До сих пор в ряде образовательных учреждений бытует мнение, что если здесь есть проекторы, установлены электронные доски и оборудованы рабочие места преподавателя, то процесс обучения уже информатизирован. То есть, если мы поставили технику, то она должна уже фактом своего существования означать, что данное учебное заведение придерживается передовых технологий, дает более глубокие знания и, значит, на несколько порядков лучше, чем соседнее, где по-прежнему используются тряпка, мел и доска. Получается, что вся информатизация замыкается на технике.
Несколько лет назад, попав под влияние данного утверждения, я решила информатизировать преподавание предмета «Эконометрика» для студентов, обучающихся по специальности «Прикладная информатика в экономике». Мною были разработаны слайды по каждой теме лекций, содержащие основные формулы и теоремы курса, а также элементы, которые студенты должны освоить. Курс лекций был прочитан с применением проектора, а сами электронные презентации предоставлялись студентам каждый раз по завершении лекции для копирования. Казалось, что основные постулаты информатизации курса выполнены, и он должен был быть освоен лучше, чем раньше.
Но, как показала первая же контрольная работа, усвоение материала ухудшилось. Признаюсь, вначале меня это удивило и заставило внимательно пересмотреть все, что относилось к курсу. Проведя детальный анализ группы, я обнаружила такой факт: те студенты, которые мотивированно обучались до этого по другим дисциплинам, сохранили свои позиции и показали высокие результаты освоения материала, но не выше, чем такие же мотивированные студенты, изучающие данную дисциплину на год раньше. То есть можно утверждать, что для студентов, которые пришли в институт за знаниями и обучаются сознательно, нет принципиальной разницы в том, каким именно образом преподаются дисциплины – в виде презентации по курсу или же стандартным классическим способом.
А вот те студенты, которые имеют слабую мотивацию к обучению, при преподавании дисциплины в новом варианте показали значительно худшее усвоение материала по сравнению со своими предшественниками.
Все это заставило меня попытаться найти и объяснить для себя причину данного явления. Более внимательно присмотревшись к группе и проведя личностные беседы со студентами, я обнаружила интересную закономерность: слабо мотивированные юноши и девушки воспринимают преподавание с помощью информационных средств (когда лекции представляются с помощью презентации, доступ к которой они могут свободно получить во внеучебное время) как нечто, недостойное внимания. По их мнению, все это они могут освоить в любой удобный момент. Если переводить данное предложение со студенческого языка на реальные обстоятельства, то получается, что они сознательно откладывают освоение дисциплины на последний момент, рассчитывая, что имеющаяся у них электронная презентация является своеобразным гарантом успешной сдачи зачета.
В то же время при отсутствии дополнительных электронных презентаций, находящихся в свободном доступе, степень посещаемости занятий, объем записываемой информации и, как результат, степень освоения предметов оказались существенно выше, чем при информатизации образовательного процесса.
Налицо парадокс: чем больше усилий прикладывает преподаватель для увеличения объема предоставляемой информации в простейшем понимании вопросов информатизации, тем менее эффективным становится сам образовательный процесс!
Вполне допускаю, что для ведения образовательного процесса в школе или по дисциплинам, требующим большего числа наглядных пособий, создание и внедрение презентаций на занятиях – оправданный процесс, действительно положительно влияющий на степень усвоения материала школьниками. Но в институте вырисовывается совершенно иная картина, не считаться с которой невозможно.
Мой опыт позволяет утверждать, что простое внедрение презентаций, электронных досок и раздаточного материала в виде электронных лекций до начала занятий или непосредственно после каждого занятия представляет собой тупиковую ветвь информатизации вуза. Все это только расхолаживает студента и ни в коей мере не способствует улучшению ни самого процесса образования, ни конечного результата образовательного процесса.
Необходимо искать другие формы и методы информатизации, которые могли бы положительно зарекомендовать себя и реально улучшить процесс образования. И, как показал мой опыт, эти методы должны быть комплексными, нацеленными на формирование навыков, а не просто донесения до студентов знаний, оформленных в новом презентационном красивом виде.
Екатерина ГАВРИЛИНА, проректор по НИР Среднерусского университета (гуманитарно-технологического института), Обнинск, Калужская область
Комментарии