Цели урока: – показать Ф. М. Достоевского как писателя и человека; – раскрыть художественный мир писателя; – развивать исследовательские навыки учащихся.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Ход урока
На классной доске – цитаты:
«…человек, который весь борьба».
(Л.Н.Толстой)
«…быть человеком между людьми и остаться им навсегда».
(Ф.М.Достоевский)
I. Вступительное слово учителя о писателе.
На экране портрет Ф.М.Достоевского (гравюра художника В.А.Фаворского, 1929 год).
Май 1847 года. Четыре часа утра. Светлая петербургская ночь. В комнату Ф.Достоевского врываются Д.В.Григорович и Н.А.Некрасов, бросаются к нему и начинают обнимать. Оба в совершенном восторге, сами чуть не плачут. Оказывается, всю ночь они читали вслух рукопись его романа «Бедные люди».
В тот же день Некрасов передал рукопись В.Г.Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!» – «У вас Гоголи-то как грибы растут»,- строго сказал ему Белинский, но рукопись взял. Когда же Некрасов опять зашел к нему вечером, критик в сильном волнении воскликнул: «Приведите, приведите его скорее!» Белинский встретил Достоевского приветливо, поздравил его, долго с ним беседовал. На прощание критик сказал: «Вам правда открыта и возвещена как художнику… Цените же ваш дар и оставайтесь верным, и будете великим писателем».
В.Г.Белинский не ошибся: Достоевский действительно оказался гением, он вывел русскую литературу на мировой уровень. По словам А.М.Горького, «гениальность Достоевского неоспорима, по силам изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру».
Как пришел Достоевский в литературу? Как сложилась жизнь писателя? Каким образом складывалась его творческая судьба? Что повлияло на формирование мировоззрения писателя? Какую роль он сыграл в развитии русской литературы? Почему и сегодня так велик интерес к его творчеству? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить.
II. Учитель вместе с учениками прослеживает жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского. Под руководством учителя ребята выполняют исследовательскую работу.
Задания между школьниками были распределены заранее. Класс был разделен на 5 групп. Каждая группа по рекомендации учителя изучила источники – исследовательские работы о жизни и творчестве писателя, критические статьи – и подготовила сообщения. С каждой группой педагог работал отдельно: уточнял список используемой литературы, знакомился с первоначальным вариантом текстов, давал рекомендации по их улучшению. В итоге каждая группа, достаточно глубоко изучив все источники по своему вопросу, выбирала выступающего на уроке.
На уроке сообщения учащихся органически включаются в нужный момент в рассказ учителя. Выслушав сообщение, учитель уточняет его, дополняет и делает обобщения. Так в течение урока вырисовывается целостная картина жизни и творчества писателя.
По ходу беседы составляется опорная хронологическая таблица. Она помогает ребятам не просто запомнить факты жизни и творчества писателя, но и зримо проследить эволюцию его мировоззрения.
Жизненный и творческий путь писателя условно делится на пять этапов:
1. 1821-1843 годы.
Детство и юность. Учеба в частном пансионе и в Главном инженерном училище. Становление личности.
2. 1843-1849 годы.
Служба в инженерном корпусе Инженерного департамента. Выход в отставку. Литературный дебют: выход в свет романа «Бедные люди», повестей «Двойник», «Белые ночи». Сближение с В. Белинским, разрыв с ним. Посещение кружка
М. В. Петрашевского. Увлечение идеями социалистов-утопистов.
На экране портрет молодого Достоевского (рисунок К. Трутовского, 1847 год).
3. 1849-1859 годы.
Арест. Заключение в Петропавловскую крепость. Обряд казни на Семеновском плацу. Четыре года каторги, шесть лет военной службы. Перелом в мировоззрении. Возвращение к литературной деятельности.
На экране:
– обряд казни петрашевцев на Семеновском плацу (рисунок Б.Покровского, 1849 год);
– картина художника К.Померанцева «Достоевский в остроге Омской тюрьмы», 1862 год;
– фотография Ф.М.Достоевского в форме унтер-офицера, 1858 год.
4. 1859-1871 годы.
Переезд в Тверь, затем в Петербург. Издание журналов «Время» и «Эпоха». Поездки за границу. Повесть «Записки из мертвого дома», романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Игрок», «Идиот».
На экране фотография
Ф. М. Достоевского, 1861 год.
5. 1871-1881 годы.
Редактор журнала «Гражданин». Романы «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
На экране фотография
Ф. М. Достоевского, 1876 год.
Итоги проделанной работы на уроке отражает опорная таблица.
III. Закрепление изученного.
1. Назовите факты из жизни писателя, которые оказали решающее влияние на формирование личности будущего писателя.
2. Каковы истоки стойкости и мужества Достоевского в ходе следствия и обряда казни? Что могло способствовать формированию такого характера?
3. Какие изменения произошли во взглядах Достоевского на каторге? Чем объяснить проявление могучей силы духа писателя в годы каторги и ссылки?
4. Какое содержание вкладывает Достоевский в слова «…быть человеком между людьми и остаться им навсегда»?
5. Какие факты жизни и деятельности Достоевского свидетельствуют, что он всеми силами стремился помочь превращению России «в царство мысли и света»?
IV. Заключительное слово учителя.
На экране портрет Ф.М.Достоевского работы художника В.Перова.
Начав как ученик Гоголя в
40-е годы, уже в 60-е годы Ф.М.Достоевский стал одним из величайших мыслителей России. Велика его роль в жизни русского общества, неоценим вклад в русскую литературу.
Ф.М.Достоевский неотступно бился над коренными вопросами своего времени, которые были и остаются «вечными», – о будущем родной страны, ее даровитого народа, о счастье человека и человечества. Поэтому и сегодня он остается удивительно современным писателем.
В нем совесть сделалась пророком и поэтом,
И Карамазовы и бесы жили в нем, –
Но что для нас теперь сияет мягким светом,
То было для него мучительным огнем.
И.П.Анненский
V. Домашнее задание.
1. Уточнить и дополнить хронологическую таблицу о жизни и творчестве Достоевского.
2. Перечитать романы Достоевского «Бедные люди» (1-я группа), «Униженные и оскорбленные» (2-я группа) и «Идиот» (3-я группа) и подготовиться к беседе по вопросам:
Попробуйте кратко и просто изложить сюжет произведения. Как автор изобразил судьбу главных героев?
Попытайтесь построить систему образов произведения. Как складываются взаимоотношения героев в произведении?
Как вы поняли основную мысль произведения? Кто из героев и каким образом выражает взгляды самого автора?
Какое впечатление произвело на вас произведение? Какие чувства возникли у вас при его чтении?
Николай МИХЕЕВ, учитель русского языка и литературы Кужмаринской средней школы
Советский район, Республика Марий Эл
Комментарии