Всем известно, что бумага – один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить в школе. Однако используется в учебном процессе она явно недостаточно. В чем дело? Несомненно, и в том, что сверхмалые накладные расходы конструкторского и художественного творчества из бумаги проявляют недоработки в самой интересной и в то же время интеллектуально сложной и трудоемкой творческой и методической составляющей организации игры, учебы и работы с бумагой.
Эти недоработки связаны и с тем, что по обычаю, заведенному с 30-х годов прошлого века, советские, а по наследству и российские школы получали задания побыстрее и побольше подготовить будущих студентов технических вузов, хорошо знающих физику, химию, математику. Во многих странах мира в те годы еще бытовали устаревшие снобистские теории о якобы особом, элитном характере умственного труда. Конечно же, обществу интересны полезность и определяемая квалификацией производительность, качество, надежность трудовых усилий человека, а не то, какая рекламная шумиха раздута вокруг названия его профессии. К примеру, изобретательности, организованности, терпению и настойчивости станочника высшей квалификации могут по-хорошему позавидовать многие инженеры и научные сотрудники. Недаром про таких умельцев издавно ходят легенды в профессиональной среде, а в народе слагают сказки про мастеров золотые руки…
Понятен и печален итог такого педагогически неграмотного и недальновидного подхода – количество рабочих высшей квалификации в России ныне в 8-11(!) раз ниже, чем в ведущих странах Европы и Америки (5 и 38-55% соответственно), неконкурентная в силу этого промышленность, строительство зачастую не в состоянии (даже при наличии финансов) воспринять новейшие научные разработки, и подготовленные с таким трудом те же физики и математики оказываются годными разве что на подготовку себе смены да на экспорт, нередко на кабальных условиях. Мы почти привыкли, что на строительстве сложных объектов в России трудятся финские, турецкие, югославские строители, давно обогнавшие по умелости выпускников нашей школы с ее непомерной увлеченностью абстрактными предметами – от математики до филологии.
Таково одно из исторических объяснений сегодняшнего крайне неудовлетворительного положения с деятельностной составляющей народного просвещения в нашей стране. Между тем такие методики как, к примеру, складывание из бумаги (оригами), включены в программу всех школ и детских садов одного из интеллектуальных и технологических лидеров мира – Японии, все больший интерес к этому направлению проявляется в странах Северной и Латинской Америки, Европы. Итоги многолетних исследований, подтвержденных и в России специалистами Омского и Ростовского университетов, говорят, что занятия оригами создают природосообразные, а значит, эффективные и не опасные для здоровья условия для быстрого естественного роста целого букета природных способностей детей – внимания, памяти, мышления, воображения. Один из итогов – увлекательное, а потому быстрое, “незаметное” и менее накладное созревание способностей детей, уменьшение внутренней тревожности и избавление от неврозов, а значит, и повышение интереса и успешности учебы.
Надежда на то, что здравый смысл в устройстве школы все же возобладает (иначе скоро и от Африки отстанем), воодушевляет целый ряд педагогов на инициативную разработку деятельностных подходов в работе с бумагой. Возможно, особый интерес здесь могут представлять программы, разработанные специалистами по оригами.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В 1995 году в рамках интегрированного предмета “Технология” нами была предложена индивидуальная программа по курсу “Бумажное моделирование” (оригами), рассмотренная и утвержденная в том же году окружным Управлением образования САО г. Москвы.
Курс охватывает всевозможные техники работы с бумагой – от простого складывания листа в технике оригами до формирования выкроек- разверток выпуклых и звездчатых многогранников и других моделей на их основе, аппликацию, папье-маше и прочие.
Исследования отечественных [1] и зарубежных ученых говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.
Программа по курсу “Бумажное моделирование” состоит из четырех разделов: “Оригами”; “Жесткое конструирование”; “Бумагопластика”; “Фантазия”.
Цели программы:
1. Личностная. По итогам имеющихся исследований, занятия бумажным моделированием способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности: восприятия (целостности и структурности образа); внимания (концентрации и устойчивости); памяти (зрительной и кинестетической); мышления (пространственного, креативного). Мы ставим себе целью всемерно способствовать произрастанию указанных качеств.
2. Профессиональная. Освоить приемы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего.
3. Общекультурная. Предметно обсудить понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. Отметить связи с архитектурой и дизайном, технологией и моделированием самых разнообразных предметов человеческой деятельности.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. Подготовка подробного учебного плана с учетом необходимого разнообразия и доступности техники выполнения моделей, постепенного нарастания их сложности и трудоемкости, доступного бюджета времени на занятия.
2. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, выкроек-разверток, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).
3. Обеспечение тематической литературой занимающихся (прежде всего через школьную библиотеку).
4. Обеспечение цветной и обычной бумагой в наборе, клеем и другими расходными материалами.
5. Коллективное и индивидуальное участие детей в тематических выставках, смотрах, конкурсах, олимпиадах, оформление заявок на новые изобретения детей.
6. Непрерывное самообразование и творческая работа педагога (знакомство с новинками тематической литературы, а по возможности – и непосредственное общение с ведущими специалистами).
7. Передача опыта заинтересованным в этом преподавателям и любителям бумажного моделирования через семинары повышения квалификации, статьи в ж/л “Оригами” и других изданиях, книги и т.п.
Программа рассчитана на 1 год. Она составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Поэтому программа может быть предложена для детей разных возрастов – от 3-го класса до 9-го. Она развивается “по спирали”, т.е. основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для детей всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания. Так, если, например, для третьеклассника задание про кубик оканчивается составлением выкройки кубика и формированием самой модели, значит то же самое задание для пятиклассника предполагает выполнение этой же модели в разных техниках, с плоскими, рельефными или ажурными гранями. А старшие ребята тему кубика развивают уже в пространстве (построение пространственных решеток и т.д.).
Таким образом, по этой программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения. Если малыши только осваиваются с карандашом, линейкой и ножницами, то старшие ребята уже применяют элементы черчения и геометрии. Если малыши работают по готовым выкройкам-разверткам, то старшие ребята сами составляют выкройки-развертки.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом: четыре основные техники работы с бумагой соответствуют четырем четвертям обычного учебного года (самая простая техника, оригами, – в первой четверти, а самая сложная, фантазия, – в последней четверти); учебные занятия групповые, проводятся по два часа два раза в неделю за одним большим общим столом; учебные группы формируются по возрасту; учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий (в начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой, а затем – в зависимости от конкретного выбора заданий учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель с какой-то определенной группой или воплощают в жизнь свое индивидуальное решение).
Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие: в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении); знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при работе; обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвященными тематике раздела; знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей; обеспечение готовыми выкройками-развертками, модулями или другими деталями для занятий; объяснение и показ основных приемов работы, выявление общих и универсальных деталей.
Воспитательный процесс организован следующим образом: путем совместного обсуждения с ребятами возможного применения отдельных моделей или композиций из них, определение места каждого ученика в этой общей работе (или роли “солиста”: ученик делает одну какую-то модель от начала до конца самостоятельно, или роли участника общего “хора”: каждый участник работы выбирает интересную и посильную ему группу деталей и тоже выполняет ее самостоятельно); путем поиска аналогий с занятиями по другим предметам (например, по теме “модульное оригами” из модуля делаем пушкинского ученого кота, который сейчас же потребует своего особого антуража – дуба с резными листочками, золотую цепь и т. д.; при этом ученики вспоминают стихи, откуда взята цитата, как заглавие выполняемой композиции; все стихотворение с массой других ярких образов дает толчок к созданию следующих отдельных моделей или целых композиций); путем выявления моментов применения в быту полученных навыков, знаний и умений; через умение сложить из подручных материалов моделей, необходимых им здесь и сейчас (например, стаканчик для воды, пилотку, коробочку для мусора, коробочку для красок, для салфеток на праздничном столе, вазы, блюда для печенья и фруктов).
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Учебная программа рассчитана на 132 часа. В структуру программы входят элементы: теория техники моделирования; практические задания; знания, с которыми ученики знакомятся в процессе обучения; умения и навыки, которыми ученики овладевает при применении полученных знаний; техническое задание, упражнения и практические задачи, которые ребята выполняют, применяя полученные знания, умения и навыки; наглядные пособия и оборудование; межпредметные связи.
Программа на год предусматривает следующее распределение часов:
1. Оригами – 32 часа, в том числе 6 часов на теорию и 26 на практику.
2. Жесткое конструирование – 40 часов, в том числе 34 часа на практику.
3. Бумагопластика – 28 часов, в том числе 24 часа на практику.
4. Фантазия (смешанная техника) – 32 часа, в том числе 26 часов на практику.
Дмитрий ГОНЧАР,
Валентина ГОНЧАР
Москва
Электронная почта: origami@pochtamt.ru
Окончание в следующем номере.
Комментарии