Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Будущее города – за подрастающим поколением

УГ - Москва, №35 от 30 августа 2011. Читать номер
Автор:

​Анна ХАЛЕВА, начальник Зеленоградского окружного управления образования: – Рассказывая о нашем округе, о готовности образовательных учреждений к новому 2011-2012 учебному году, не могу не начать с той большой и очень важной работы, которая была проведена в прошедшем учебном году. Ведь именно результаты этой работы во многом послужат основой для успешной деятельности системы образования округа и ее развития в новом учебном году.

Новая система записи в ДОУ, обеспечение местами всех дошкольников-очередниковВ октябре 2010  года в столице была введена новая система записи в детские сады через Интернет. Перед нами стояла задача налаживания этой системы взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, была создана окружная служба информационной поддержки (ОСИП), специалисты которой работают с заявлениями родителей по интернет-записи и ведут личный прием. Информирование о предоставлении мест в детских садах теперь осуществляется преимущественно посредством электронной почты, а также с использованием телефонной и почтовой связи –   личного посещения окружного управления образования для получения места (путевки) теперь не требуется. На форуме нашего официального сайта мы получили немало положительных откликов от родителей дошколят, которые свидетельствуют, что новая система работы понятна и удобна родителям. Скажу больше,  многие воспринимают ее как некое чудо, вызывающее удивление и заслуживающее благодарности. Но на самом деле никакого чуда, конечно же, нет, абсолютно нормально, когда  устройство ребенка в детский сад  происходит с использованием современных технологий и занимает минимум времени в связи с отсутствием очередей. Важнейшей задачей, которую мы  решали в прошедшем учебном году, стало предоставление мест в детских садах. Те дополнительные места, которые потребовались, чтобы принять всех желающих, мы создавали путем перепрофилирования помещений в начальных школах – детских садах, школах с дошкольным отделением, детских садах, а необходимые средства для этой огромной работы  нам выделил Департамент образования. Ни в коем случае речь не шла о закрытии спортивных или музыкальных залов, перепрофилировались только групповые помещения. Несмотря на то что мы не смогли всем без исключения желающим предоставить места в дошкольных учреждениях рядом с домом или в каком-то конкретном детском саду, тем не менее места были предложены всем желающим, вставшим на очередь до 1 марта 2011 года. Уделяя внимание обеспечению качества дошкольного образования, мы стараемся наладить как можно более эффективную обратную связь с родителями наших воспитанников. Помимо традиционных обращений в окружное управление образования у жителей округа есть возможность обсуждать различные аспекты деятельности дошкольных учреждений на форуме официального сайта ЗелОУО, задавать вопросы специалистам управления и оперативно получать ответы. На нашем сайте также работает прямая линия связи с начальником управления, то есть информация о тех или иных проблемах поступает непосредственно ко мне,  в каждом отдельном случае для меня очень важно разобраться в ситуации и постараться предотвратить повторение подобных инцидентов, повлекших жалобы родителей.Одним из главных направлений работы в 2010-2011 учебном году стала подготовка  учителей начальных классов к переходу на образовательный стандарт второго поколения, который начнет действовать с 1 сентября 2011 года. Огромная работа была проведена в этом направлении Департаментом образования, МИОО, ЦИТУО, окружными управлениями образования и окружными методическими центрами. В нашем округе стажировка учителей будущих первоклассников проводилась на базе шести пилотных школ Зеленограда, осуществлявших опережающее введение ФГОС НОО, – №№1701, 2045, 1353, 1912, 1692 и 852. В соответствии с новым стандартом компьютер и другое цифровое оборудование первоклассники этих школ под руководством педагогов использовали при изучении того или иного предмета наравне с тетрадкой и ручкой. Наряду с традиционным письмом ребята осваивали клавиатурный набор текста, а в процессе изучения предметов использовали различные источники информации, в том числе Интернет, учились фиксировать на видеокамеру образы окружающего мира,  применяли цифровой микроскоп и другое оборудование. Информатизация: электронные сервисы, обучение учителейВзаимодействие образовательных учреждений округа в 2010-2011 учебном году происходило по сетевому принципу, при этом активно работали два ресурсных центра по информатизации на базе гимназии №1528 и школы №1701. Выросло участие педагогов  округа в создании курсов с ИКТ-поддержкой, активно  шло обучение педагогов  на курсах предметной ИКТ-компетентности и общепользовательской ИКТ-компетентности. Эту работу мы продолжим и в новом учебном году, не только  для повышения качества образовательного процесса и дальнейшего внедрения электронных сервисов, но и просто потому, что живем в такое время, когда  наши ученики с каждым днем обнаруживают все большую ИКТ-компетентность. Безусловно, педагоги просто обязаны идти в ногу со временем. До конца 2011 года в образовательных учреждениях Москвы будут внедрены электронные журналы и дневники. Все школы нашего округа уже зарегистрированы в городской школьной информационной системе, для них были проведены обучающие семинары. 24 августа 2011 года для администраторов школьных электронных журналов прошло обучение в рамках городской стажировочной площадки на базе гимназии №1528. В наступающем учебном году мы запланировали серию семинаров, которая должна помочь школам разрешить все затруднения и перейти на новую форму предоставления государственных услуг, в данном случае образовательных, уже в электронном виде. Для более успешного решения этой задачи столичные власти планируют обеспечить педагогов Москвы служебными ноутбуками,  обновить классы информатики.Подготовка к введению третьего часа физической культурыС 1 сентября 2011 года во всех школах России появится третий урок физкультуры, который необходим для  увеличения двигательной активности и укрепления здоровья школьников. Это нововведение коснется всех обучающихся с 1-го по 11-й класс. Уроки будут проводить по утвержденным Министерством образования и науки программам, в каждой из которых есть вариативная часть. Содержание вариативной части формируется учителем физкультуры, она может включать расширение предмета, оздоровительное направление (пилатес, корригирующая гимнастика) или же углубленную спортивную направленность (аэробика, самбо, футбол, баскетбол). Каждая школа  уже определила  свою направленность и разработала предварительное календарно-тематическое планирование. Поскольку не все школы располагают несколькими спортивными залами, каждому образовательному учреждению мы порекомендовали разрабатывать свои варианты использования имеющихся ресурсов. Варианты могут быть различными: от использования тренажерного зала и приспособленных помещений до пришкольного стадиона и близлежащего ФОКа. Мы также провели переговоры с руководством физкультурно-оздоровительных комплексов, которое готово рассмотреть варианты проведения уроков на своей базе. Например, в школе №638, известной в нашем округе и за его пределами своими спортивными успехами, педагоги в качестве третьего урока физкультуры и вариативной части выбирают спортивные игры, в которых с удовольствием участвуют дети. Школа стала участником московского эксперимента по программе интегративного курса физического воспитания для начальной школы на основе футбола. Учитель физкультуры Д.Солдатов вместе с учениками прошел пятидневный международный семинар-практикум в Москве. Итог этого участия – футбольный сертификат ФИФА. Дети стали лауреатами и призерами фестивалей по этой программе. У программы прекрасное методическое обеспечение,  это может быть использовано школой в качестве вариативной части, третьего часа физической культуры.Участие в пилотном проекте по развитию общего образования В прошедшем учебном году стартовал пилотный проект по развитию общего образования Москвы. С одной стороны, речь идет о финансово-экономических механизмах, которые приходят на смену прежним (новая система финансирования образовательных учреждений, новая система оплаты труда педагогов), с другой – об открытости, самостоятельности и гораздо большей ответственности образовательных учреждений в связи с открывающимися перед ними новыми возможностями и перспективами. Лично у меня реализация проекта в целом  не вызывает опасений. Я вижу реальные перспективы внедрения механизмов, влияющих на повышение качества образования, индивидуальный подход к качеству работы каждого педагога, широкое вовлечение родительской общественности в управление образовательными учреждениями, оценку их деятельности. Если бы пилотный проект стартовал много раньше, в то время, когда я работала директором школы, я бы сразу воспользовалась этой возможностью, потому что вижу большие перспективы для реализации управленческих решений и выхода на качественно новый уровень. Опасения, связанные с участием в проекте, могут возникнуть лишь у руководителей, не привыкших проявлять инициативу и не слишком восприимчивых ко всему новому, ведь теперь деятельность школы, качество ее работы будут зависеть от их собственных управленческих решений. Причем решения эти должны быть коллегиальными, обоснованными и грамотными. В случае когда вместе со свободой в распоряжении финансами на руководителей образовательных учреждений и коллективы будет возложена соответственно и большая ответственность, для некоторых это может стать проблемой. На мой взгляд,  речь идет о меньшей части руководителей. Это человеческий фактор, с которым нам предстоит работать – учить, направлять, помогать, поддерживать, а в случае необходимости и  заменять руководителя на более грамотного, современного, инициативного управленца. Недавно мне задали вопрос, каким образом была выбрана та первая пятерка школ округа, которая принимает участие в пилотном проекте с 1 апреля 2011 года. Сразу вспомнила одно из первых совещаний с руководителями наших образовательных учреждений, когда мы представили им информацию о новых финансово-экономических механизмах, в том числе  о переходе на новую систему оплаты труда. Конечно же, не все отнеслись к этой информации одинаково. Мы предложили принять участие в проекте некоторым школам, обращая при этом самое пристальное внимание на инициативность и желание руководителей и педагогических коллективов. К счастью, произошло необходимое совпадение интересов. Желающих было больше, но именно руководители первой пятерки пилотных школ проявили наибольшее желание участвовать в проекте и получили поддержку своих коллективов, а значит, их в первую очередь поддержали и мы. Говоря о первых пилотных школах, которые на сегодняшний день уже проделали огромную подготовительную работу, хочу отметить, что все это  средние общеобразовательные школы, то есть учреждения, которые ранее не имели повышенного норматива финансирования, как, например, гимназия или лицей. Скажем, школа №1194 – стабильный профессиональный коллектив педагогов, имеющий большой опыт участия в экспериментальной работе, обладающий высоким творческим потенциалом, активный участник приоритетного национального проекта «Образование». В прошедшем учебном году школа №1194 работала в качестве ресурсного центра по теме  «Система профориентационной работы в условиях профильной школы». Школа №853 – образовательное учреждение, стабильно дающее высокие результаты обучения, куда родители стремятся привести своих детей. Ученики этой школы традиционно  становятся победителями региональных предметных олимпиад, окружных и городских конкурсов и научно-практических конференций, городского тура интеллектуального марафона наравне с лицеистами и гимназистами. Руководители всех пяти школ, включая  №№854, 617 и 718, инициативные, восприимчивые ко всему новому, грамотные управленцы, которые увидели реальные перспективы в переходе на новые нормативы и новую систему оплаты труда и получили полную поддержку своих коллективов. Безусловно, этим школам в прошедшем учебном году мы уделили большое внимание. Для них были организованы групповые и индивидуальные семинарские занятия (от изучения нормативно-правовой базы до практических занятий и расчетов заработной платы сотрудников в новых экономических условиях), заседания «круглого стола». От занятия к занятию мы видели, как растут заинтересованность директоров, их грамотность и уверенность в том, что все перспективы  реальны, а результаты  достижимы.  Это настоящие лидеры, которые могут грамотно донести до своих коллективов суть происходящего,  которых коллективы в свою очередь поддерживают. Невозможно переоценить значимость и актуальность повышения квалификации, которое очень оперативно было организовано для первых 125 пилотных школ Москвы Департаментом образования и Московским институтом открытого образования по теме «Новые формы финансово-экономического обеспечения в системе образования Москвы». Семинары по темам «Новая система оплаты труда и ее взаимосвязь с другими механизмами модернизации образования» и «Основные направления введения новой системы оплаты труда педагогических работников» провела в нашем округе заместитель руководителя Департамента образования Москвы Наталья  Шерри.Открытость и прозрачность системы образованияГоворя о такой задаче, как обеспечение информационной открытости и прозрачности деятельности образовательных учреждений, могу сказать, что в этом направлении в последние годы, и особенно в 2010-2011 учебном году, велась очень большая работа.  Прежде всего имею в виду публичные отчеты руководителей на сайтах образовательных учреждений, к которым сегодня предъявляют более строгие требования в плане их содержания и доступности изложения. В 2011 году при Зеленоградском окружном управлении образования был создан экспертно-консультативный совет родительской общественности, состоялось несколько его заседаний. В состав совета вошли инициативные жители округа –  люди разных профессий. Всех их объединяет общая родительская заинтересованность в том, чтобы образовательные учреждения округа были доступными, успешными, открытыми и понятными в своей деятельности, эффективно управляемыми совместно с родительской общественностью. Направив членам экспертно-консультативного совета проект положения об управляющих советах школ, мы сразу же получили от них отклик – поправки, что говорит об  их искренней заинтересованности, неформальном отношении к участию в работе совета.Школы округа работают над созданием управляющих советов. Безусловно, главная задача директора школы – привлечь к сотрудничеству людей неравнодушных, занимающих активную жизненную позицию, способных донести самую важную и полную информацию до родительского сообщества, помочь школе оценить качество ее работы и повысить его. На сайте Зеленоградского окружного управления образования и сайтах дошкольных учреждений размещены сметы доходов и расходов. Таким образом, родители ясно видят, на что потрачены средства, направленные ими дошкольному учреждению  в качестве оплаты за пребывание детей. То же самое относится и к ремонтным работам. Дирекция окружного управления образования создала информационные таблицы, размещенные на сайтах управления и образовательных учреждений, которые обновляют еженедельно и наглядно показывают, какие именно виды работ, в какие сроки, какими организациями и  на какие суммы проводятся, в том числе отражается и процент выполнения этих работ. Подготовка к новому учебному году (ремонт, новое оборудование, благоустройство и т. д.)Система образования определена как одно из приоритетных направлений развития города. Подготовка образовательных учреждений к новому 2011-2012 учебному году проходит в режиме освоения огромных бюджетных средств, выделенных на эти цели. Таких беспрецедентных сумм до сих пор образовательным учреждениям не выделялось,  освоение этих средств – огромная ответственность, в том числе в области контроля над исполнением заключенных государственных контрактов.  Для оснащения образовательных  учреждений нашему округу было выделено около 92 миллионов рублей. Почти на 31 миллион рублей приобретаем учебное оборудование для первых классов школ в рамках внедрения ФГОС НОО. 32 миллиона направлены на  приобретение  новой мебели для школ и детских садов, 13,5 миллиона – на оборудование для пищеблоков. Около 4 миллионов планируем потратить на спортивное оборудование, более 11 миллионов – на учебное оборудование для школ (кабинеты физики, химии, биологии, ОБЖ). 31 миллион рублей выделен нам дополнительно для оснащения перепрофилированных помещений дошкольных групп (мебель, игровое оборудование, мягкий инвентарь).  Пристальное внимание мы уделяем сегодня своевременному завершению благоустройства пришкольных территорий. Все наши руководители – директора школ, заведующие детскими садами, директора учреждений дополнительного образования  – со всей серьезностью и ответственностью относятся к проведению работ в учреждениях и на территориях, осознавая, какие огромные средства выделены нам в преддверии учебного года, чувствуя поддержку города, значимость того, чем мы занимаемся. Будущее города – за подрастающим поколением, поэтому обеспечить доступное и качественное образование, комфортные, безопасные  и современные условия  обучения – важнейшая задача. Замечательно, что город поддерживает нас в этом.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту