search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования
0

Человек, давший психологии свободу

С именем Георгия Ивановича Челпанова тесно связана история отечественной психологии как самостоятельной отрасли отечественного научного знания и история системной организации психологического образования в России.

Георгий Челпанов родился 16 (28) апреля 1862 г. на юге России, в Екатеринославской губернии, в 2012 году Россия отметила 150 лет со дня его рождения, отдав должное его огромному вкладу в развитие отечественной науки. История рода Челпановых тесно связана с историей переселения православных греков из Крымского ханства в Приазовье. У состоятельного мариупольского мещанина Ивана Чолпана, проживавшего в собственном одноэтажном доме на Греческой улице, было шестеро детей (младший – Георгий). Греческая община Мариуполя отличалась серьезным отношением к воспитанию и обучению подрастающего поколения, поэтому в городе было построено первое приходское училище, которому городская управа передала одно из лучших зданий города. Как всегда бывает в нашей жизни, случаются удивительные совпадения – с 1867 года куратором учебных заведений Мариуполя стал выдающийся педагог, восприемник идей К. Д. Ушинского, видный земский деятель барон Н.Корф. В местном приходском училище Георгий Челпанов получил начальное образование, два года его обучали рисованию, истории, арифметике, новогреческому языку, Закону Божьему, географии. Но самое главное – давали очень хорошие знания по русскому языку, что неудивительно, ведь  работу его учителя Семена Косогубова высоко ценил сам попечитель Одесского округа Николай Пирогов. Свое образование Георгий продолжил в Мариупольской Александровской гимназии, которую окончил в 1883 году с золотой медалью. Юного гимназиста еще во время учебы интересовала психология, он решил заняться наукой и даже нашел себе руководителя – знатока новейших методов исследования, строящего психологию на базисе физиологии, Николая Грота. Николай Яковлевич принял приглашение преподавать в Одесском университете, поэтому Георгий Челпанов поступил на историко-филологический факультет Одесского Новороссийского университета и стал посещать студенческий кружок, в котором под руководством Грота шло обсуждение философско-психологических проблем. В 1884 году Челпанов делает на заседании кружка доклад «Учение о пространстве у Канта и в современной психофизиологии». Этот студенческий доклад станет для Челпанова началом исследований проблемы восприятия пространства, на эту тему он напишет магистерскую, а затем и докторскую диссертацию. За выпускное сочинение «Опыт и разум в теории познания Платона и Аристотеля» Георгий Челпанов получит золотую медаль при окончании университета и будет оставлен в нем для продолжения научной карьеры. Но Грот переезжает в Москву и начинает работу в Московском университете на кафедре философии, через год за ним уезжает и Челпанов, намеревающийся подготовиться к получению звания профессора под руководством Николая Яковлевича. В Москве Грот возглавляет Московское психологическое общество, и, конечно же, Челпанов становится его заместителем, активно работает в этом обществе, печатает свои интереснейшие научные статьи в журналах.В 1890 году Челпанов блестяще выдержал магистерский экзамен, который принимали в присутствии ректора и ассистентов четыре профессора университета, при историко-филологическом факультете Московского университета и получил высшие баллы по истории философии, логике, этике и иностранным языкам, затем успешно прочитал перед студентами и профессорами две пробные лекции. Через год Георгий Иванович был избран исполняющим обязанности приват-доцента, в 1891 – 1892 учебном году начал свою преподавательскую деятельность с курса лекций по психологии на историко-филологическом факультете Императорского Московского университета. Молодого преподавателя удивило то, что студенты, получающие специальность психолога, не обладали никакими, даже предварительными, знаниями в области психологии, поскольку (в отличие от других европейских стран) этот предмет в русских гимназиях не изучали. Возникла проблема языка изложения сложных категорий философского содержания, Челпанов преподносил свой курс в упрощенном виде, что его, конечно, не устраивало, и он стал горячим сторонником преподавания философской пропедевтики в учебных заведениях среднего звена.В 1892 году Челпанов с женой уезжают в Киев – здесь он получает место штатного приват-доцента в Киевском Императорском университете Св. Владимира. Это было время расцвета университета, на его четырех факультетах читали лекции 69 профессоров и 32 приват-доцента, комплекс университетских зданий был одной из самых больших застроек города, вуз имел библиотеку с фондом более полумиллиона томов, центральный архив древних актов, метеорологическую и астрономическую обсерватории, четыре факультетских клиники, патологоанатомический институт, ботанический сад (занимавший обширную территорию), девять лабораторий, двадцать два кабинета и другие учебные центры, пять научных обществ (историческое Нестора-летописца, естествоиспытателей, юридическое, физико-математическое, медицинское). Георгий Челпанов работает на философской кафедре, перед ним стоит задача поднять престиж философско-психологического знания. Оригинальный стиль изложения и научные идеи Челпанова не оставили равнодушными студентов, желающих посещать его лекции было все больше, они набивались в небольшую аудиторию, сидели на ступеньках и даже за доской, на лекции стали приходить и преподаватели. В результате Челпанову дали самую большую аудиторию университета, и он стал читать лекционные курсы «Психология», «Введение в психологию», «Введение в философию», «Логика», «История и критика материализма», «Критический обзор современных учений о душе», «Теория познания», «Специальный курс по теории познания», «Комментирование «Критики чистого разума», «Учение о пространстве», а затем и вести практические занятия для студентов, которые хотели углубленно изучать проблемы психологии. Через три года кружок по разрешению министра народного просвещения был преобразован в психологическую семинарию, в 1897 году в университете появилось студенческое психологическое общество. Киевская психологическая семинария просуществовала до 1906 года.Научная деятельность, чтение лекций в университете, подготовка статей и их продвижение в информационных агентствах, проведение публичных лекций, работа в психологической семинарии, научные командировки составляли содержание профессиональной жизни Челпанова в киевский период. Тогда же сложился круг людей – Н.Бердяев, П.Блонский, С.Булгаков, В.Водовозов, А.Гиляров, И.Гливенко, В.Зеньковский, А.Сикорский, Е.Трубецкой, О.Шмидт, Г.Шпет, А.Щербина, с участием которых оказались связаны важные события биографии Георгия Ивановича как в эти, так и последующие годы. Челпанову удалось побывать в заграничных командировках, это позволило ему достоверно оценить уровень развития и преподавания научной психологии в мире, прослушав лекции по физиологии Э.Дюбуа-Реймона, Э.Геринга и А.Кенига, по психологии К.Штумпфа и В.Вундта, практиковаться в области экспериментальной психологии в Психологическом институте Вундта в Лейпциге и в Институте физиологической оптики в Берлине. 25 октября 1896 года состоялась защита Челпановым магистерской диссертации на историко-филологическом факультете Московского университета, в 1897 году он был избран исполняющим должность экстраординарного профессора Киевского университета по кафедре философии, Георгий Иванович читает лекции по психологии, философии, логике, этике, публикует много научных статей, а в 1904 году защищает докторскую диссертацию, будучи официально избранным ординарным профессором Киевского университета по кафедре философии, утвержден в чине статского советника. В 1906 году Георгию Ивановичу поступает официальное приглашение из Москвы: ученый совет Московского университета посчитал его кандидатуру единственно достойной для избрания на должность ординарного профессора по кафедре философии и психологии после кончины ее декана князя С.Н.Трубецкого. Осенью 1907 года Челпанов приступает к чтению лекций в Московском Императорском университете. Благодаря его самоотверженной научной деятельности на этом посту психология обрела статус академической научной дисциплины. Разрабатывать психологию, по мнению Челпанова, должны специалисты различных областей науки, в силу профессии обращающиеся к фактам проявления душевной жизни (лингвисты, историки, психиатры); но разрабатывать систему психологии могут только психологи-философы, специалисты в области общей психологии, которая и есть собственно психология, призванная исследовать «законы духа».Средством борьбы с дилетантством, стремящимся проникнуть в психологию, испытывающим пренебрежение к теоретическим знаниям и питающим заблуждение относительно степени трудоемкости сбора психологических фактов, Челпанов всегда считал воспитание культуры психологического мышления, которая должна формироваться с учебной скамьи. Заступив на новое место службы, он поднял вопрос о слабой организации преподавания психологии в университете и ее искусственной локализации в лоне учебных (но не научных!) задач историко-филологического факультета; психологии, был убежден Челпанов, необходима самостоятельная кафедра. Начиная уже с 1907 года при Московском университете Челпанов организует психологическую семинарию, или лабораторию. Работа семинарии начинается с проведения лекционных и практических занятий по экспериментальной психологии, а через два года в план ее работы были включены и научные экспериментальные исследования. Плеяду первых российских экспериментальных психологов составили студенты Челпанова – Балабанов, Беляева, Экземплярская, Гордеев, Каэлас, Корнилов, Кравков, Рыбников, Северный, Смирнов, Тутышкин, Фридрих, Холчев, Экземплярский.Венцом многосторонней профессиональной деятельности Г.И.Челпанова остается организация и открытие им первого Психологического института в Москве. Выстроенное по специальному целевому проекту (этому в тот период в мире не существовало аналогов) здание института было самым большим в мире среди учреждений подобного типа. Оно имело три этажа и около 60 внутренних помещений. Использование площадей было тщательно продумано: для чтения лекций и заседаний московского Психологического общества предназначалась большая аудитория на 300 человек, около нее располагались библиотека с читальным залом и отдельная комната для проведения семинаров, для экспериментальной практики были обустроены малая аудитория на первом и 10 лабораторных помещений на втором этажах, помещения третьего этажа были целиком оборудованы для научно-исследовательской работы, для оптических и акустических исследований были предусмотрены специальные кабинеты, а возможность проведения научных исследований в автономном режиме и выполнение творческих заявок сотрудников на изготовление уникального оборудования обеспечивали хорошо оснащенные мастерские в нижнем ярусе здания. Таким был первый в России Психологический институт, первым директором которого стал Георгий Челпанов.Официальное открытие института, работа которого практически началась с 1912 года, состоялось в 1914 году. О новом научном учреждении центральные СМИ – «Столичная Москва», «Утро России» – в то время писали как о «дворце психологической науки» и отмечали, что он не имеет себе равных не только по оборудованию, но и по уровню организации научно-педагогического процесса.Создание института поставило на реальную основу преобразование психологической подготовки. Георгий Челпанов разработал четкую систему обучения специалистов и на деле осуществил принцип преемственности этапов психологического образования; определил необходимый для абитуриентов объем гуманитарных, математических и естественно-научных знаний; разработал лекционные курсы по общей, педагогической, дифференциальной психологии, а также содержание практических занятий по экспериментальной психологии.Школа Челпанова, так как он ее задумывал и развивал, была явлением чисто научным, то есть свободным в своих творческих основаниях от любых идеологических привнесений. Для него был немыслим диктат в отношении мировоззренческих установок своих учеников. Уважение права каждого сотрудника на собственную социальную позицию стало традицией в стенах созданного им научного центра. Все отмечали отличающую челпановский институт особую атмосферу доброжелательности, бескорыстия и самоотверженной преданности науке. Институт стал высокопрофессиональной базой научных исследований и центром подготовки психологов для всей России. Он развивался как живой организм: его структура не была косной и изменялась, чутко реагируя на психологические запросы времени.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте