search
main
0

Бывших учителей не бывает – они всю жизнь служат своему делу

Некоторое время назад на Тверской (тогда еще улице Горького), почти у самого подъезда, через который сейчас можно попасть в Министерство образования и науки РФ, часто стояла старушка – маленькая, сухонькая, очень скромно, но чисто одетая. Она не протягивала руку за подаянием, но прохожие сами останавливались, доставали кошелек или бумажник, с поклоном просили ее взять деньги. На тряпочной сумке женщины была приколота бумага со словами: «бывшая учительница». Надпись обжигала болью и стыдом. Казалось, что и ты в чем-то виноват перед этим человеком. А старушка спокойно, очень достойно держась, благодарила за внимание, расспрашивала подошедшего к ней, немного рассказывала о себе… Она и здесь, на улице, оставалась учительницей: ее интересовало, кто ты, какой ты, что помнишь из детства, из школьных лет…

колько лет прошло, а сердце по-прежнему щемит от этих воспоминаний… Ведь не только денег тогда не хватало на мало-мальски достойное существование этому милому человеку, не хватало участия, внимания, заботы, тепла…Увы, острее, чем представитель любой другой профессии, воспринимает учитель время, когда уходит на заслуженный отдых. Это и понятно. Какая бы усталость ни накапливалась, как бы ни сгорали силы, он привыкает жить на накале чувств и эмоций, в гуще бурлящего и постоянно меняющегося детского мира. А здесь вдруг наступает ненужный покой, тишина – и забвение… Кто-то, не справившись с новым ритмом, быстро угасает, уходит. Кто-то, забытый учениками, коллегами, продолжает жить прошлым, тосковать, мучиться бездействием и особенно грустить в школьные праздники – 1 cентября, 5 октября, 25 мая. Неужели пенсия – это преждевременный конец учительской судьбы? И учитель на пенсии – ненужный обществу отработанный материал? Неужели так и суждено: доживать свой век бывшим учителям? Неужели так и суждено: теряться их заброшенным могилам? Это неправильно, не по-людски. Это надо исправлять. Кому? Можно было бы с укором говорить о выросших детях, забывших своих наставников; о социальной политике, не учитывающей учительские судьбы; об обществе, по-прежнему равнодушно относящемся к учителю, отдавшему его благу свою жизнь. Это все серьезные проблемы, которые руками не развести, сколько о них ни говори. Но можно и нужно говорить о том, что каждый из нас, в своей школе, в своем классе,  должен сделать все для того, чтобы была жива память о тех, кто работал вместе с нами, кто создал славу и традиции, о тех, кого нельзя забывать.Уклад нашего ОУ, сложенный многими людьми в течение многих десятилетий, привел нас к мысли, что доброе в этой области можно и нужно творить сейчас и своими руками. У каждой российской школы есть своя история: это события и люди – ученики и учителя. Необходимо с уважением относиться к своей истории, с почтением – ко всем тем, кто ее создавал и создает. Добрая память нужна всем – и тем, о ком с благодарностью помнят, и тем, кто эту благодарную память сохраняет. Так не  прерывается связь времен. Только так строится будущее.Нашей гимназии имени Капцовых почти 120 лет. В музее истории школы собраны и бережно хранятся материалы об учителях, преподававших в школе в разные периоды истории нашей страны, – от училища Капцовых на рубеже XIX-XX веков до средней специальной с преподаванием ряда предметов на английском языке знаменитой 31-й школы. Это архивные документы, воспоминания. Вот в таких воспоминаниях нам посчастливилось познакомиться с нашими коллегами – предшественниками из предвоенных и военных лет. О них, своих учителях, рассказали нам наши дорогие и любимые старики – выпускники школы 1939 года. Среди этих чудесных людей был и остается навсегда с нами наш Мильграм – знаменитый, великий Леонид Исидорович, народный учитель СССР, почетный гражданин Москвы. И он, и его однокашники с любовью и нежностью вспоминали своих учителей – каждый их знаменательный жест, каждую черточку характера, любимые словечки, их добрые и благородные поступки, их верность ученикам и своей профессии. Теперь это наши знания, наше богатство, оно перейдет к нынешним гимназистам.Вместе с воспоминаниями о прошлом переданы нам и знания настоящего. Общаясь с нашими педагогами (для которых мы были просто Олечками, Ирочками, Леночками), мы учились у них мудрому и правильному отношению к жизни, к людям. Благодаря им мы поняли, что наш педагогический коллектив – это все, кто был до нас, был и есть с нами, будет после нас. Мы не имеем права забыть ушедших. Это значило бы забыть себя, свой дом. Мы остро почувствовали потребность вернуться в жизнь наших ветеранов, сказать им добрые слова, совершить для них человеческие поступки, напомнить им, что мы вместе, что мы рядом всегда. До этого решения, конечно, были какие-то отдельные контакты, которые мы поддерживали с некоторыми из наших пенсионеров, были наши приглашения для них на гимназические праздники (которые они часто тактично отклоняли, а мы не очень вникали, почему).Постепенно началась новая жизнь. И для нас тоже, потому что каждому становится неизмеримо лучше, когда он находит возможность быть необходимым другому.С первых шагов нам сопутствовала удача, как бы убеждая, что дело, затеянное нами, благое и нужное. На предложение участвовать (по желанию!) в благотворительной акции новогодних подарков ветеранам откликнулись все члены нынешнего педколлектива, первыми были наши молодые коллеги, ни одного из пенсионеров наших не знавшие лично. Потом нам замечательно помогали родители наших учеников, пожелавшие принять участие в предприятии. А какая радость была, когда мы составляли эти подарки – корзины с фруктами, сладким, деликатесами, когда спорили, что и как лучше уложить, вспоминали, кто из ветеранов что больше любил, кого и чем лучше порадовать, что написать в праздничной открытке… Очень волновались, как примут нашу заботу, не обидим ли мы ненароком, ведь нам очень хотелось от души порадовать наших родных коллег. В ответ были слезы благодарности, счастливые улыбки, добрые слова. Вот несколько строк из одного письма, посланного в ответ на полученный подарок: «Уважаемая Ольга Николаевна!От всего сердца благодарю Вас и весь коллектив за внимание, доброту и щедрость, с которой Вы меня поздравили. Мне очень приятно и радостно, что меня не забыли. Я почувствовала прилив энергии, жить хочется. Спасибо всем!! Поздравляю Вас и весь коллектив с Новым годом, с Рождеством! Желаю всем здоровья, благ и процветания! Всем низкий поклон! Татьяна Гавриловна Кирдина, учитель начальных классов».Позже, уже весной, к 9 Мая, мы решили включить в акцию наших детей: все полномочия по поздравлению учителей-ветеранов и выпускников предвоенных и военных лет (это был первый год, когда не сумели уже никого собрать в школе…)   передали в классные коллективы, а там взялись за дело классные руководители, детские активы, родители. Поздравления получились яркими, очень теплыми, добрыми, искренними. Радостно встречали наши ветераны детей, внимательно слушали их, вели с ними разговоры. Как мы узнали потом, в каждом доме, куда пришли гимназисты, очень готовились к этой встрече, по-доброму волновались. А потом посыпались в гимназию звонки и письма со словами благодарности и добрыми пожеланиями всем, кто задумал эту акцию, кто принял в ней участие. Теперь это гимназическая традиция. Она очень нужна нам всем, мы ждем время праздников, готовимся к новым встречам, придумываем новые формы поздравлений, решаем, как и что сделаем на этот раз.Принести в жизнь учителя-пенсионера праздник – это здорово. Но праздников мало, есть будни и обыкновенные заботы. И в них мы стараемся – по силе возможностей – помочь: врачи, госпитализация, лекарства, путевки на реабилитацию, решение бытовых проблем, все это нерадостные, но очень нужные и важные дела. Иногда (когда решаемся обратиться с просьбой) мы чувствуем мощную поддержку наших выпускников. Они как благотворительный десант – группа, весь класс, кто-то один – внимательно выслушивают нашу просьбу о помощи, по-своему корректируют ее (всегда в сторону увеличения всех цифр) и стремительно выполняют задуманное. Все, как бывает в большой семье: приходит время и младшие помогают старшим, заботятся о них. Один из главных наших помощников на этом поприще – наш выпускник, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. У батюшки всегда находится время, если нужна его помощь учителю или гимназии.Разговоры по телефону тоже целое событие в жизни наших старших коллег: рассказать, немного пожаловаться, разузнать, как дела в школе, что нового, дать совет, поддержать – всего этого им потом на месяц воспоминаний и размышлений хватает, возвращает мыслями к их педагогической практике, включает в заботы сегодняшней гимназии. Только сами они никогда не звонят: боятся потревожить, не хотят навязывать себя. Вот и коришь себя, что не всегда хватает времени вовремя самому позвонить… Зато сколько счастливых эмоций и добра услышишь, когда все-таки набираешь номер телефона!Как-то незаметно, просто и естественно пришла в нашу жизнь и потребность заботиться о могилах наших учителей на Донском и Ваганьковском кладбищах. Профсоюзный комитет, учителя, родители наших ребят знают все эти «адреса» не понаслышке – не раз бывали самостоятельно, группами и даже со старшеклассниками, приводили в порядок захоронения, сажали цветы. Все это не для отчета или красивого жеста. Просто это важно и действительно нужно всем нам, чтобы «чувствовать себя человеками» (так мы стремимся выполнять завет Леонида Мильграма). Время приходит и уходит. Остается всегда человек. Нужно, чтобы он не чувствовал себя забытым и одиноким, потому что ушло его время. Нужно, чтобы не чувствовал себя забытым учитель. Потому что «бывших учителей не бывает» (так сказал со сцены Колонного зала в церемонии награждения победителей конкурса «Лучшие школы России-2006» министр образования РФ Андрей Фурсенко).Кстати сказать, музеем истории школы в гимназии уже несколько лет руководит старейший учитель школы Людмила Тимофеевна Стригоцкая, наша живая память и связующее звено между ушедшим и настоящим. Как доверяют ей наши ветераны! Как много благодаря ей мы помним и знаем, как бережно учимся у нее относиться и к настоящему, ведь в нем должно жить прошлое и вызревать будущее. 19 октября на главном ежегодном празднике гимназии «Звезды нового тысячелетия-2011» решением управляющего совета Людмила Тимофеевна награждена высшей наградой гимназии – Капцовским знаком «За заслуги перед гимназией Капцовых». Ведь бывших учителей не бывает – они всю жизнь служат своему делу.С недавнего времени в московском образовании появился и активно приживается термин «возрастные учителя». Нельзя, чтобы он стал приговором к забвению. В наших силах не отпустить из живого школьного круга наших коллег – мудрых, опытных, по-прежнему очень нужных всем – и детям, и взрослым – учителей.Если это сделаем мы, их сослуживцы, сотоварищи, в жизнь вернется благодарная память учителя о тех, кто был до него, кто научил и воспитал его самого. Возможно, тогда и наши дети станут намного более памятливыми, и общество сумеет по-другому взглянуть на учителя-пенсионера. Ольга ОВСЕЙЧИК, директор гимназии №1520 имени Капцовых, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наукОт редакцииВ одном из последних номеров «УГ-Москва» мы попросили московские школы рассказать, как они хранят живую память о тех учителях, которые работали в их педагогических коллективах. Ольга Николаевна Овсейчик первой откликнулась на наш призыв, за что мы ей бесконечно признательны. Надеемся, что ее примеру последуют и другие столичные школы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте