При воспитании гражданственности учителя часто обращаются к духовно-нравственным, патриотическим темам, ко всему тому, что помогает сформировать систему общенациональных ценностей, которые стали в последнее время крайне актуальными и приоритетными.
В связи с этим сегодня возникают проблемы, которые трудно решаются. Именно в наши дни, как никогда, мы наблюдаем неожиданные отклонения от тех качеств, которые мы хотели бы видеть в наших выпускниках. Эгоизм, равнодушие к чужой боли, оценка людей по материальному положению, лицемерие в поведении, грубость, отсутствие доброты и скромности – такие черты, к сожалению, появляются у части нашей молодежи.
Издавна общечеловеческая культура и нравственность как ее составляющая основывались на идеалах и образцах, нашедших свое отражение еще в библейских книгах, исторических документах, произведениях литературы и искусства. Образы великих людей прошлого и настоящего питают нравственные чувства школьников. Уроки истории, обществознания помогают подросткам определить их жизненные и нравственные гражданские ориентиры.
Каково же отношение подрастающего поколения к историческим событиям? На итоговом уроке по Гражданской войне в России я предложила одиннадцатиклассникам пофантазировать, на чьей стороне они смогли бы выступить в 20-е годы XX века. Ребята откликнулись без особого энтузиазма: 15% предположили, что стали бы воевать за белых, 23% – за красных, 37% решили не связываться ни с кем, а оставшиеся 25% предпочли бы эмигрировать в более спокойную страну. Социальный строй, его политика привели к искажению нравственных ценностей. Перефразируя известную фразу Петра Столыпина, можно сказать, что молодежь тоже, как и они в свое время, не хочет великих потрясений. А нужна ли ей великая Россия?
Образы великих людей прошлого и настоящего питают нравственные чувства школьников. Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в том, чтобы ребята научились самостоятельно оценивать исторические события, составлять собственное мнение о происходящем.
Когда ученик 6-го класса выясняет, что древнерусский князь Святослав под пером Нестора предстает идеальным мужем и храбрым воином, а в описании византийского историка Льва Диакона выглядит как глупый варвар, ему поневоле приходится, внимательно изучив обе позиции, делать свой собственный выбор, взять на себя труд самостоятельно изучить исторические события.
Поэтому учителя истории, обществознания все чаще используют нетрадиционные виды уроков, развивающих творческую самостоятельность учеников, когда полученные знания становятся частью собственного опыта.
Это, например, уроки – защита проектов. В прошлом году мы выбрали тему «Наши знаменитые земляки». Итоги работы можно было представить в виде реферата, иллюстрированного стенда, массовой тематической игры. Лучшими стали рефераты «Генерал А.Ермолов и его время», «Фельдмаршал М Ф. Каменский. Портрет на фоне эпохи». Ценность этих работ в их гражданственности, в том, что их авторы смогли погрузиться в мир мыслей и чувств этих исторических лиц, сформировать личностное отношение к своим героям.
Духовно-нравственное, гражданское воспитание молодежи – это и воспитание на лучших традициях русского народа, изучение исторического прошлого России, возвращение к нашим истокам. Гражданское воспитание и как важная часть ее – патриотическое может сводиться только к участию детей в играх «Зарница» и «Орленок», Парадах Победы, несению вахты на Посту №1, смотру строя и песни, это еще и мероприятия, посвященные государственной символике, встречи с ветеранами, какие-то конкретные гражданские поступки.
Мы задали старшеклассникам вопрос: «Есть ли что-то такое, чем вы, как гражданин России, могли бы гордиться?» Большинство гордятся – Победой в Великой Отечественной войне, историей страны в целом, культурным наследием. Не нашлось таких, кто сказал: «Нам гордиться нечем».
Каждый год, когда я веду выпускной класс, предлагаю ребятам на одном из последних уроков обществознания составить небольшой футурологический прогноз (каким они представляют будущее цивилизации и каким видят себя в перспективе).
Более 10 лет назад, говоря о будущем, ребята делали упор на технические изменения, результаты влияния научно-технической революции на жизнь общества и мало говорили о себе, а сегодня большинство выпускников видят себя в будущем профессионалами в своем деле, у которых крепкая семья и хорошие дети, материально обеспеченными, здоровыми и физически сильными, а также свободными и независимыми. Это стандартный «европейский набор» ценностей, характерный для представителей среднего класса, который можно реализовать только в условиях стабильного и развивающегося общества, а именно такой большинство выпускников видят свою Родину в XXI веке. Среди ценностей молодых граждан России ее будущее занимает одно из важных мест.
М.ГРЕКОВА, учитель истории и обществознания лицея №32, Орел
Комментарии