search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

“Человек” – это звучит гордо Так утверждают лауреаты премии Правительства РФ – авторы уникального пособия

Когда встает вопрос о создании учебника, который устраивал бы большинство учителей и школьников, невольно спрашиваешь себя: а возможно ли такое? Ведь нельзя пытаться понравиться сразу всем, а подходы и уровень в классах коррекции резко отличаются от таковых в классах с углубленным изучением дисциплин. Обычно авторы учебников ориентируются на некий средний уровень ученика. И это вполне нормально для средней школы. Проблемы начинаются позже, когда вдруг выясняется, что школьные знания – лишь часть айсберга знаний, которыми должен обладать абитуриент для поступления в вуз. Впрочем, это претензия не столько к средней школе, сколько к высшей. Посему данную часть проблемы пока оставим. И перейдем к рассмотрению учебника, который, на мой взгляд, предназначен для среднестатистического ученика и готовит его наилучшим образом.
Речь идет о книге”Биология. Человек”: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. Авторы: А.С.Батуев, А.Д. Ноздрачев и другие; под редакцией А.С.Батуева. – Москва, “Дрофа”, 2000.
Можно сказать с большой долей уверенности: учебник, выдержав шесть изданий и завоевав стотысячный тираж, стал одним из самых распространенных учебных пособий в стране. И не случайно в августе 2000 года доктор биологических наук Александр Батуев был удостоен за него премии Правительства РФ. Причина триумфа – в явных преимуществах этого пособия перед его аналогами и предшественниками.
Впервые при изучении организма человека такое большое место уделяется психологии. Целый параграф называется “Физиологические и психологические функции”. Ученик узнает, что “…важнейшей функцией человека является установление непрерывного взаимодействия с внешним миром, которое достигается с помощью психической деятельности. Благодаря ей человек формирует духовную картину внешнего мира и в соответствии с ней управляет своим поведением. В результате человек достигает поставленной цели, решает различные жизненные ситуации”.
Психологические особенности восприятия информации учтены авторами и при изложении материала параграфов. Текст разбит на пункты, все новые и важные понятия обозначены курсивом, а в конце параграфа вынесены в отдельную строку и выделены жирным шрифтом. Вопросы самостоятельных заданий весьма разнообразны и помогают учителю охватить не только сильных, но и слабых учеников. Одна часть заданий рассчитана на то, чтобы найти ответ в тексте параграфа, другая – чтобы самому прийти к правильному выводу. Кроме того, ученикам довольно часто предлагается выполнить задание, заполнив по материалам параграфа таблицу по данному образцу.
Довольно простые схемы дают возможность не запутаться и легко воспроизвести их при случае. А красочные реалистичные рисунки помогают представить строение клеток, тканей, органов и систем органов во всей красе. Авторы умышленно отказались от фотографий, поскольку они, в отличие от рисунков, не всегда получаются при массовом тиражировании учебников. К тому же рисунки помогают изобразить объект в трехмерном измерении.
Авторы разговаривают с учеником языком современной науки. Но выглядит это так, что материал не воспринимается как чересчур заумный и непонятный. Напротив, там, где это возможно, мудреные термины заменяются русскими соответствиями; во многих случаях приводится этимология терминов. Это не исключает возможности учителю блеснуть во всей красе, дав при желании классу дополнительно под запись: анемия, сколиоз, гематома, тестостерон и т.д.
Ряд параграфов затрагивает вопросы, которые детально будут рассмотрены лишь в 10-11-х классах. В частности, упрощенная информация о строении молекулы белка инсулина, о внешнем сходстве яиц и зародышей животных и человека помогает осуществить метод опережающего обучения в рамках одного учебника.
Особое место учебник уделяет гигиеническим вопросам и профилактике заболеваний. Каждая глава обязательно заканчивается соответствующим параграфом, где в понятной и доступной форме ученики узнают о мерах по оказанию первой помощи, нормах труда и предупреждении болезней.
В конце учебника приведены основные количественные показатели организма человека – объем и состав крови, частота сердечных сокращений и дыхательных движений, состав мочи и т.д. Здесь же изложено содержание практикума – лабораторные работы, тесты и наблюдения.
Если уж говорить о недостатках учебника, то следует начать с самого существенного. Нуждаются в усовершенствовании и расширении межпредметные связи. Почему-то не приводится эволюционная связь строения органов и систем органов у человека и животных. А ведь это материал предыдущего года обучения! И как удачно можно было бы сравнить, например, строение органов дыхания у насекомых и человека, показать особенности развития скелета в связи с прямохождением – опять же в сравнении со скелетом четвероногих и т.д.
Последнее издание несколько отличается от предыдущих качеством рисунков. Многие из них обновлены и изменены. Как оказалось, с некоторой потерей качества. Кроме того, часть неточностей перекочевала из прошлых лет. Например, досадная подпись к рисунку 33, из которой следует, что верхняя полая вена относится к малому кругу кровообращения. А рисунок 74 вводит учеников в заблуждение, утверждая, что в черепе есть лишь одна теменная кость (о сагиттальном шве можно лишь догадываться). Не состыкуется с содержанием параграфа и рисунок 49, на котором легочная плевра словно провисает под легкими, образуя еще одну полость непонятного назначения.
Думается, не совсем оправданна и рокировка отдельных глав, в результате которой опорно-двигательную систему рекомендуют изучать только в третьей четверти. До этого можно лишь пространно намекать о топологии органов, судить о степени защиты мозга, сердца, легких, кишечника и почек костями и мышцами.
Правда, заявляю вам как человек, работающий по этому учебнику не первый год: все эти недочеты вполне исправимы при грамотной работе учителя с материалом и творческом подходе к планированию материала. Мало того, пока это единственный учебник, хорошо зарекомендовавший себя в школах России. Это ли не главная положительная характеристика книги? А что до минусов, будем надеяться, что очередное издание учтет пожелания учителей-практиков.
Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте