Около семидесяти лет мы были лишены возможности читать книги выдающегося мастера лирической прозы Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972). Еще бы! Писатель – «белоэмигрант». Могла ли принять его Советская Россия? А все потому, что в 1922 году художник слова оказался за границей, как и сотни тысяч других изгнанников. Литературное наследие Зайцева велико – около семисот названий. Это рассказы, повести, эссе, новеллы, переводы, заметки, очерки и, конечно, великолепные беллетризованные биографии Жуковского, Тургенева, Чехова.
Рассказ «Волки» был опубликован в 1902 году, когда начинающему автору исполнился двадцать один год. Произведение сразу же принесло дебютанту широкую известность. В нем Зайцев пытается поведать о нелегкой жизни волчьей стаи. Охотники вот уж неделю обкладывали и стреляли волков, а те, «высохшие, с облезлыми боками, с помутневшими глазами, похожие на каких-то призраков», вынуждены были в темноте бродить по одной и той же местности, днем залегая в кустах.
Слыша их вой, мужики ругались, а барыня-инженерша, скрипя зубами, твердила: «Проклятые, проклятые». Волки же, скаля зубы, тоже рычали:
– У-у, проклятые… у-у, проклятые!
Писатель наделяет волков способностью мыслить, разговаривать. Это до него уже делали Л.Толстой (вспомним «Холстомера», где повествование ведется от лица лошади), А.Чехов («Каштанка», здесь собака размышляет).
Кажется, что вся природа враждебна зверям. Они спрашивают вожака:
«- Куда ты ведешь нас?.. Знаешь ли ты путь? Выведешь ли куда-нибудь?
Старик же молчал».
Позже он скажет: «Товарищи… вокруг нас поля, они громадны, и нельзя сразу выйти из них. Неужели вы думаете, что я поведу вас и себя на гибель? Правда, я не знаю наверно, куда нам идти. Но кто знает?»
Этого волчья стая простить не может. Десятки волков набросились на вожака и разорвали его.
«Усталые волки расходились в разные стороны; они отходили от этого места, останавливались, оглядывались и тихонько брели дальше; они шли медленно-медленно, и никто из них не знал, куда и зачем идет… они опять принялись выть, но теперь каждый выл в одиночку, и если кто, бродя, натыкался на товарища, то оба поворачивали в разные стороны».
Этот рассказ был вынесен на обсуждение в восьмом классе.
Похожа ли волчья судьба на судьбу человеческую?
Кристина Федунова: В данном рассказе волки сломлены природой, но они ищут свой путь, хотят сделать невозможное. А значит, ступить в неизвестное. Они идут, падают, но встают и бегут, бегут к тем, кто поможет, к тем, кто выведет их, бегут к стае. Так и люди. Они не сидят на месте, а хотят жить, не существовать, подобно растениям. А жить.
Василий Никишаев: Почему бы и нет? И человек, и волк живые существа. И тех, и других на планете много, а значит, много жизней и судеб. Почему не появиться совпадениям? И человек, и волк могут родиться, прожить тихую и скромную жизнь и отойти в мир иной никем не замеченными. А может судьба распорядиться иначе. Родился какой-нибудь волк, захватил власть в стае, предварительно свергнув старого вожака, будет уважаем другими волками, а потом… будет сам же свергнут… У людей также бывает.
Ксения Чегодаев: Хотя волки и животные, они чувствуют то же, что и мы порой. Иногда мы кому-нибудь завидуем, например «вожаку», иногда видим в ком-то преграду. Но волк никогда не ужаснется своим мыслям, не повернет назад, быстро переступит запретную черту, и совесть не будет его грызть. Бывает, что человек также сможет переступить запретную черту, и ему никогда не повернуть назад.
Дмитрий Галибов: Разве волк не ставит перед собой цель, которой собирается добиться? Я думаю, что он делает это, как и любой человек, ну, по крайней мере, пытается. Например, волк ставит цель стать вожаком. Ведь он этого пытается добиться. Люди поступают так же.
Екатерина Фарафонова: Я считаю, что да. Похожа. Волки живут своим миром, своими законами и порядками, так же, как и люди. Если оставить человека без пищи, без крова, он будет вести себя более неосмысленно и дико, чем волки.
София Буславская: По-моему, нет. Совершенно не похожа. Судьба волка подчиняется только звериным законам и только отчасти зависит от самого животного. Волк рождается, вырастает, умирает… Единственная его цель – охота, и то для того, чтобы найти пропитание. Судьба человека многогранна и неизведанна. Свою жизнь человек строит сам, она протекает так, как он сам захочет.
В конце рассказа стая расправилась с вожаком. Можно ли провести аналогию с миром людей?
Никита Королев: Бывает, у людей накапливается злость на других, которые старше, сильнее, мудрее их.
Дмитрий Галибов: Такое может произойти и с людьми. Когда с ними что-то случается, люди винят тех, кто их направил на этот путь.
Екатерина Фарафонова: У людей не работает принцип «вожак», так как каждый человек – это личность с собственными моральными принципами, взглядами, достоинствами. Человеку свойственно верить своим глазам, уму, а не вожаку. Лишь в первобытных племенах были вожди, которые руководили соплеменниками, и тогда люди походили на волков. В любом племени находился человек моложе, сильнее и хитрее. Иногда, это уже было позже, в обществе находились люди, которые настраивали других против кого-либо. Сами же они рук не пачкали. Люди иногда схожи с волками, но действуют обдуманнее и хитрее.
Ксения Чегодаев: Люди – существа думающие, но иногда звери. Если эти люди рассматривают кого-либо как преграду, они могут с ним расправиться, чтобы достичь цели. Чаще всего этот человек – лидер, «вожак». Для этих людей он препятствие. Устранив его, можно занять и его место.
Кристина Федунова: Не всегда. Людям свойственны сострадание, любовь, жалость, хотя иногда эти чувства скрыты. Но когда жизнь вынуждает быть беспощадными, эти чувства приглушаются, а их место занимают волчьи инстинкты, которые способны заставить человека пойти на убийство. В данном рассказе волки ассоциируются с людьми, которых измучил голод и болезни. После расправы они ощущают опустошение, тревогу, боязнь. Они лишь воют, воют не о спасении, а о скорой смерти.
Василий Никишаев: У людей природа так устроена, что они готовы всегда винить всех, но только не себя. А особенно они любят обвинять тех, кто осмелится ими управлять, даже если он делал это из благих намерений.
Анатолий Калмыков: Аналогия заключается в том, что люди и звери убивали своих, борясь за власть.
Во всех своих бедах человеку свойственно винить кого угодно, только не себя. Каким образом автор пытается оправдать эту теорию, используя для сравнения поведения стаи волков?
София Буславская: Подобные зверства у людей не приняты.
Кристина Федунова: Я не считаю, что автор оправдывает эту теорию, он, наоборот, доказывает, что человек винит только других людей, так как считает, что он идеал.
Василий Никишаев: Скорее писатель просто показывает на волках поведение людей.
Дмитрий Галибов: Борис Зайцев оправдывает такую ситуацию тем, что волки, окружавшие вожака, были не такими опытными, как он. Им надоело голодать, мерзнуть, и в конце концов они не выдержали и расправились с вожаком, который был умнее и спас их от смерти, приказав не идти в деревню. Вот она, благодарность.
Екатерина Фарафонова: Автор не пытается оправдать эту теорию, используя для примера стаю волков. Ведь человеку свойственно во всех бедах винить кого угодно. Волки же не пытаются оправдаться. Они лишь жалеют самих себя, но никого не винят в происходящем.
Можно ли считать, что на появление рассказа повлияли жизненные наблюдения над людьми?
Василий Никишаев: Вполне возможно, что как раз наблюдение за людьми и было единственной причиной написания рассказа. А может, это было минутное озарение. И люди здесь ни при чем.
София Буславская: Это подтверждается тем, что в произведении волки разговаривают и ведут себя в определенной жизненной ситуации так, как и мы, люди.
Кристина Федунова: Люди часто притворяются, скрывают свою сущность, но эти оковы недолговечны, рано или поздно спадают, а страх, злость и любовь – все выходит наружу и проявляется в действиях, но это случается очень редко. Я думаю, автор не наблюдал за людьми, он наблюдал за природой, за ее частью – волками. Он не видел в них того, что есть у людей, – притворства.
Екатерина Фарафонова: Конечно, на появление рассказа повлияло наблюдение за миром.
Действует ли у людей так же, как у волков, закон «Каждый сам за себя»?
София Буславская: Не всегда. Люди же разные бывают, моральные устои разные. Взять, к примеру, обычную семью. Разве там, в этом маленьком родственном коллективе, действует подобный закон? Нет, а вот в уголовном мире действует. Так что трудно однозначно ответить на этот вопрос:
Кристина Федунова: Да, жизнь очень сложна, а мир слишком мал. В нем нет места всем, поэтому, помогая другим, ты топишь себя. Но это не закон. Это выбор, а человеку, да и как всему живому, свойственно ошибаться. Однако иногда судьба берет плеть и ударяет по самым больным местам, не давая выбрать.
Екатерина Фарафонова: При настоящих родственных чувствах этот закон не действует. Но если дело идет о такой грязной вещи, как дележ наследства или денег, люди теряют рассудок и становятся похожими на волков, скалящих зубы.
Василий Никишаев: Действие этого закона зависит от ситуации и от самих людей. Например, при какой-нибудь опасной ситуации люди могут разбежаться в разные стороны и именно этим задействовать данный закон. А могут, наоборот, собраться вместе и дать отпор, выстоять.
Анатолий Калмыков: Это зависит от самих людей.
Никита Королев: Нет. Ведь люди не могут жить поодиночке. Они образуют семьи, рабочие коллективы, школьные классы. А если бы не было этих групп, люди остались бы на уровне древних жителей Земли.
Ксения Чегодаев: Да, но не у всех. Есть люди, предпочитающие группу,делающие все в группе. Но есть и индивидуалы, которые надеются только на себя, не доверяя никому. Сами все делают. Я считаю, люди не должны быть похожими на зверей, то есть делать надо все коллективно. Один дополняет другого, вместе они составляют идеальных людей.
Дмитрий Галибов: Многие люди тоже добиваются своих целей поодиночке, то есть подтверждая закон «Каждый сам за себя».
Вот так рассказ, написанный сто пять лет назад, позволил еще раз взглянуть на нас, сегодняшних, поразмышлять о том, каковы мы сами, какие законы правят вокруг.
Александр ИКОННИКОВ, учитель русского языка и литературы, Орел
Комментарии