Когда говорят о жизни школы, то в основном имеют в виду ее содержательную составляющую, межличностные отношения, внеклассные мероприятия и так далее. Но есть еще одна сторона этой жизни – техническая. Для того чтобы учиться и общаться было комфортно, в кабинетах должен гореть свет, в кранах течь вода, а батареи должны быть теплыми. А ведь за услуги, предоставляемые ресурсными организациями, нужно платить немалые деньги. Но минимизировать эти расходы нужно и можно. Например, в Петербурге есть опыт заключения школами и детскими садами энергосервисных контрактов, в рамках которых модернизируются системы отопления и освещения, что позволяет существенно экономить бюджетные деньги.
Расширение практики заключения таких контрактов на территории Санкт-Петербурга является одним из ключевых направлений деятельности Центра энергосбережения, подведомственного Комитету по энергетике и инженерному обеспечению. ЦЭС как координатор данного рода мероприятий ведет активную разъяснительную работу для специалистов и руководителей бюджетных учреждений, сопровождает весь процесс, начиная с предварительного обследования и заканчивая мониторингом итогов реализации. Кроме того, учреждение привлекает к взаимодействию энергосервисные компании, финансовые организации и производителей энергоэффективного оборудования.
Как сообщили в ЦЭС, на сегодня в городе уже заключено 42 энергосервисных контракта. Из них: в системе среднего образования – 26, в системе дошкольного образования – 12, в учреждениях здравоохранения – 4.
Готовность руководителей учреждений заключать энергосервисные контракты в подавляющем большинстве случаев зависит от их понимания самого предмета энергосервиса. Данный вид контрактов, по своей сути, сравнительно новое явление в стране. Практика их реализации только набирает обороты. Пока большинство руководителей просто не хотят быть пионерами этого движения. Поэтому очень важна системная просветительская работа, направленная на разъяснение особенностей реализации энергосервисных проектов.
Что же такое энергосервисный контракт? Это уникальный инструмент привлечения внебюджетного финансирования в энергосберегающие проекты бюджетной сферы, в частности социальной. Какие преимущества появляются при участии образовательных организаций в энергосервисном проекте, можно рассмотреть на примере одного района. Так, в Калининском районе Санкт-Петербурга 10 школ и 9 детских садов заключили 21 энергосервисный контракт на сумму 84,5 миллиона рублей. Механизм энергосервиса позволяет привлекать внебюджетные средства на комплексную модернизацию систем отопления и освещения, а возврат инвестиций гарантировать за счет экономии энергоресурсов после установки энергоэффективного оборудования.
Что при этом получает организация? Более высокое качество услуг сразу после монтажа оборудования и экономию на оплате электрической энергии от 40 до 60%, на оплате тепловой энергии – от 15 до 30%. В рамках энергосервисных контрактов образовательные организации (школы, детские сады) не тратят на реализацию энергосервиса бюджетные средства.
В Калининском районе в рамках энергосервиса в 10 учреждениях уже проведена модернизация системы отопления (установлены узлы автоматического погодного регулирования), в 2 – заменены светильники в системах внутреннего и наружного освещения на энергоэффективные аналоги, в 9 – проведена комплексная модернизация систем отопления и освещения. Установка устройств погодного регулирования на объектах бюджетной сферы не только приносит ощутимый энергосберегающий эффект, но и позволяет обеспечить в школах и детских садах оптимальный тепловой комфорт и минимальные колебания температуры в помещениях в соответствии с требованиями СанПиН, поскольку температура воздуха напрямую влияет на самочувствие детей.
На весь срок действия энергосервисного контракта ответственность за надлежащую работу установленного в рамках такого контракта оборудования лежит на исполнителе контракта – энергосервисной компании.
При этом энергосервисным контрактом предусмотрены этапы достижения экономии, которые составляют обычно один месяц. По прошествии этого периода определяется размер достигнутой экономии, то есть сравниваются показатели потребления до внедрения энергосберегающих мероприятий и, соответственно, после внедрения. Причем сравниваются аналогичные периоды прошлого и текущего месяцев. Сам процесс определения фактически достигнутой экономии в обязательном порядке указан в контракте. ЦЭС также предлагает бюджетным учреждениям свою квалифицированную помощь в верификации достигнутого по контракту эффекта экономии, другими словами, экспертизу отчетных документов (актов достигнутой экономии) на предмет корректности расчетов по определению этого эффекта.
Что касается использования сэкономленных средств, то они могут направляться в том числе и на увеличение годового фонда оплаты труда работников образовательной организации.
Комментарии