тигром. А почему эмблемой липецкого питания стал этот полосатый хищник? Так придумали дети. Именно они соревновались за право того или иного образа символизировать приятный прием пищи. То ли адепт чипсов «Честер» перевоспитался, то ли большая кошка навевает мысли о доме, так как еда в школьной столовой вполне теперь может соревноваться с домашней.
Комментарии