search
main
0

Быть инженером, врачом, юристом хорошо

А экономистом - лучше

Высшее образование выступает важнейшим социальным лифтом, помогающим человеку повысить свой социальный статус, занять более престижное положение в социальной структуре общества. Кроме того, на современном рынке труда работодатель отдает предпочтение тому соискателю, кто обладает более качественным высшим образованием.

 

В сложившихся условиях особую востребованность в национальной экономике приобретают профессии инженерной и технической направленности. Однако и гуманитарное направление не теряет своей актуальности. Сейчас уже практически не осталось высших образовательных учреждений, в которых бы не было таких направлений, как «Экономика», «Социология». При этом специализироваться на научных дисциплинах могут и непрофильные вузы (педагогические университеты, технические и творческие вузы). В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом. Как же сегодня подготовить современных школьников к получению высшего образования, к выбору актуальной профессии в области социально­гуманитарных наук с учетом реальных потребностей рынка труда?

Особое место в системе столичного образования играет проект «Академический класс в московской школе», который объединяет усилия учителей московских школ, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования и науки города Москвы, научных организаций и вузов. В рамках этого проекта развивается социально­экономический профиль, где широко изучаются математика, английский язык, обществознание. Данный проект включает в себя систему специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. В рамках «Академического класса» осуществляется тесная кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Стоит отметить, что школа №1551 является базовой для Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. В учебном плане для учеников 10‑го «А», 11‑го «А» классов (социально­экономического профиля) раз в неделю предусмотрен учебный день в университете, в ходе которого старшеклассники осуществляют погружение в такие дисциплины, как «Основы финансовой грамотности», «Экономика», «Решение финансовых задач». Благодаря активному сотрудничеству с преподавателями ученики школы №1551 показывают стабильно высокие результаты участия в предпрофессиональном конкурсе «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал», что придает им уверенности в своих предпрофессиональных компетенциях, создает благоприятную психологическую основу для дальнейших испытаний в рамках ГИА­11 и дает дополнительные баллы при поступлении в вузы.

Ученики академического класса (группы социально­экономической направленности) под руководством опытных педагогов школы ежегодно принимают участие в открытой городской научно­практической конференции «Наука для жизни» по направлениям «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности», «Многообразие науки» и становятся победителями и призерами по таким тематическим секциям, как «Общественно­научные предметы», «Психология и когнитивные науки», «Экономика». Высокая результативность объясняется тем, что образовательные программы академических классов знакомят учащихся с применением научных знаний и результатов научных исследований в изучении проблем реальной жизни и основаны на погружении в научно­исследовательскую (проектную) деятельность для осознанного выбора современных профессий в наукоемких отраслях экономики.

Обучающиеся уделяют серьезное внимание и другим интеллектуальным конкурсам. В рамках олимпиадного движения ребята участвуют не только во Всероссийской олимпиаде школьников, Московской олимпиаде школьников, но и в вузовских олимпиадах. За последнее время школьники стали призерами в многопрофильной олимпиаде под эгидой Финансового университета при Правительстве Российской Федерации «Миссия выполнима. Твое призвание ­ финансист!», крупнейшем интеллектуальном состязании «Высшая проба», Всероссийском конкурсе сочинений «Своими словами». Тесное сотрудничество «вуз ­ школа» продолжается и в процессе посещения «Университетских суббот», открытых мероприятий, например лекториев Высшей школы экономики для школьников. Уникальным является проект «Учитель­партнер» факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Участие в нм открывает учителям и ученикам школы доступ к ресурсам университета: обучающим ­ к профориентационным мероприятиям, включая подготовку учеников к выполнению олимпиадных заданий в рамках онлайн­школы факультета, педагогам ­ к курсам повышения квалификации, методическим материалам.

Не остаются в стороне от саморазвития и совершенствования педагоги, работающие в профильных классах. В текущем учебном году учителя представили свою разработку ­ практико­ориентированный экскурс «Вдоль по улице Свободы» ­ на городском конкурсе лучших педагогических практик реализации предпрофессионального образования. В рамках городского проекта педагоги систематически проводят открытые занятия, на которые на портале profil.mos.ru могут зарегистрироваться обучающиеся из других образовательных организаций. Так, интерактивная лекция по теме «Платежные инструменты» позволила рассмотреть особенности различных видов платежных средств и практические советы по их ответственному и эффективному использованию, а квест «Антикоррупционное мировоззрение: человек и закон» помог в одновременном формировании правовой и финансовой культуры подрастающего поколения.

Можно отметить, что проект «Академический класс» создает необходимые условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ, расширяет возможности социализации школьников, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Экономическая направленность в профильной школе остается по­прежнему важным трендом современного образования. Грамотные финансисты, управленцы, маркетологи и социологи востребованы в различных отраслях экономики. И такие магистральные сферы, как космическая и оборонная промышленность, искусственный интеллект и робототехника, IT­сфера и биотехнологии, не могут сегодня обойтись без профессиональных инновационных и антикризисных менеджеров, аналитиков, специалистов по бюджетированию и в области экономической безопасности, и управления информацией. В условиях сложной геополитической ситуации и западных санкций особое значение для российского государства приобретают профессионалы в области международных финансов, инвестиций и международного энергетического сотрудничества.

Реализация социально­экономического профиля в школе в таком виде позволяет подготовить мотивированных на получение профессий в наукоемких и высокотехнологических отраслях экономики выпускников, которые смогут уже в ближайшем будущем обеспечить модернизацию отечественной экономики и создать необходимые условия для устойчивого опережающего экономического развития и экономического прорыва России в XXI веке. Вот почему быть инженером, врачом, юристом хорошо, а экономистом ­ очень важно!

 

Татьяна АНИКЕЕВА, учитель обществознания школы №1551, ведущий эксперт ЕГЭ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте