search
main
0

Cчастливый билет для “ботаника”

На творческом конкурсе – “призовая игра” до полной победы

Директорский клуб “УГ”

Удостоверение

Шмаков

Павел Анатольевич

Директор Академического колледжа

г. Казань

Пятерки за год его уже давно не радуют, “хвалебные оды” на родительских собраниях только действуют на нервы, а издевки одноклассников становятся все невыносимее. Обидно, когда каждый день приходится делать вид, будто дальше очередной главы из учебника тебя ничто не интересует, когда не с кем поспорить о причинах падения Рима и негде провести задуманный опыт. Позже, в вузе или университете, возможно, найдутся единомышленники, родственные души. Но если таких “ботаников” целая школа, тогда юные интеллектуалы могут дышать спокойно – здесь они среди своих.

Именно такая атмосфера царит в Академическом колледже при Казанском государственном университете. Год создания – 1992-й. Изначально имел только 10-е и 11-е классы, потом появился 9-й подготовительный (вечерний), а в нынешнем году набирается еще и 8-й, но уже дневной. На дневном отделении учатся 100 человек, на вечернем – 150. Постоянно проводятся научные конференции, собирающие до пятисот человек в год.

В колледже весьма необычная система отбора. Вступительные экзамены не превращаются в общеизвестную лотерею, когда умственные способности ребенка измеряются чистым везением. Чтобы поступить, необходимо представить творческую работу или проект на заданную тему, которые должны отразить интеллектуальные возможности абитуриента, его кругозор и способность нестандартно мыслить. Таким образом, до “обычных” экзаменов допускаются только достойнейшие из достойных, но и тут счастливый билет не сыграет существенной роли – сдавать можно несколько раз до победного конца.

Есть где разгуляться тому, кто “не вписался” в традиционную систему обучения, которая рассчитана на учащихся со средними интеллектуальными потребностями. Обучение здесь проходит в 3 направлениях: гуманитарное, математическое и языковое (для желающих предусмотрено изучение татарского языка).

одробный экскурс по стране “знаек” проведут сами местные жители. Что же это за народ такой – колледжане?

“ПРИКОЛЛ’S КОЛЛЕДЖ ИНФОРМ”, еженедельное информационное издание АК, сообщает: “Все-таки классный праздник – День республики. Все радуются, веселятся, а мы решили провести маленький такой опросик… Естественники на вопрос “Как жизнь молодая?” пробурчали: “А чего нам не жить-то? Фауна и при суверенитете – фауна, флора тоже есть, вот еще бы биокабинет сделать, и совсем будет хорошо”. Гуманитарии, как всегда, принялись развивать дискуссию: “Вообще-то живется нам в свободной республике, как в малине, хотя с реалистической точки зрения абсолютно демократическое государство – это утопия…” Но не перевелись еще в колледже патриоты: “Главное – свободный выезд за границу. Можно общаться, международные контакты налаживать, чтобы рос и процветал наш любимый Татарстан”, – тонко замечают вездесущие “международники”.

Другая местная газета “ZOMBIE” повествует о загадочной церемонии посвящения 10-х классов, но еще более загадочным несведущему читателю покажется явление идеологической войны между десятыми и одиннадцатыми классами, ряды которых разбились на два враждующих лагеря – коммунистов и демократов с монархистами.

Только не надо думать, что Академический колледж – это большой балаган. Кроме шуток, тут занимаются серьезными исследовательскими работами, сборник которых появился в свет исключительно силами самого колледжа. Любопытны названия: “Нематериальное стимулирование работников в России”, “Для чего нам даны религии”, “Версии убийства Наполеона”, “Прогнозирование поведения будущих водителей автотранспорта в ситуации риска”. Славных эллинов и всемогущих фараонов воспел десятиклассник Д.Мартынов в своей программе по истории древнего мира.

Но это еще не все – ребята сами составляют олимпиадные задания для поступающих, они вошли в сборник под названием “Академический путь”. А бродивший меж стен “демон бумагомарания” породил литературно-художественный сборник “Исток” со стихами, рассказами и графикой.

Стихия: Стих и Я.

Игра – в словах, да стоит свеч!

В тисках зажав меня,

Несет по бездне дикий смерч.

Расплющив облака,

Наверх. Но снова вниз, на дно.

Щекочет нервы страх: Прекрасное – всегда одно!

(Олеся балтусова)

Невольно вспоминается:

“Златые дни! уроки и забавы,

И черный стол, и бунты вечеров,

И наш словарь, и плески мирной славы,

И критики лицейских мудрецов!”

Сравнение смелое, но как приятно думать, что на наших глазах происходит возрождение Царскосельского лицея: рукописный журнал “Лицейские мудрецы”, словарь Кюхельбекера, отчасти напоминающий философские исследования, да и сама идея – собрать лучших из лучших, дабы потом они наилучшим образом участвовали в управлении и просвещении России, – разве во всем этом не чувствуется сходство?

В колледже есть своя конституция: в ней 12 статей, они разделены на две части – “Основы конституционного строя” и “Организация государственной власти”. Из них следует, что гражданином АК – колледжанином – является каждый учащийся, прошедший тот самый загадочный обряд посвящения. Каждый колледжанин имеет право выбирать в органы власти и быть избранным. Во главе стоит президент, избираемый на один год. Президент назначает советников, которые образуют совет президента.

Законодательную власть представляет Совет колледжа, он должен созываться по крайней мере один раз в месяц. Закон вступает в силу после того, как законопроект утверждается Советом колледжа, советниками и самим президентом. Все как и полагается в нормальном правовом государстве.

Даже очень взрослым и очень умным детям хочется поиграть, поэтому конституция была создана, конечно, не столько для порядка, сколько для взаимоуважения, а значит, для радости общения и ощущения единства. Наверное, совместная работа над очередным сборником, оборудование биокабинета, президентские выборы, “прикольные” газеты – эти элементы веселой общественной жизни и есть та пружина, которая двигает ребят в дебри науки, ведь учиться в полную силу не так-то легко. Здесь не пройдет традиционное списывание или попунктный опрос одного параграфа в течение 40 минут; здесь от тебя не отстанут, пока не прочтешь всю “Войну и мир” да еще кучу литературоведческой литературы к ней. Сколько часов в день старшеклассник из общеобразовательной школы проводит в библиотеке? Колледжане оттуда не вылезают… Вот и выходит, что без хорошей шутки и озорного КВНа просто не справиться с такой нагрузкой. Можно сломаться.

Все дело в настрое, собранности, и тогда работать можно быстро и много, и открывается удивительная способность времени – оказывается, оно может растягиваться, как резина.

В апреле 1995 года на Российской научной конференции молодежи и школьников “Шаг в будущее” на конкурсе юных изобретателей выпускник В.Блохин занял 4-е место, и был зачислен в МГТУ им. Н.Э.Баумана без экзаменов.

Осенью того же года десятиклассница Ирина Сторчеус приняла участие в Международном конкурсе плакатов, посвященном Году Толерантности, организованном по инициативе ЮНЕСКО. Одна из ее работ стала победительницей на состязании юниоров, а другая – на ней изображен вид города с церковью и мечетью недалеко друг от друга – вошла в число 50 лауреатов взрослого конкурса, в котором участвовали художники из 54 стран мира.

На прошедшем в Москве в этом году Международном конкурсе “Вода на земле” комплексный проект “Озеро Кабан”, выполненный учащимися АК, стал лауреатом 2-й степени.

Вот строчки из обращения колледжан “К нашим преподавателям”: “Мы предлагаем вам быть нашими коллегами, расширить взаимосвязь, существующую практически во всех тех школах, откуда мы к вам пришли, – обычную связь “ученик-учитель” – до того уровня, в основе которого лежит определенное творческое равенство. Поверьте, мы пришли сюда не за тем, чтобы лишь воспринимать готовые истины, мы желаем быть исследователями!”

Придумал и создал этот колледж его нынешний директор Павел Анатольевич Шмаков, человек чрезвычайно разносторонний: член Координационного совета Международной конфедерации творческих обьединений учителей, руководитель секции “Интеллектуальная увлеченность” Ассоциации педагогов Татарстана и регионального центра Международной программы “Дети. Интеллект. Творчество”. Он не только идеолог и вдохновитель этой уникальной ребячьей республики – своей вечной мечты и цели, он ни на минуту не сомневается, что все воспитанники – его последователи. Колледж для них не просто звено между школой и вузом, а целая эпоха исканий. По мнению директора, именно эти два года должны сыграть основную роль в окончательном формировании личности. Такая гонка за интересами поможет ребятам безошибочно определиться в жизни и стать профессионалами своего дела. Окончательный результат сегодняшней закваски даст о себе знать лет десять спустя, и, возможно, для кого-то колледж действительно станет “поэтической колыбелью”.

Но станет ли? Ведь пока в распоряжении колледжа всего несколько комнат в бывшем детском саду. В колледже учатся вундеркинды со всей республики, некоторые живут у родственников в Казани, но большинство мотается на электричках и автобусах из близлежащих городов и поселков. Директор П.А.Шмаков обратился к президенту республики с просьбой поддержать идею строительства интерната для детей, живущих за пределами Казани. В августе 1996 г. Кабинет министров Республики Татарстан подписал постановление о выделении земельного участка под здание АК и общежитие. Проектирование назначено на следующий год, а строительство планируется и того позже.

Тем временем в буйных головушках колледжан один за другим строятся фантастические дворцы. Обьявляется конкурс на самый нестандартный проект терем-теремка, в котором хватит места молодым и талантливым со всего мира.

Архитекторам и строителям вряд ли удастся отделаться трехэтажной “коробочкой”. Наивные! Если бы там знали, как ребята видят свой дом: с бассейном, теннисным кортом, местным ТВ и радиоузлом, фильмотекой, живым уголком, с зимним садом, музеем и гостиницей! Вокруг дворца раскинулся бы замечательный парк с фонтанами, искусственными водопадами, озерами… И, может быть, спустя сто лет кто-нибудь присядет отдохнуть в тени листвы этого парка возле памятника гениальному выпускнику Академического колледжа при Казанском университете.

Вся колледжская братия обращается к “президентам и премьер-министрам, к королям и лидерам мировых религий, к лауреатам Нобелевских премий и Оскаров” с просьбой помочь материализоваться воздушному замку.

Лидер общественного движения колледжа Алина Денисенко призывает:

Пока свободою горим,

Пока сердца для знаний живы,

Мой друг, колледжу посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: построят Дом,

Дворец несбыточного счастья…

…Придет другая ребятня,

Но в исторических заметках

Напишут наши имена.

Где же та добрая фея, которая помогла Золушке?

Мария КОЗЛОВА

Рисунки Лили КАДЫРОВОЙ

и Айгуль салановой

из сборника “Исток”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте