«Педагогическая поэма продолжается» – так назвал свою новую книгу заслуженный учитель России Яков Наумович Левин (Екатеринбург), и, как можно уже догадаться по названию, посвящена она Антону Семеновичу Макаренко. Это «документальная повесть о встречах, дарованных судьбой». Так определил сам автор жанр книги.
После войны и демобилизации из армии Яков Левин приехал в Уфу. «На каждой улице города встречались подростки-беспризорники… Искреннее желание помочь детям войны вылилось в твердое решение стать педагогом». И с предвоенным аттестатом об окончании десятилетки Левин пришел в Башкирский государственный педагогический институт имени К.А.Тимирязева. Одна из первых встреч – навсегда запомнившаяся консультация перед государственным экзаменом по педагогике, которую проводил авторитетный вузовский преподаватель Петр Васильевич Глухов, и затем его напутствие уже после экзамена, с которым он обратился к студентам, со словами Макаренко: «Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом». «Я всегда помнил и помню, – признается автор, – эти макаренковские напутствия Петра Васильевича Глухова. После окончания института я старался глубже знакомиться с творческим наследием А.С.Макаренко».
Летом 1955 года Яков Левин был назначен директором средней общеобразовательной школы с производственным обучением №62 Уфы. И тогда, как он сам признается, появилось вполне понятное желание найти именно у Макаренко ответ на вопрос, с чего начать директорскую работу, какие принципы положить в ее основу, чтобы повести за собой и педагогический коллектив, и школьников. Яков Наумович завел общую тетрадь, которая постепенно стала наполняться записями, отрывками из публикаций Макаренко. «Педагогическое мастерство директора школы не может заключаться в простом администрировании. Мастерство в том именно и состоит, чтобы, сохраняя строгое соподчинение, ответственность, дать широкий простор общественным силам школы, общественному мнению, педагогическому коллективу, школьной печати, инициативе отдельных лиц и развернутой системе школьного самоуправления». «Если бы мне сейчас дали школу, то я первой своей задачей поставил бы создание единого школьного коллектива. Что для этого нужно? Я уверен, что для этого нужны единые школьные интересы, единая школьная форма работы, единое школьное самоуправление и, наконец, общение, соприкосновение (членов) этого коллектива». Эти и другие идеи Макаренко автор новой книги считает надежным компасом, столь необходимым для трудного дела воспитания молодых. «Педагогическая поэма продолжается» – книга о том, как воплощались эти принципы в жизнь. И эта жизнь (а Яков Левин в педагогике уже более полувека), эта работа – свидетельство того, что идеи Макаренко отнюдь не устарели.
Педагогический поиск Левина, его коллег, учеников показан через призму самых разных событий: это сотрудничество школы с детским садом и яслями, пионерские лагеря и турпоходы, работа в добровольческом отряде на целине (создать такой отряд предложили сами ребята). Невозможно перечислить всех, с кем свела судьба Якова Левина в школе, на педагогических чтениях. Эти встречи, споры, обмен мыслями подробно изложены в книге. Без этого невозможна продуктивная деятельность, невозможна жизнь.
Кстати, что такое жизнь, в чем ее смысл?
Трудно в этой связи не согласиться с мыслью автора документальной повести о встречах, дарованных судьбой: «Я убежден, человек может легко прожить без шоколадных конфет, без шелковых рубашек, но без перспективы, без надежды на завтрашние радости он перестает быть личностью. Перед каждым из нас непременно должен быть светящийся маяк. Постоянное, неустанное стремление к нему, наверное, и имеет право называться жизнью».
Комментарии