search
main
0

Человеческий фактор. Нужно ли управлять рисками в современной школе?

​Успешная реализация государственной программы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») на 2012-2018 годы напрямую связана с качеством управления образовательной средой. При этом особые требования предъявляются к управленческим навыкам руководителей образовательных организаций.

Если ненадолго отвлечься от особенностей управления образовательными организациями и совершить краткий обзор изменений в науке об управлении, произошедших за последние 30-50 лет, то обнаружится довольно большой перечень важных новаций, широко используемых управленцами по всему миру во всех сферах без исключения – от промышленного производства до науки и искусства. Доминирующими, на наш взгляд, являются стандарт по управлению качеством ГОСТ Р ИСО 9001-2015, технологии управления «Шесть сигм» и «Теория ограничений», сбалансированная система показателей BSC.При этом, какой бы подход не был выбран, менеджмент зиждется на пяти столпах, гармоничное единство которых и определяет качество управления: управление процессами, управление проектами, управление ресурсами, управление изменениями и управление знаниями. Очевидно, что управление образовательными организациями любого уровня связано с непрерывным оперированием вышеперечисленными элементами. В реальной управленческой ситуации руководитель может работать с одним из указанных инструментов либо с их комбинацией. Не исключено, что иногда приходится иметь дело со всеми пятью составляющими элементами менеджмента. В любом случае «сквозным», то есть общим для всех этих элементов, является система управления рисками, или риск-менеджмент. Но как раз об этом элементе в современных дискуссиях об образовании обычно либо вообще не говорится, либо говорится чрезвычайно мало.Во втором десятилетии XXI века сложно кого-либо удивить утверждением о том, что человеческая деятельность связана с присутствием фактора риска. Руководители любого уровня уже давно привыкли к тому, что освоение методов управления в условиях риска – это условие успешности, базирующееся на понимании того, что будущее – это результат решений и действий, принятых и совершенных сегодня. Образовательная деятельность не является исключением: каждая школа находится сегодня в условиях жесткой конкуренции, быстрых изменений рыночной ситуации, частого пересмотра условий законодательного регулирования, не говоря уже о непредсказуемости, и уж точно непрозрачности, смены настроений в запросах на качественное образование со стороны потребителей.Сфера образования, безусловно, обладает существенной спецификой, но в то же время находится ровно в той же ситуации, что и все остальные социальные институты: в условиях рыночной экономики основным критерием деятельности образовательной организации является критерий качества. Это означает, что, с одной стороны, школы теперь сами могут принимать решения об использовании имеющихся в их распоряжении ресурсов, с другой стороны, для них становятся все более актуальными грамотное управление рисками и инструменты, которые позволяют минимизировать негативные последствия управленческих решений.Проблема управления рисками для руководителей образовательных организаций приобрела особую актуальность в последнее время, хотя на самом деле их деятельность всегда была связана с риском неверно принятых решений. Таким образом, любой руководитель, который не задумывается о риск-менеджменте, может попасть в ситуацию, схожую с ситуацией героя Мольера господина Журдена, который в 40 лет понял, что он говорит прозой. В идеале управление рисками должно являться системой инструментов и действий, хорошо продуманной и описанной с учетом специфики любой организации. Первым этапом становления системы управления рисками являются их выявление и идентификация.В беседах с руководителями образовательных организаций, проведенных рабочей группой Института общественных наук РАИНХиГС, были неоднократно упомянуты риски управленческих ошибок и риски управленческого непрофессионализма и некомпетентности. Данные риски исходят из того, что после объединения школ в комплексы все директора оказались в примерно одинаковых условиях, перед всеми стояла задача изменения схем управления и пересмотра стратегического планирования, но на деле это «новое» не являлось уникальным, по известной поговорке изобретался один и тот же велосипед. Если рассматривать ситуацию объединения с точки зрения риск-менеджмента, то можно констатировать тот факт, что основным источником этих рисков является нехватка людей, имеющих необходимые и достаточные знания о построении успешно функционирующей образовательной системы в образовательном комплексе, у которых управленческий персонал школ мог бы научиться.В ответ на один из исследовательских вопросов – «Насколько безболезненно происходило объединение?» – мы услышали следующее: при объединении сильных школ особых проблем не возникает, все договариваются, при объединении сильных и слабых школ появляется необходимость менять педагогический состав, а вот при объединении слабых школ возникают серьезные проблемы. Процесс объединения уже закончился и уже не является рискованным, но ему на смену приходят риски, связанные с управлением очень большой и сложной образовательной организацией одним человеком. «В большой организации один человек не может всем управлять, это иллюзия». На наш взгляд, решением этой проблемы может являться грамотное делегирование полномочий. Кроме того, при формировании новой организационной структуры должен очень быстро перестраиваться и сам директор. Такой процесс может занимать довольно много времени и иметь негативные последствия, если руководитель не задумается об освоении и внедрении системы управления рисками.Цель объединения школ в комплексы – обеспечение многопрофильности образовательного учреждения, где каждый учащийся может выбрать то направление, в котором он хочет развиваться, без перехода в другую школу или гимназию – была успешно достигнута. Но тут стал очевиден еще один риск: чтобы выполнить задачу уменьшения разрыва между рейтингами отдельных объединенных школ, директору зачастую нужно было перекомпоновывать педагогический состав вошедших в комплекс подразделений. Как известно, риск, связанный с так называемым человеческим фактором, всегда очень чувствительно переживается персоналом всех уровней, и перераспределение педагогических ресурсов почти всегда влекло за собой кадровую проблему. Опытные руководители сумели избежать риска остаться без квалифицированных кадров. Но для этого с высокой вероятностью им приходилось интуитивно применять инструменты риск-менеджмента. Если бы такие инструменты планировались заранее и применялись с учетом мирового управленческого опыта, процесс объединения мог бы стать менее сложным и позволил бы эффективнее использовать появившиеся ресурсы для развития инноваций, а не тратить их на преодоление сопротивления со стороны коллективов отдельных школ.Семнадцать лет назад издательством «ЗАО «Олимпик-Бизнес» была издана книга известного экономиста Питера Л.Бернстайна «Против богов: укрощение риска». О «взаимодействии с рисками» в книге говорится следующее: «Отличительной чертой нашего времени, определяющей границу Нового времени, является овладение стратегией поведения в условиях риска, базирующейся на понимании того, что будущее – это не просто прихоть богов и что люди не бессильны перед природой». По нашему мнению, управление в образовании сегодня переживает трудный период становления «Нового времени», связанного с освоением подходов к обращению с рисками.Представляется целесообразным построение системы управления рисками в современной образовательной организации, которая, с одной стороны, должна учитывать специфику мегаполиса, с другой – современные тренды в науке об управлении. И, конечно, на первом этапе требуются серьезная практическая апробация этой системы и обучение руководителей.Евгений МИРОНОВ, Институт общественных наук РАНХиГС;Наталья ЦУЦМАНОВА, «А-Универсал Консалтинг»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте