Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Человек – раб или царь Вселенной. Тема «Западноевропейская схоластика. Фома Аквинский о единстве веры и разума. Принцип «справедливой середины» в жизни человека». 10-й класс

Учительская газета, №1 от 11 января 2005. Читать номер
Автор:

Цель: 1. Показать суть средневековой схоластики, познакомить учеников с жизнью и научной деятельностью Фомы Аквинского, сделав акцент на вопросах о единстве веры и разума и принципе «справедливой середины». 2. Продолжить работу по формированию у учеников навыков работы с документами, основными понятиями, анализа изученных фактов, работы с дополнительной литературой, навыков подготовки и умения делать сообщения. 3. Побудить учеников к раздумью о роли и месте человека на Земле.

«И сказал Бог – сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует Он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами пресмыкающими на земле».(Бытие, 1,26)

Необходимо подготовить к уроку:

1. Карточки с документами для работы в группах.

2. Видеофильм «Средневековый город» (фрагмент).

3. Бах «Рождественская оратория» – пластинка.

4. Задания для групп – на карточках с документами.

5. Основные понятия урока – на карточках на каждый стол.

6. «Правила работы в группах».

7. «Обязанности координатора группы» – на листах на каждый стол.

8. Логическое задание для каждой группы:

«Каково значение схоластики в истории философии?»

9. На доске – основные понятия урока (без пояснений).

10. На столах каждой группы:

а) список группы;

б) лист для учета работы в группе;

в) часы.

Многоликое средневековье. От этой эпохи нас отделяет более 500 лет, но дело не только во времени. В истории за эти пять веков произошли большие перемены, человечество стало более цивилизованным. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире и о человеке все. Из нашей жизни исчезли многие тайны, и многое становится более простым и обыкновенным. Но произошло это не сразу, не вдруг!

Включить без звука видеофильм «Средневековый город» – как фон для вводного слова к уроку и выключить после прочтения стихотворения.

Сколько их, кто в темноте блуждая

Без надежд, без цели ищет путь

И не может, о судьбе гадая,

В собственное сердце заглянуть.

И. Гете

Эти первые пытались понять, познать мир и свое место в нем. Кто же они были, те, первые, заглянувшие в свое сердце, внимательно вглядывавшиеся в мир.

Дома вы должны были написать маленькие сочинения-размышления о взглядах Августина Блаженного и Франциска Ассизского на человека, его место в мире.

Кто хотел бы поделиться своими мыслями?

(Попросить прочитать два сочинения, а остальные ребята сдают учителю).

Итак, мы вспомнили двух из многих, для которых философия стала смыслом жизни. Один жил и творил в IV – V вв., а другой – в ХII в. Этот ХII век представляет для историков и философов особый интерес:

1. Продолжающийся конфликт между империей и папством.

2. Подъем ломбардских городов.

3. Крестовые походы.

4. Развитие схоластики.

Основы которых, конечно же, закладывались в предшествующие века.

Схоластика – новый этап в развитии средневековой философии.

Это и станет темой нашего урока.

1. Прочитать тему урока, записанную на доске.

2. В конце урока мы должны будем вместе сделать вывод:

3. А для этого мы должны будем рассматривать следующие вопросы – прочитать план урока:

1. Средневековая схоластика:

а) особенности средневековой схоластики.

2. Фома Аквинский о единстве веры и разума:

а) биографические сведения о Фоме Аквинском;

б) Фома Аквинский о единстве веры и разума.

3. Принцип «справедливой середины».

Вывод: значение схоластики в истории философии.

4. По ходу урока ребята выполняют задания (класс работает на уроке в группах):

а) все ученики по ходу урока делают записи в тетради (во второй части листа).

План Тезисы

1. 1.

2. 2.

б) работают с документом;

в) каждая группа выполняет свое задание, написанное на карточках с документами.

(Учитель обращает внимание на то, что записи в тетради позволят им лучше выполнить задание урока, что на партах для напоминания лежат карточки с правилами работы в группах и обязанностями кураторов, а к кураторам обращена просьба – следить за временем выполнения задания (оно указано на карточках, контролировать работу в группе, листы учета этой работы кураторы сдают в конце учителю).

Итак, вернемся в ХII век. В этот период средневековья (ХII-ХIII вв.) Европа переживала перелом, в прошлое уходили выработанные веками привычные общественные формы, старая культура, религия, наука. Уже видны были ростки нового во всех областях жизни человека. А что же нового появилось в философии в ХII-ХIII вв.? К началу ХII века относится возникновение схоластики. Что такое схоластика?

(Слово нашей гостье – «лингвисту») – лист с основными понятиями.

Схоластику как философскую школу отличает ряд характерных черт.

Во-первых, схоластика замыкается в пределах того, что называется религиозной ортодоксией. Это вызывало большие трудности: если философ-схоласт проповедовал воззрения, которые осуждал церковный собор, то он обычно выражал готовность отречься от своих взглядов. Это нельзя приписывать одной лишь трудности; такое поведение аналогично подчинению судьи, решению апелляционного суда, и объяснялось это тем, что многие монастыри были центрами просвещения.

Во-вторых, в пределах ортодоксии высшим авторитетом все больше и больше признается Аристотель, знакомство с сочинениями которого постепенно расширялось на протяжении ХII-ХIII столетий.

В-третьих, большим почтением пользуется «диалектика».

Вопрос к нашим гостям – философам. Напомните, пожалуйста, что значит «диалектика»?

В-четвертых, схоластам были присущи копание в мелочах и любовь к диспутам, а не мистицизм.

И пятая черта, представителей схоластики отличают уверенность в собственных умственных силах и свободное и решительное применение разума во всех вопросах, обсуждение которых догма не сделала слишком опасным.

Но схоластика имела и свои недостатки:

1. Безразличие к фактам и науке.

2. Вера во всесилие аргумента в вопросах, которые можно было решать только при помощи наблюдения.

3. Наконец, совершенно непомерное подчеркивание значения словесных различий и тонкостей.

Первым философом, которого можно считать схоластом в строгом смысле этого слова, является Росцелин. О нем известно не очень много. Росцелин родился в Компьене около 1050 года и преподавал в Лоше и в Бретани, где у него учился Абеляр. Реймский собор 1092 г. обвинил Росцелина в ереси; из страха, что церковники, падкие на крайние меры, забьют его камнями до смерти, он отрекся от своих взглядов. Росцелин бежал в Англию, но и здесь оказался достаточно опрометчивым и сцепился со св. Ансельмом. На этот раз он бежал в Рим, где примирился с церковью.

Около 1120 г. Росцелин исчез из истории, дата его смерти чисто предположительна. Из написанного Росцелином не сохранилось ничего, кроме одного письма к Абеляру, которое касается догмата троичности. Кроме того, он в этом письме потешается и унижает Абеляра. А недруги его говорили, что Росцелин не мог быть очень симпатичной личностью. Кроме этого, письма, взгляды Росцелина известны главным образом по полемическим сочинениям Ансельма и Абеляра. Ансельм заявлял, что, согласно Росцелину, человек – это не единство, а только общее имя. Ансельм заявлял, что Росцелин считает реальностью лишь то, что является чувственным. В общем, по-видимому, Росцелин придерживался воззрения, что целое, имеющее части, само по себе лишено реального существования и является только словом; реально существуют только части. Это привело Росцелина к неприятностям. Он считал, что три божественных лица есть три различные субстанции и что только укоренившаяся привычка мешает нам назвать их тремя богами.

Это-то и было признано ересью, от этих воззрений он отрекся на Реймском соборе. Ученик Росцелина Абеляр по таланту и известности превосходил своего учителя, занимался теологией, преподавал. Самая знаменитая его книга «Sic et non» («Да и нет», 1121-1122 гг.). В ней Абеляр заявляет, что диалектика (не считая Священного Писания) является единственным путем к истине. Но как человек он всегда отличался тщеславием, заносчивостью, высокомерием, несчастья же, выпавшие на его долю, сделали его озлобленным и породили в нем чувство унижения.

Абеляр сыграл наибольшую роль в развитии логики. Его философия – это критический анализ, преимущественно лингвистический. Но величайшим представителем схоластической философии считается Фома Аквинский. С ним нас познакомят приглашенные на урок известные «архивариусы».

Сообщение «архивариусов» – 3 мин.

Сколько веков отделяет нас от того времени, когда жил и творил Фома Аквинский? А имя его осталось в истории! Что же этому способствовало?

В своих трудах Фома Аквинский утверждал, что важнейшей целью и смыслом является достижение небесного блаженства.

К нему человека ведет церковь. Роль церкви выше, чем государство, и поэтому владыки этого мира подчинены церковной иерархии. Вот тут-то и возникает вопрос о знании, о вере, об их отношении друг к другу.

(Ребята приступают к работе с документами).

Давайте посмотрим, как этот вопрос решал Фома Аквинский.

Для начала попросим нашу гостью-«лингвиста» помочь нам разобраться в этих понятиях.

(См. лист с основными понятиями урока).

А теперь обратимся к документам. Поскольку вопросами веры и разума занимается и теология, то в своей работе посмотрим, какая связь была между ними.

(Каждая из трех групп получает карточку с документом, где указано задание группе, а также время, отведенное на работу). Ребята готовят свое задание и одновременно записывают его в тетрадь.

Заслушав ответы ребят, делаем еще раз все вместе вывод:

«В трудах Фомы Аквинского присутствует первенство, главенство веры над знанием». Этот вывод записываем в тетради как итог второго вопроса плана.

Итак, Бог сотворил мир из ничего, по своей доброй воле. Он (мир) неоднороден. Особое место в нем занимает человек (учитель читает эпиграф).

Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Исходя из иерархической системы ценностей, в которой высшее благо отождествляется с Богом, а зло – с материальным миром, церковь разрабатывает учение о восхождении человеческой души к Богу как высшей цели человеческого существования. В философском учении Фомы Аквинского этот вопрос христианской веры нашел отражение в так называемом принципе справедливой середины в жизни человека.

Справедливость.

А что вкладывают в это понятие наши современники?

А какое толкование этому понятию дают лингвисты?

(Вопрос к гостю-«лингвисту»).

И к нашей гостье у нас есть еще один вопрос:

«А что значит понятие принцип?»

Каких же взглядов придерживался в этом вопросе Фома Аквинский?

Его позиции по этому вопросу были значительно умереннее, чем у его предшественников. Принципом «справедливой середины» должен руководствоваться человек в своей жизни. Хотя, конечно, предпочтительнее жизнь праведная в полном смысле этого слова, т.е. жизнь, не обремененная заботами о земных вещах, в первую очередь о богатстве, но богатство само по себе не является чем-либо греховным; человек имеет право им обладать и заботиться о его приобретениях.

Он должен только в этой и других своих земных заботах постоянно помнить о том, чтобы не нарушать законов морали, делиться своими излишками с ближними и смотреть на себя как на временного хранителя и распорядителя, а не полного собственника богатств.

Блага земной жизни, богатства следует рассматривать не как самоцель, а как средства, необходимые для нормального функционирования духа, поэтому умеренная забота об их приобретении и умеренные пользования ими вполне дозволены.

«Грех состоит в нарушении этой умеренности».

Итак, принцип «справедливой середины» разрешал в определенных границах заботу о земных благах; он включен в богословско-философскую систему схоластики.

Как в чаще символы,

Мы бродим в этом храме,

И взглядом пристальным

Следит за нами он.

Бодлер

Но так ли беспомощен человек в учениях схоластов?

Что дали эти философы человечеству?

Обращаемся к логической задаче.

(Ученики все вместе делают вывод – таблица – основа для него).

Да, схоласты проявляли больше уважения к человеку, предоставляли ему больше свободы, чем их предшественники.

Учение схоластов – это основа для тех взглядов, которые появятся в эпоху Возрождения, когда в честь человека будет звучать настоящий, великий гимн.

(Включить пластинку – Бах. «Рождественская оратория»).

На фоне музыки прочитать:

Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия;

Один объемлет человека,

Другой – душа и мысль моя.

И, как в росинке чуть заметной,

Весь солнца лик ты узнаешь,

Так сметно в глубине заветной

Все мирозданье ты найдешь…

И даже в час отдохновенья,

Подъемли потное чело.

Не бойся горького сомненья

И различай добро и зло.

Фет

Но так будет позже, и в этих прогрессивных переменах в философии есть и заслуга схоластов.

1. Кураторы сдают учителю листы учета работы в группах.

2. Кураторы сдают учителю собранные у группы в начале урока – сочинения, размышления – домашнее задание.

Домашнее задание

Из курса истории повторить, что значит «Эпоха Возрождения». каковы причины появления этой эпохи?

Жанна ВЕРШАНСКАЯ, учитель истории и обществознания, Санкт-Петербург


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту