search
main
0

Человек не от мира сего

“Пусть есть превосходные яства, но, не вкусив их, не познаешь их вкуса; пусть есть высшая истина, не учившись, не познаешь ее благости.
По этой-то причине, только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве; только начав обучать, узнаешь, что такое трудности. Но, познав свое несовершенство, можно заняться собой; познав трудности, можно себя укрепить”.
Конфуций (Кун-дзы), около 551-479 г. до н.э.

Действительно, так сложилось, а может быть, на роду написано, что жизнь моя – это школа. Школу можно назвать государством в государстве со своими законами, правилами. Часто школу сравнивают с муравейником или с пчелиным ульем. Perpetuum mobile – вечный двигатель, калейдоскоп событий, в котором главный герой, кто бы вы думали? Конечно же, ученик. А так как школ, в которых училось бы по одному ученику, не бывает, то наши герои – это ученики. Серьезные и не очень, разговорчивые и замкнутые, упрямые и покладистые, бунтари и послушники. Все они с самого первого дня пребывания в школе привязываются к нам, как к самым близким на свете людям, верят каждому слову, советуются, делятся сокровенными мыслями, удивительными мечтами, невероятными фантазиями, а порой и обидами (заслуженными и незаслуженными). А мы, однажды встретившись взглядом с этими доверчивыми лицами, широко распахнутыми глазами, наивными душами, уже не можем не думать о них. Мы должны быть такими, какими они нас видят, должны соответствовать той высокой “нравственной планке”, которая поставлена перед нами. Это ко многому обязывает, заставляет нас становиться лучше, чем мы есть на самом деле; не иметь права на ошибку, на обман, на несправедливость в принятии решений по отношению к ученикам. И круговорот школьной жизни продолжается, школьные годы ведут отсчет по своему собственному календарю от Песталоцци, Руссо, Ушинского, Корчака до наших дней. Один век сменяет другой, но неизменной остается роль учителя в воспитании и образовании учеников. Эпоха ХХI века не уменьшит роль учителя, а, наоборот, возложит на него ряд важных задач, которые способен решить только он – учитель.
И так из года в год перед нами проходят тысячи судеб, характеров, мнений. А в этих тысячах главное – не пройти мимо каждого отдельно взятого ученика. Интересную закономерность для себя я открыла давно уже: зная каждого ученика по имени, я почти не помню фамилий. Искала ответ на этот вопрос и нашла, вернувшись в свое детство. Очень обидно резали слух обращения моих учителей к нам, тогдашним ученикам: “Величко, Степкина, Белова, Куракин” и т.д. Редким было обращение по имени; а так хотелось, чтоб назвали тебя ласково и нежно – Ванечка, Танечка, Сереженька.
Все мы стараемся изменить во взрослой жизни то, что нас не радовало или раздражало в детстве. Уходим от этих обид осознанно и подсознательно. Зная точно, что детские обиды, огорчения глубоко ранят неокрепшую душу, порой не давая покоя всю жизнь.
Не навреди! Наверное, это главное, к чему должен стремиться учитель. Учитель – слово емкое. Сколько в нем ответственности заложено. Но если учить детей твое призвание, профессия, то это навсегда. Это воздух, которым дышишь, это то, без чего жизнь не имеет смысла. И если вам кто-нибудь скажет, что учителем может работать только человек не от мира сего, вы верьте. Ибо УЧИТЕЛЬ – это ДИАГНОЗ!
Итак, жизненное кредо каждого учителя (а оно неотделимо от педагогического “Я”) – это убеждения, принципы, мировоззрение, взгляды. Но главное – нести в мир добро и свет, любовь и тепло, отдавать, а не брать, обучая других, учиться самим.
“Пусть есть превосходные яства, но, не вкусив их, не познаешь их вкуса; пусть есть высшая истина, но, не учившись, не познаешь ее благости”. Пусть подрастающее поколение познает благость высшей истины. А мы, учителя, им в этом поможем и сами будем учиться, познавая трудности, укрепляя себя и других.

Татьяна ТАНЬКО,
учитель музыки УВК N 345
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте