search
main
0

Бюджет Москвы остается социально ориентированным

​На очередном заседании Правительства Москвы рассмотрен и одобрен проект бюджета на 2015 и 2016-2017 годы.

Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы: По прогнозу социально-экономического развития мы ожидаем в Москве небольшой рост промышленности и сохранение объема инвестиций в экономику города. Но ожидать – одно, необходимо и активно работать, чтобы обеспечить даже эти скромные по сегодняшним меркам, но тем не менее позитивные цифры. Для этого нужно развивать инфраструктуру города, привлекать инвестиции, работать над улучшением административных функций, запускать крупные проекты, связанные с городской недвижимостью, с земельными ресурсами, причем заниматься этим необходимо не только профильным, но и всем отраслевым департаментам, привлекая в соответствующие сферы частные инвестиции.Должен сказать, что объем городских инвестиций и объем частных инвестиций в программы города, приоритетные программы города сопоставимы: на рубль городских инвестиций приходится рубль не муниципальных, не городских инвестиций – в большинстве своем частных.Бюджет следующего года чрезвычайно напряженный, но тем не менее мы сохраняем его как социальный бюджет. Более 970 миллиардов в будущем году будут направлены на ключевые социальные программы: социальную защиту населения, здравоохранение, образование, культуру, спорт. И, конечно, приоритетной остается программа развития транспортной системы города, на которую будут направлены 340 миллиардов.Максим РЕШЕТНИКОВ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города:За последнее время Минэкономразвития России неоднократно корректировало прогноз развития страны в сторону ухудшения. Эти изменения прогноза отражают неблагоприятные тенденции развития последних месяцев, этот прогноз сейчас активно обсуждается. Вместе с тем многие эксперты рассматривают даже такую оценку текущей ситуации как неокончательную и излишне оптимистичную.На этом фоне текущие показатели развития города остаются и, уверен, по итогам года останутся на стабильном уровне в сравнении с общероссийскими значениями. Этой стабильности во многом способствует набранная инерция развития города. Дело в том, что Москва раньше других регионов столкнулась с изменением экономической ситуации: мы почувствовали сложности еще полтора-два года назад как в налоговой сфере, так и в экономике в целом. И за это время мы сумели перестроиться и подготовиться. Более того, в текущей ситуации мы видим не только вызовы, но и новые возможности: импортозамещение, открытие внутреннего рынка, ослабление конкуренции иностранных производителей дают шанс для развития новых производств, новых видов бизнеса, новых секторов промышленности в экономике города. Кстати, сама промышленность чувствует себя весьма неплохо. Многие предприятия завершили свои инвестиционные проекты. В этом году мы ожидаем почти двухпроцентного роста промышленности, и это очень неплохо на фоне тех цифр, которые, как мы видим, были у нас в прошлые годы.Наш город обладает очевидными конкурентными преимуществами: избыточными мощностями в инфраструктуре, большими территориями промзон, которые нуждаются в реновации, развитым рынком труда. Наконец, есть наша активная экономическая политика: где, как не в Москве, размещать новый бизнес и развивать новые высокотехнологичные производства?В торговле оптовой и розничной есть две разные ситуации. В рознице наблюдаем некоторое замедление, она оказалась наиболее подвержена влиянию внешнеэкономической ситуации и потребительским настроениям, но сейчас идет активная работа с новыми зарубежными поставщиками, эту задачу как приоритетную нам поставил мэр города. Регионы страны стали активнее включаться в программу продовольственного импортозамещения, кратно выросло число региональных ярмарок, проводимых в Москве. Один из первых системных проектов – открытая в сентябре первая часть агропромышленного кластера, формируются новые логистические цепочки, мы убеждены, что в ближайшее время рынок адаптируется к произошедшим изменениям.Высокая активность наблюдается и в строительстве. В этом году сохраняются большие объемы ввода объектов. На фоне стагнации спроса расширяется предложение, в результате происходит падение арендных ставок. Были опасения экспертов, что введение налога на торгово-офисную недвижимость от кадастра приведет к росту ставок; как мы видим, эти опасения не подтвердились, наши расчеты оказались верными, соответственно бизнес видит, что ставки снижаются. Меняется и структура: растут объемы ввода нежилой недвижимости. Это позитивная тенденция, потому что офисы, торговля – это все новые рабочие места, социальные объекты, транспортная инфраструктура. Тем самым выправляется накопленный в последние десятилетия дисбаланс, когда строительство жилья значительно опережало прирост необходимой городу инфраструктуры, драйвером здесь выступают именно городские инвестиции. Сформированная и рассмотренная на прошлой неделе адресно-инвестиционная программа обеспечена финансированием в полном объеме, это будет существенный драйвер для частных инвестиций.Вместе с тем мы, конечно, не можем закрывать глаза на те риски, которые сейчас существуют в инвестиционном процессе. В основном они касаются новых инвестиционных проектов, частных инвестиций. Сейчас, как никогда остро, стоит вопрос доступности длинных и недорогих инвестиционных денег. Запуск новых проектов будет во многом зависеть от доступности кредита и от того, по какому пути пойдет Центральный банк, как в целом будет развиваться наш финансовый рынок. Мы возлагаем большие надежды на стабилизацию ситуации в финансовой сфере, при этом город со своей стороны делает и дальше будет делать все, чтобы поддерживать благоприятное развитие бизнеса и инвестиционных процессов и в сфере тарифной политики, и в сфере налоговой политики, и в сфере развития конкуренции.Пока же, к сожалению, мы видим, что неблагоприятные тенденции повлияли на финансовый результат предприятий. Если в прошлом году прибыль предприятий у нас снизилась на 20 процентов, то в этом году мы пока наблюдаем десятипроцентное снижение и, конечно, не можем не учитывать такие факторы при формировании бюджета.Что касается доходов населения, то во всех отраслях городской экономики мы наблюдаем рост заработных плат, этот рост опережает прогнозируемый рост инфляции. Надо понимать, что темпы роста заработных плат вместе с тем замедляются, но здесь нужно сделать очень важную оговорку. В последние три года темп роста заработных плат вдвое опережал темпы инфляции. Это хорошо, но есть два «но»: к сожалению, это двукратное превышение сильно опережало рост производительности труда в экономике, рост заработных плат во многом шел за счет крупнейших предприятий, крупнейших национальных корпораций, которые зарегистрированы и находятся в Москве, то есть, по сути, во многом был обусловлен перераспределением ренты. В реальной же городской экономике, конечно, такого уровня заработных плат не было.Дело в том, что доля таких крупных корпораций в средней заработной плате составляет до 15 процентов. Если мы по этому году ожидаем – статистика нам показывает – среднюю заработную плату 60 тысяч рублей, то, конечно, в секторе реальной городской экономики – в городском хозяйстве, в строительстве, в социальной сфере, если мы возьмем малое предпринимательство, – в целом заработная плата будет чуть выше 50 тысяч рублей. Поэтому, конечно, зарплаты будут расти, но уровень, на который все ориентируются, должен учитывать реальный уровень заработных плат в экономике, а не их уровень в крупнейших компаниях.Во многом уровень жизни и показатель заработных плат и в целом доходов населения зависит от показателя инфляции. Существенное влияние на уровень инфляции оказывает девальвация рубля. С начала года она уже составила более 20 процентов. При этом, по расчетам экономистов, один процент девальвации рубля дает рост инфляции от 0,13 до 0,20 процента. Для Москвы этот показатель несколько выше, потому что у нас традиционно выше доля импорта в потребительской корзине. Поэтому в Москве в этом году мы ожидаем уровень инфляции восемь процентов с последующим снижением в среднесрочной перспективе. Очень многое будет зависеть от проводимой денежно-кредитной политики и от тех решений по тарифам, которые будут приняты на федеральном уровне относительно ключевых энергоресурсов. При этом, безусловно, ситуацию не стоит рассматривать как проблемную. В последние годы мы активно внедряли и внедрили механизмы адресной поддержки населения, наша система социальной защиты способна нивелировать те колебания инфляции, которые сейчас могут сложиться.Прогноз традиционно формируется в консервативном и оптимистическом варианте, много бывает сломано копий, какой вариант брать за основу. Но известно, что в этот раз у нас практически не было споров: конечно, мы сформировали доходы бюджета на основе консервативного сценария, потому что в условиях такой существующей неопределенности, которая, к сожалению, крайне высока, мы просто не имеем возможности поступить иначе.Коротко о существующих рисках, которые были учтены при формировании доходной части бюджета. Первое: мы ожидаем некоторого уменьшения поступлений по налогам и прибыли в 2015 году. Ключевая тема здесь – снижение объемов налогооблагаемой прибыли по причине ухудшения общей экономической ситуации. Более того, объем поступлений по налогам и прибыли в последние годы снизился из-за изменения налогового законодательства, определенное негативное влияние окажет и планируемое повышение налогообложения фонда оплаты труда. Это тоже себестоимость, это тоже уменьшение налогооблагаемой прибыли.Несмотря на общий благоприятный фон и рост заработной платы, конечно, сохраняются и риски замедления поступлений от налога на доходы физических лиц. Это связано с замедлением темпов роста заработных плат, мы не ожидаем, что будут в таком объеме реализованы бонусные выплаты сотрудникам крупнейших корпораций, тревожит усиление налогообложения фонда оплаты труда, это дополнительные риски.Сдерживающий фактор роста поступлений по налогам на имущество компаний – исключение движимого имущества из объектов налогообложения. В то же время благоприятный фактор, который поддерживает уровень этого налога, – переход к налогообложению недвижимости компаний от кадастровой стоимости. При этом замечу, что Москва, конечно, активно ищет новые источники поступлений в бюджет, но в то же время сама налоговая нагрузка остается на безопасном для развития бизнеса уровне, о чем свидетельствует темп роста налоговых доходов. У нас уже три года рост налоговых доходов существенно отстает даже от темпа роста инфляции, то есть мы понимаем, что это для бюджета очень непросто, значит, бизнес соответственно получает некую передышку.Несмотря на указанные трудности, все принятые социальные обязательства будут в полном объеме выполнены и инвестиционная составляющая бюджета остается, но в то же время очень важно сказать, что развитие города зависит не только от бюджета. У нас в государственные программы включены мероприятия, которые реализуются и за счет средств федерального бюджета, и за счет частных инвесторов, внебюджетных фондов, средств бюджетных учреждений. Поэтому расходы, которые направляются на те или иные цели, нельзя выдергивать сами по себе и рассматривать вне общего контекста. Надо их смотреть вместе с расходами внебюджетных фондов, со средствами бюджетных учреждений, крупнейших корпораций и инвесторов.Решать проблемы в условиях высоких темпов развития экономики и роста доходов бюджета, как правило, просто. Добиваться же целей развития в условиях умеренного роста доходов уже значительно сложнее. Но ситуация была непростой, и в прошлом году время показало, что у нас выработан достаточный набор механизмов и инструментов управления, для того чтобы обеспечить развитие города в любой ситуации.Елена ЗЯББАРОВА, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов:Проект трехлетнего бюджета Москвы на 2015 год и на период 2016-2017 годов формировался в очень непростой экономической ситуации, что обусловлено внешними для города факторами. Основной задачей в формировании бюджета в этой сложной обстановке была реализация определенных Правительством Москвы долгосрочных приоритетов в бюджетной политике. Такими безусловными приоритетами стали социальная направленность бюджета и обеспечение устойчивости бюджетной системы города.Для достижения этих приоритетов запланирована серьезная работа, связанная с реализацией прав Москвы по увеличению доходов, а также по сдерживанию и повышению эффективности бюджетных расходов. Подготовка проекта бюджета осуществлялась в соответствии с прогнозом социально-экономического развития, с учетом оценки ожидаемого исполнения бюджета в текущем году, были учтены изменения федерального законодательства, в первую очередь налогового.Бюджет города уже четвертый год будет иметь программный характер. При этом доля средств, направляемых на финансовое обеспечение государственных программ, увеличивается. В 2014 году показатель доли государственных программ составляет 91,5 процента, с 2015 года будет составлять более 92 процентов, то есть еще большая часть средств увязывается с реализацией важнейших целей социально-экономического развития Москвы.90 процентов доходов бюджета города, как и прежде, приходится на налоги, поступления налоговых доходов в бюджет на плановый период составят в 2015 году 1 триллион 337 миллиардов, в 2016-м – 1 триллион 387 миллиардов и в 2017-м – 1 триллион 453 миллиарда рублей. Наибольший удельный вес в объеме налоговых доходов занимают федеральные налоги: налог на доходы физических лиц, доля которого начиная с 2015 года превысит 50 процентов в структуре, и налог на прибыль организаций, который составляет одну треть налогов в 2013 году с тенденцией уменьшения в структуре доходов на последующие годы.Напомню, что еще совсем недавно, до 2013 года, налог на прибыль был опорным, основным налогом в структуре доходов нашего бюджета. Доля региональных местных налогов в объеме налоговых поступлений составляет порядка десяти процентов. При формировании доходной части бюджета учтены федеральные новации. Это:- снижение в среднем на 40 процентов ставок акцизов на нефтепродукты с одновременным увеличением норматива зачисления в бюджет субъектов Российской Федерации этого налога с сегодняшних 72 до 100 процентов, то есть весь налог будет поступать в бюджет города;- изменение порядка начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, учтенное в налоге на прибыль. При формировании доходной части приняты во внимание и другие федеральные новации.Объем неналоговых доходов столичного бюджета составляет 149 миллиардов в 2015 году, в 2016 году составит 150, в 2017 году – 153 миллиарда рублей. Это тоже соответственно порядка десяти процентов в общем объеме доходной части бюджета.В качестве главного хочу выделить социальную направленность бюджета города. Ассигнования на социальную поддержку граждан, деятельность и развитие систем образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта составляют 53 процента расходов бюджета, обеспечено в бюджете выполнение всех социальных обязательств перед жителями Москвы. Так, на выплату пособий и компенсаций в предстоящие три года будет направлено более 500 миллиардов рублей. Сюда же надо прибавить и предоставление мер социальной поддержки в такой форме, как оплата коммунальных услуг, оплата услуг связи, оплата проезда на транспорте, обеспечение отдельных категорий граждан товарами и услугами первой необходимости. Это еще 33 миллиарда в расчете на три года.Несмотря на трудную экономическую ситуацию и ограниченность финансовых ресурсов, в бюджете предусмотрены средства и на развитие города. 23 процента общего объема расходов планируется направлять ежегодно на финансирование адресной инвестиционной программы, то есть на развитие транспорта, строительство объектов социального назначения, жилья, здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты и спорта. Все это будет способствовать дальнейшему развитию города и созданию комфортных условий для жизни москвичей.Основную долю финансирования адресной инвестиционной программы, более 70 процентов, составляют расходы на транспортную инфраструктуру, без чего нельзя обойтись в условиях Москвы.Я не буду подробно останавливаться на показателях финансирования каждой из государственных программ, но все же есть одна небольшая ремарка относительно возросших объемов финансирования государственной программы по развитию индустрии отдыха и туризма: начиная с 2015 года в рамках данной программы будет реализовываться комплексный проект благоустройстваНа реализацию комплексного проекта благоустройства улиц, городских общественных пространств «Моя улица» предусмотрены средства: в 2015 году порядка 37 миллиардов рублей, на 2016-2017 годы – по 32 миллиарда. Это не новые, не дополнительные средства, а централизация ресурсов в рамках одного мероприятия, которая позволит в едином комплексе и более эффективно осуществлять работу по ремонту фасадов зданий, благоустройству магистралей, улиц, городских общественных пространств, проводимую сегодня в рамках нескольких государственных программ.Подчеркну, что вопросы финансового обеспечения каждой из государственных программ рассматриваются перед подготовкой бюджета на заседании бюджетной комиссии под председательством мэра Москвы. Особое внимание Правительство Москвы в сегодняшней ситуации уделяет обеспечению устойчивости бюджетной системы города. Да, бюджет дефицитный, но запланировано последовательное сокращение дефицита по годам: в 2015 году он составит 147 миллиардов; в 2016 году – 128 миллиардов; в 2017 году – 113 миллиардов. Важнее даже не абсолютные, а относительные показатели процентов дохода к собственным доходам бюджета. Относительное значение в 2015 году – чуть ниже десяти процентов; в 2016-м – 8,3 процента; в 2017-м – семь процентов, что ниже ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.Одним из источников финансирования дефицита бюджета будут заемные средства, но фактический объем заимствований будет определяться по результатам исполнения бюджета, его потребностью в источниках финансирования, а также, безусловно, с учетом текущей конъюнктуры российского долгового рынка. Но даже при предельных величинах, предусмотренных программой государственных заимствований на предстоящие три года, объем государственного долга на конец 2017 года составит порядка 22 процентов от объема собственных доходов бюджета, что также ниже границы устойчивости, установленной Бюджетным кодексом для этого показателя.С учетом изложенных подходов определены значения основных характеристик бюджета: доходы, расходы, дефицит. Таким образом, законопроект соответствует нормам бюджетного законодательства, приоритетам бюджетной политики Правительства Москвы и сбалансирован по финансовым показателям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте