search
main
0

Бумага или CD-ROM Что безопаснее?

В соответствии с Законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” образовательная деятельность относится к потенциально опасной для здоровья. Статистика это подтверждает. По данным проведенной в прошлом году диспансеризации, 54 процента школьников имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья. В основном это заболевания пищеварительной системы, органов зрения, нервной и эндокринной систем.
Цифры свидетельствуют: основной скачок роста заболеваемости за последние несколько лет – на 20 процентов – приходится именно на школьный возраст, то есть с 7 до 18 лет. Существуют три группы здоровья (основная, подготовительная и специальная), по которым распределяют учеников в классе. Так вот, число здоровых детей (составляющих основную группу) за последние 20 лет сократилось в полтора раза при том, что специальная группа увеличилась почти вдвое.

Близорукость называют болезнью века, что вполне объяснимо при натиске компьютеризации. Медики подсчитали: школьная миопия начинается с 1-3 процентов у первоклассников и доходит до 25 процентов у выпускников. Замечу, что термин “школьная миопия” употребляется в медицинских справочниках вполне официально.
Разумеется, констатация фактов и подведение статистических итогов не улучшат здоровье школьников. К счастью, медики это понимают. Центры Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) ведут непримиримую борьбу с “компьютерным хламом”, который заполонил сегодня российские школы. Министерство здравоохранения располагает точными данными: в 2002 году 38 процентов школьных компьютеров не соответствовали санитарным нормам по электромагнитному излучению. Для сравнения: в 2001 году санинспекторы забраковали 49 процентов школьных персоналок из-за повышенного уровня ЭМИ. Таким образом, за год количество “излучающих” машин сократилось на 11 процентов.
Если подобная тенденция сохранится, то через четыре года в школах таких машин вообще не останется. Однако это только теоретическое предположение. Так называемые добрые шефы, освобождаясь от старых персоналок, благополучно сбывают их в детские учреждения, не заботясь о безопасности. Директора, разумеется, с превеликой благодарностью принимают подарки, помпезно открывают компьютерные классы, не догадываясь, что в праздничной упаковке завернута мина замедленного действия. Сам собой напрашивается вполне логичный вопрос: почему в школах устанавливают непроверенные машины, подвергая детей неоправданному риску?
Возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, служба Госсанэпиднадзора борется за здоровье детей, но, с другой, далеко не всем школам эта борьба по карману. Ведь замер электромагнитного излучения одного компьютера, к примеру в Москве, стоит 1400 рублей. А в классе как минимум десять машин.
Таким образом, ЦГСЭН из стражей гигиенического порядка превращаются в неких рантье, которых проще, а точнее – дешевле, обойти стороной. Однако при чем тут дети? Повышенное электромагнитное излучение способствует утомляемости ребенка, потере зрения и развитию целого спектра заболеваний, в том числе – нервных. Разве не прямая обязанность ЦГСЭН препятствовать этому?
В свою защиту центры приводят малоубедительный довод: школа и сама в состоянии провести лабораторные исследования. Каким же образом? – хотелось бы знать. Ни директор, ни тем более учительница математики, преподающая по совместительству программирование, не умеют, да и не должны уметь проводить замеры электромагнитного излучения.
Проконсультировавшись у специалистов по неионизирующим излучениям, могу сказать, что замер ЭМИ – дело весьма сложное. Электромагнитное поле, которое излучает экран монитора, характеризуется двумя составляющими: электрической и магнитной. Замеры обеих составляющих проводятся в двух частотных диапазонах. Таким образом, получаются четыре характеристики, которые не должны превышать норму. Для справки приведу нормативы, которые можно найти в ныне действующих Гигиенических требованиях к видео-дисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.
(См. таблицу 1).
Для справки: уровень ЭМИ измеряется достаточно сложным прибором – рЕ-метром “АТ-002”. В розничной продаже его нет…
Довольно распространенный вопрос: можно ли снизить ЭМИ до нормы с помощью защитного экрана? Можно, но ненамного. В одной школе мне пришлось столкнуться с весьма оригинальным решением проблемы излучения: на персоналку нахлобучили аж три защитных экрана. Якобы для снижения ЭМИ. Не знаю, удалось ли таким образом повысить экологичность машины, но то, что сквозь “защитную завесу” с трудом пробивался свет монитора, – это правда. Не представляю, как можно работать за такой машиной – буквы расплываются. Какое напряжение на глаза!
Подобное инженерное решение школьного программиста-одиночки ассоциируется у меня с другим, не менее курьезным, правда, в другой области. Всем автолюбителям наверняка известно, что номер бензина, точнее октановое число, означает его детонационную стойкость. Чем лучше бензин очищен – тем выше стойкость, а следовательно, и октановое число. В иномарку, например, 80-й бензин не заправишь – она просто не поедет. А вот 95-й вполне сгодится.
Так вот химики додумались до того, что изобрели способ повышения октанового числа не за счет очистки бензина, а за счет его этилирования, то есть добавления химического вещества тетраэтил свинца. С одной стороны – большая экономия на очистке. Но с другой… Во-первых, этилированный бензин ядовит как сам по себе, так и его продукты сгорания. Во-вторых, тетраэтил свинца моментально разрушает нейтрализаторы, установленные на иномарках для очистки выхлопных газов.
Вывод можно сделать весьма банальный: экономить на здоровье глупо.
Институт возрастной физиологии Российской академии образования провел исследование влияния компьютера на детский организм. Изучались умственная работоспособность, состояние центральной нервной системы и зрительного анализатора детей при работе на ЭВМ.
Не вдаваясь в медицинские тонкости, замечу, что в результате исследования получены данные, которые могут иметь практическое применение в школьной практике, в частности – при составлении расписания. Полученные данные доказали, что аккомодационная система глаза, то есть способность глаза ясно различать предметы и символы, при работе на компьютере в первой и второй половине дня различна (см. таблицу 2).
Проанализировав таблицу, можно сделать вывод: уроки информатики целесообразно проводить утром, когда зрительное утомление ребенка минимально. Важно учитывать и то, что утомляемость центральной нервной системы детей во второй половине дня значительно выше, чем в первой.
Проблему неблагоприятного воздействия ЭВМ на организм ребенка я попросил прокомментировать Дину Синякову, зав. отделом надзора за условиями воспитания и образования детей и подростков Московского ЦГСЭН:
– Общение с компьютером на уроках информатики совершенно безвредно при условии соблюдения санитарных норм. Я имею в виду время работы на ЭВМ – не более получаса в день и нормальный уровень электромагнитного излучения машины.
Если же сидеть за компьютером часами, играя в “стрелялки” или раскладывая пасьянс, то гарантирована не только быстрая потеря зрения, но и различные нервные расстройства. Так что “компьютерная угроза” скрыта не в школьном расписании, а в домашних персоналках, и родителям следует обратить на это внимание…
Компьютеризация школы выводит сегодня IBM за пределы уроков информатики. Разработаны электронные версии учебников географии, физики, истории. В некоторых школах компьютерные издания стали неотъемлемой частью учебного процесса. Они гораздо нарядней и динамичней своих “бумажных” предшественников. Однако компьютеру пока не удается вытеснить книгу из учебного процесса. Да и не удастся, я думаю, никогда. Дело даже не в СанПиНе, который ограничивает время общения с дисплеем. Учеными давно доказано, что степень визуальной агрессивности учебника в несколько раз ниже, чем компьютера. В этом, наверное, главное преимущество книги перед IBM.
О здоровьесберегающих технологиях в издании учебной литературы рассказывает Любовь Тенишева, сотрудник Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков:
– Скажу прописную истину, но о ней, увы, часто забывают. Сегодня авторам учебных пособий и издателям следует чаще задумываться о тех, для кого они работают, и не пренебрегать возможностями, которые открывает современная полиграфия.
Острота зрительного восприятия ребенка, реакция, работоспособность, то есть все составляющие нормального усвоения материала во время чтения, зависят в основном от трех факторов: удобочитаемости, эффективной продолжительности чтения и способа предоставления информации. Был проведен эксперимент, установивший зависимость между скоростью чтения (это интегральный показатель удобочитаемости) и размером шрифта. Наиболее оптимальным оказался 11-й кегль.
В результате другого эксперимента удалось найти оптимальный способ представления материала на страницах учебника. Соотношение текста и зрительной информации (таблицы, схемы) “50 на 50” снижает утомляемость на 20 процентов. А разнообразие шрифтов и цветов в тексте повышает усваиваемость информации на треть…
Представляете, сколькими возможностями пренебрегают издательства, экономящие на краске и бумаге!
Как видите, прогресс возможен даже в традиционных областях. Я имею в виду книгоиздание. Так что одинаково не правы и радикальные реформаторы, усматривающие будущее в повальной компьютеризации, и консерваторы, которые отметают возможность любых изменений и экспериментов в образовании. Единственной непоколебимой догмой остается здоровье подрастающего поколения. Наверное, поэтому среди критериев оценки образовательных нововведений главным должен стать – здоровьесберегающий.

Дмитрий ЕГОРОВ

Таблица 1

Таблица 2

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте