search
main
0

Человек-театр: Александру Островскому исполнилось 200 первых лет вечности

По мнению современников великого драматурга и его благодарных потомков, Островский достроил здание русского национального театра, фундамент которого заложили Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Оно будет стоять, пока живы служители и поклонники Мельпомены. То есть – вечно.

Фото: culture.ru

Русский Шекспир

Два столетия назад, 12 апреля 1823 года, родился великий драматург Александр Николаевич Островский, которому суждено было стать архитектором и строителем национального драматического театра, русским Шекспиром, как его называли соотечественники.

Его пьесы не покрылись вековой пылью забвения, поскольку постоянно перелистывались трепетными пальцами режиссеров практически всех поколений не только российских, но и многих зарубежных подданных – представителей театральной элиты.

Пьесы, годы, жизнь

Хрестоматийная «Гроза» Островского прошла по школьным учебникам разных лет и общественно-политических режимов в стране. Его «Бесприданница» в сценических и экранных вариантах демонстрировалась российской публике в 1912, 1936, 1984 и 2011 годах. Летопись этого гениального произведения наверняка продолжится.

Фото: culture.ru. Александр Островский с актерами Малого театра.

По-прежнему актуальны, а потому ставятся в современных театрах и пользуются популярностью драмы Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты», «Поздняя любовь», «Волки и овцы», «Женитьба Бальзаминова», «Бедность не порок», «Свои люди – сочтемся» и многие другие.

В течение сорока лет интенсивной творческой жизни практически каждый год публиковались пьесы драматурга. Кстати, сам Александр Николаевич считал, что в напечатанном виде они наиболее близко отражают посыл автора, нежели в актерском исполнении на сцене. Однако именно 22 из 49 написанных им пьес, которые были поставлены при его жизни в российских театрах, принесли ему всеобщее признание.

Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Александр Островский (второй справа) в роли Лазаря Подхалюзина с группой участников любительского спектакля «Свои люди – сочтемся».

Жизнь вышла на подмостки

Островский изменил эстетику театрального зрелища, которая постепенно прижилась в сознании тогдашней публики, развращенной поверхностными водевилями или напыщенными костюмированными постановками.

Зрители ошеломленно и восторженно воспринимали звучание родной речи, живой и узнаваемой до боли, перемеженной пословицами, поговорками и народными песнями. Героини носили ситцевые платья, герои ели селедку и причмокивали во время застольных бесед.

Однако, театральное начальство в лице цензоров и критиков «мужицкие пьесы» драматурга, мягко говоря, не приветствовало: «российская сцена просто провоняла от полушубков Островского». В то же время его пьесы охотно ставили, поскольку они приносили миллионные прибыли серебром. При этом сам автор получал мизерные гонорары и влачил бедное существование.

Под занавес

Только к концу жизни, при правлении Александра III, родоначальник русского национального театра Александр Островский, удостоился царского внимания. Ему была пожалована должность заведующего репертуарной частью московских императорских театров и назначена государственная пенсия.

Фото: Екатерина Иванова. UG.RU. Тверь. В этом доме не раз останавливался А.Н. Островский в 1856 году.

«Поручаю вашему ведению свои театры, – сказал ему государь, – я уверен, что они будут в хороших руках. Делайте все, что найдете полезным для их процветания». Но не должностью, а гениальным пером, Островский послужил России, создав истинно народный драматический театр, в котором сама жизнь с ее бытовыми и психологическими перипетиями воссоздана в своем первозданном виде.

Любопытные факты из жизни Островского

Александр Островский четко обозначил для себя дату своего становления как драматурга. Это был день домашней читки пьесы «Картины семейного счастья» перед отцовским гостем – университетским профессором. Тот высоко оценил талант юноши, назвав его «новым драматическим светилом в литературе». Александру Николаевичу ничего не оставалось, как действительно стать им.

Драматург был одаренным полиглотом: в его лингвистической копилке числилось семь иностранных языков – французский, немецкий, итальянский, английский, испанский, а также латинский и древнегреческий.

Благодаря Островскому россияне узнали Шекспира – он был первым переводчиком на русский язык произведений своего великого коллеги.

Александр Николаевич был гостеприимным хозяином. Двери его дома всегда были открыты для Достоевского, Толстого, Тургенева, Чайковского, Салтыкова-Щедрина, Гончарова. Прямо-таки хрестоматийная компания русских классиков.

По воспоминаниям современников, Островский патологически не воспринимал любую критику не столько по отношению к себе лично, сколько (и особенно!) к своим произведениям. Даже сдержанная похвала могла вывести драматурга из равновесия: он поскандалил с Некрасовым, который «недостаточно восторженно» высказался об его очередной пьесе. К слову, с актерами у Островского также бывали серьезные стычки. Некоторые не выдерживали завышенных требований автора драмы и покидали репетиции.

Александр Николаевич Островский сочинил за свою 40-летнюю творческую жизнь рекордное количество драматических произведений – 49 пьес. Ничего подобного ни до него, ни после замечено не было. Умер драматург на 64 году жизни, 14 июля 1886 года, от сердечного приступа, работая над очередным своим бессмертным творением.

Крылатые выражения из пьес Александра Островского

«Бедность не порок» (1853):

«Любви золотом не купишь» (Любовь Гордеевна); «Эх, кабы я беден был, я бы и человек был» (Любим Торцов); «Какие нежности при нашей бедности!», «Коли ты честный – не водись с бесчестным, не трись подле сажи – сам замараешься», «Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело сделает» (Гордей Карпыч).

«Гроза» (1859):

«Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим…» (Тихон Кабанов); «Красота-то ведь погибель наша!» (полусумасшедшая барыня); «Знай свое дело – молчи, коли уж лучше ничего не умеешь…» (Варвара).

«Бесприданница» (1878):

«Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует» (Кнуров); «Да ведь ревнивые люди ревнуют без всякого повода» (Паратов); «Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться» (Лариса).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте