Цели: ученики должны получить представление о системе политических репрессий в СССР и о Вятлаге. Научиться анализу документа, уметь рассматривать факты, события в контексте эпохи. Определить свою позицию к этим событиям, причинам, приведшим к ним. Уметь применять принципы толерантности в классе, школе и в процессе общения между собой.
Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни.Ромен РОЛЛАН
Методические принципы:
1) принцип историзма: рассмотрение фактов, событий в контексте конкретной эпохи;
2) ценностно-гуманистический принцип: истоки внутренней силы, система ценностей, которая определяла поведение людей;
3) социокультурный подход: анализ предпосылок возникновения конфликта, особенностей менталитета населения.
Ход урока
Уголок тишины
Ребята расходятся в разные концы класса, рассаживаются на стулья и в течение 5-7 минут обсуждают предложенные понятия. Свои мысли записывают на листах, которые прикреплены на стене. Ребята имеют право что-то исправить, написать свою новую мысль. Условие: они не могут разговаривать и обмениваться мнениями. После работы каждый школьник выбирает любое чужое утверждение и объясняет, почему выбрал именно его. На листах написаны следующие понятия:
тоталитаризм;
толерантность;
демократия;
авторитаризм.
Выполнив эту работу, школьники в течение 2 минут в группе составляют распространенное предложение с вышеприведенными понятиями. Смысл предложения: «Тоталитарное и авторитарное государство не способствует толерантности в обществе, только демократическое государство может обеспечить права и свободы человека».
Переход к теме
Об отсутствии толерантности в советском обществе 30-50-х гг. мы будем говорить сегодня на примере Вятлага.
Вятлаг – это глухие кайские леса; скопище заключенных; лесопромышленный комплекс; особый мир, покоящийся на костях людей; «государство в государстве» со своими традициями и моралью.
Анализ предложенных документов в течение 10 минут (документы и алгоритм анализа предлагаются).
Беседа по вопросам – 10 минут.
Какая система ценностей определяла поведение человека в этой ситуации?
Какие внутренние силы давали человеку выстоять в этой ситуации?
Истоки внутренней силы сопротивления.
Кроме анализа документов обращаемся к истории семей двух учениц 9-го класса – Лены Гмызиной и Ани Чарушиной. Их прадедушки находились на территории Вятлага. Они были политическими заключенными.
Высказывание Р. Роллана. Согласитесь или опровергнете это утверждение?
Окончание занятия.
Беседа по вопросам.
Что для вас было новым на занятии?
С какими мыслями вы уходите с занятия?
Домашнее задание. Тему эссе ребята выбирают сами.
Итоги работы в уголке тишины
Тоталитарное государство:
подавлялась оппозиция;
контроль над всеми сферами;
уничтожались все права и свободы.
Демократическое государство:
признаются права и свободы, делается все, чтоб они осуществлялись;
во главе государства стоит президент, главное – реформы.
Авторитарное государство:
личность лидера играла самую большую роль;
отчуждение оппозиции;
командный метод;
упразднение свободы слова, печати;
политика направлена на объединение духовного мира;
преобладает один человек, держит все под контролем, о свободе речи быть не может;
графическое изображение (лидер; маленькие человечки, которые плачут; свобода слова запрещена).
Толерантность:
терпение;
выносливость;
понимание между людьми, так как без понимания ничего не получится;
графическое изображение – пожатие рук.
Беседа, ответы на вопросы:
Что давало возможность человеку выстоять в этой ситуации?
Истоки внутренней силы, то, что давало возможность сопротивляться?
Какая система ценностей определяла поведение людей?
Почему именно эти ценности выделены в качестве наиболее важных для свободного человека?
Какие качества присущи свободному человеку? (Расставьте их по значимости).
Приложения
Документальные материалы
История Вятлага – доселе закрытая страница истории вятской земли. Чтобы понять причины его возникновения, необходимо вспомнить историческую обстановку конца 20-х – начала 30-х годов. Сотни и тысячи зажиточных вятских крестьян были согнаны с насиженных мест и отправлены – одни в кайские леса, другие еще дальше на север. Тот, кто выражал недовольство такими порядками или сочувствие пострадавшим, сам становился репрессированным.
По данным на 31 декабря 1937 года, в тюрьмах и лагерях содержались 996 тысяч заключенных, а на 31 декабря 1940 года их было уже 1500 тысяч. Несколько замедлившая свои обороты во время войны репрессивная машина в послевоенный период закрутилась с новой силой. На 31 декабря 1947 года в заключении находились 1108 человек.
Судьбами всей этой массы людей вершило созданное в недрах НКВД Главное управление лагерей – ГУЛАГ. Одним из «островов» этого мрачного «архипелага» и был Вятлаг.
Вятлаг внес немалый вклад в дело помощи фронту. Для нужд обороны он поставлял пиломатериалы, авиаберезу, авиасосну и другую лесопродукцию.
Вся работа лагеря была направлена на как можно более эффективное использование, по сути дела, рабского труда заключенных. Использовались агитация и воспитательная работа.
В феврале 1943 года вышел первый номер многотиражки для заключенных «Лес – стране». Как и на свободе, было организовано соревнование между бригадами, цехами, участками с выпуском «молний», награждением передовиков производства. В качестве награды был дополнительный паек. Его значение для поощряемых трудно переоценить.
Очевидцы свидетельствуют, что во время войны питание заключенных резко ухудшилось. Смертность среди заключенных от голода и непосильной работы была высокая. В 1942 году на лагпункте из 1000 человек ежедневно умирало до 18.
Во время войны в фонд обороны Родины отправлялись картофель, капуста, турнепс, морковь, свекла, овес, ячмень, хотя эти продукты крайне нужны были для тысяч голодающих заключенных.
Театр в лагере – уникальное явление. На его сцене играли Т. Окуневская, М.Гребенщикова-Снегова, Н.Белецкая-Баранова и другие. Артисты, музыканты, режиссеры, балетмейстеры, хореографы театра были из числа заключенных или спецпоселенцев. На время репетиций, спектаклей их приводили в клуб под конвоем, на ночь же снова уводили в зону, под охрану часовых.
В театре были поставлены оперетты «Баядера», «Веселая вдова», «Цыганский барон», «Свадьба в Малиновке» и другие.
В ноябре 1944 года в жизни Вятлага произошло еще одно событие – открылся цех художественных промыслов.
Галина КЛЕСТОВА, Ирина КРАЕВА, учителя школы №47, Киров
Комментарии